"РУКА В РУКЕ И НИЧЕГО НЕ БОЙСЯ! ", или Как принять ребенка с аутизмом
Автор: Гусева Ольга Ивановна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №110», Бирюкова Елена Николаевна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №110», Ивченко Юлия Викторовна, старший научный сотрудник НИЛ инклюзивного образования ОГБУ ДПО «РИРО», г.РязаньАннотация
У детей с ранним детским аутизмом уже в раннем детстве проявляются дефициты коммуникации и социального взаимодействия. Ребенок не проявляет инициативу в общении, не подражает поведению других, не использует указательный жест, не делится своими желаниями и эмоциями. У ребенка с аутизмом могут наблюдаться устойчивые повторяющиеся активности, интересы, формы поведения, приверженность рутинам, неприятие малейших изменений окружающей среды. Отставание в развитии вербальной коммуникации не восполняется ребенком самостоятельно в форме использования жестов и мимики. Каждый случай аутизма очень индивидуален, т.к. степень проявления различна и варьируется от крайней степени проявления до малозаметных особенностей.
Родители, воспитывающие детей с особенностями в развитии, в том числе детей с аутизмом, зачастую пребывают в растерянности, не знают где и как получить помощь. Федеральный государственный образовательный стандарт и федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования ориентируют педагогов на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с аутизмом.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников детского сада, имеющими особенности развития, начинается с бесед и консультаций специалистов по вопросам принятия родителями своего ребенка, его психических, интеллектуальных, физических качеств. Примерный ход такой беседы представлен в данной статье, которая будет полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, специалистам, организующим психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ранним детским аутизмом на уровне дошкольного образования, родителям, воспитывающим таких детей.
"Нет ложной надежды, есть ложное отчаяние."
Гленн Доман
В семье родился малыш. Счастью родителей нет предела. На ребенка возлагаются большие надежды. Он должен вырасти здоровым, успешным, талантливым.… Но время идет, малыш подрастает, и родители замечают, что их ребенок не такой, как все. К шести месяцам он не проявляет эмоций. Даже встреча с мамой не вызывает у него смены эмоционального фона. К девяти месяцам не пытается лепетать, не ищет визуального контакта, смотрит не в глаза, а как бы через Вас, не реагирует на свое имя, при сохранном слухе, не принимает ласку родителей – сфера социального взаимодействия нарушена. К первому году жизни становится отчетливо заметна задержка разговорной речи, причем ребенок не пытается компенсировать ее другими формами общения (например, жестами). И со временем симптоматика усугубляется: ребенок использует игрушки не по назначению, ему не интересны игры со сверстниками, появляется избирательность в еде, проблемы со сном. Родители начинают бить тревогу, обращаться к специалистам. И вот получен диагноз – ранний детский аутизм.
Родителей одолевает отчаяние, и все чаще возникает вопрос: «Почему именно наш ребенок?» Затем, как правило, отчаяние сменяется принятием диагноза и начинается ежедневная кропотливая работа. Но, не смотря на выполнение всех рекомендаций, регулярные занятия и упражнения, положительной динамики может так и не наблюдаться. «Доброжелатели» со стороны усугубляют ситуацию: «Зачем работать с «безнадёжным»? Толку нет, и не будет. Не тратьте время, деньги, силы…»
Работать нужно! Даже когда нормы нет, и не предвидится, когда нет речи, когда сильно снижен интеллект. Кому это нужнее: ребенку или родителям? Пожалуй, родителям нужнее. Потому, что вряд ли есть что-то хуже, чем день изо дня смотреть на погруженного в себя малыша и … ни чего не делать. Когда в голове смешались отчаяние, боль, обида, смертельная усталость от того, что один день похож на другой своим отсутствием событий. Нужно начинать действовать! Это тот случай, когда дорога важнее пункта назначения. Да, ребенок, не поступит в университет. Возможно, он не начнет говорить, низкими будут навыки самообслуживания. Но в его жизни будет что-то происходить! А жизнь родителей наполнится смыслом. Нет, не исправить тотально, но пребывать и сделать что то новое, дать еще одно свежее ощущение, заставить еще одну нервную клетку в голове ребенка сокращаться и работать. Чтобы наполнить смыслом присутствие в этом мире.
Нет бессмысленных жизней, есть страшные социальные штампы, мешающие увидеть значение любого, самого маленького шага вперед. Нет такого человека, у которого мозг был бы не способен к развитию. И если задуматься о том, что смысл любой жизни в том, что бы измениться на маршруте из пункта А в пункт В, то станет понятно, что итоговая планка этого развития – университет или самостоятельно взятая в руки ложка – не так уж важна.
Нет безнадежных!!! Большую помощь родителям в данной ситуации может оказать дошкольная образовательная организация, в котором есть специалисты по данному профилю. И вот малыш на пороге детского сада: незнакомое помещение, новая обстановка, незнакомые люди. Все это для ребенка большой стресс. И нужен человек, которому ребенок будет полностью доверять. Но это доверие нужно заслужить.
Сначала малышу неинтересно в группе. Он бесцельно передвигается из угла в угол либо раскидывает игрушки. Если не досмотреть за таким ребенком, то он легко может убежать из группы. Поэтому очень важно, чтобы педагог стал для малыша другом и надежной опорой. И в конечном итоге, главная награда для педагога, в том, что ребенок начинает доверять ему!!! Спасибо тебе, малыш!!! Ты ищешь мою ладонь, ты бежишь ко мне. Ну что же? Давай вместе пройдем по нашему детскому саду. Вот здесь проходят музыкальные занятия. Постоим, послушаем. Спустимся вниз. А тут занимаются старшие ребята. Пройдем мимо кухни. Всегда здесь останавливаемся, чтобы почувствовать запахи. Малыш это любит, он хороший «нюхач». Такая модальность у него хорошо развита. Давление на мою ладонь сразу ослабевает. Спокойно продолжаем наше путешествие. И вот на пути физкультурный зал. О, счастье, малыш свободен! Прошел по всем лавочкам, разбросал мячи. Складывать приходится мне, но зато он выплеснул свою энергию и успокоился. Заходим в младшую группу. Дети неспешно собираются на прогулку. Тебе шесть, а этим по два года и они многое уже умеют из того что мы с тобой только должны освоить. И вдруг малыш пронзительно кричит, значит, нам пора возвращаться в группу. «Полевое поведение» – так называют ученые такое состояние, при котором контроль свернулся в клубочек и позволил психике разгуляться. Мы возвращаемся в группу. Ребенок уже совсем спокоен. Сейчас то же пойдет гулять. А мы будем думать, как еще помочь малышу.
Наш малыш не говорит, но нет детей, которые абсолютно молчат. Он всегда пытается рассказать о чем-то на своем языке. Он умеет издавать резкие отрывистые звуки, как чайка, пристально и настойчиво заглядывает в глаза, постоянно пытается дотронуться до взрослого. Или щебечет, не переставая, как маленькая птичка. Медики пишут, что «речи нет» или «ребенок безречевой». Но общение – это больше чем речь. Нет детей, которые не хотят общаться. Достаточно лишь понять, что кроме привычного языка есть и другие. Невербальная коммуникация важна не менее вербальной. А дальше только слушать и смотреть. Что значит научить ребенка говорить? Это научить его, как иностранца, нашему языку, только и всего. Я научу тебя моему языку. А ты обещай научить меня своему.
Малыш, ты не волнуйся, ничего не бойся. Ты попал в хорошие руки, к людям, которые всегда тебя поймут. Окружат тебя заботой, пониманием, добротой. Будешь расти, будешь развиваться, будешь учиться, будешь взаимодействовать. И все у нас получится!
Литература:
1. О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства Просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных государственных стандартов общего образования и образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08 ноября 2022 № 955 – Текст: Электронный// Консультант плюс. Версия Проф. – Москва: 2022.
2. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования: утверждена приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1022/ Министерство просвещения Российской Федерации. – Текст: Электронный// Консультант плюс. Версия Проф.– Москва: 2022.
3. Доман Г. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга / Г.Доман. – М.: Медиакит, 2007. – 330 с.
4. Ивченко Ю.В. К вопросу изучения коммуникативных функций дошкольников с РДА// Актуальные проблемы науки: взгляд студентов: материалы Всероссийской с международным участием студенческой научной конференции: в 2 ч. / отв. ред. О. В. Кублицкая. – Санкт-Петербург: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2023. – С.397-400.
5. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей / Л.Г. Нуриева. – М.: Теревинф, 2017. – 130 с.
6. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг– М.:Теревинф; 2021. – 288 с.
Материал во вложении (pdf 181KB)
Скачать вложение