1, 2, 3 – все профессии важны!
Автор: Воистинова Татьяна Михайловна, учитель-логопед; Савушкина Елена Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №123» г. РязаньКонспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи.
Выбор коммуникативной направленности как принципиальной, содержательно организующей основы определяет адекватную цель – развитие речевой коммуникации воспитанников с тяжёлым нарушением речи (ТНР), как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Проводя коррекционную работу по развитию речи наших детей, мы заметили, что при обогащении их представлений об окружающей действительности расширяются их речевые возможности. Это выражается прежде всего в том, что дети становятся более самостоятельными в высказываниях во время непрерывной образовательной деятельности. Однако некоторые из них остаются беспомощными в ситуациях межличностного общения. При очевидном лексическом дефиците, отсутствии в словаре типовых этикетных форм, воспитанники к тому же редко способны в реальной ситуации общения строить фразы или рассказ.
При коммуникативном подходе основной формой нашей работы является речевая ситуация, т.е. ролевая игра по определённой лексической теме. Каждый раз, беря новый словарный материал, мы прорабатываем 3 этапа:
1. Предварительный, на котором мы знакомим детей с предметом обсуждения в занимательной форме с использованием сказочного персонажа, анимационного героя. На этом этапе мы проводим такие речевые игры, как «Добавь слово», «Скажи наоборот», «Кто больше назовёт действий?» и т.п.
Этот этап завершается проигрыванием микродиалогов «вопрос-ответ», «сообщение-вопрос-ответ», «побуждение к действию-вопрос (уточняющий)-ответ» по теме речевой ситуации: «Что я чувствую», «Путаница», «Почему ты хочешь стать…волшебником?» и другие.
2. Речевую ситуацию мы организуем на репродуктивном этапе нашей работы в форме ролевой игры. В её основе лежит речевое общение детей в соответствии с распределенным между ними игровым сюжетом: «Разговор через стекло», «Коврик примирения», «Пойми меня», «Экскурсия в зоопарк», «Морское путешествие» и другие. После проигрывания одного сюжета обсуждаются действия участников, и только после этого происходит переход к следующему сюжету.
3. Работу над темой речевой ситуации мы завершаем на третьем этапе – результативном, на котором особое внимание уделяем работе над развитием связного монологического высказывания с опорой на символический или картинно-символический план, а также на речевой опыт, приобретённый на первом и втором этапах.
Накопленный за время работы по данной теме опыт позволяет сделать вывод о том, что значительно обогащается пассивный и увеличивается активный словарь воспитанников. У детей появляются интересные сюжеты для игр, активнее ведётся распределение ролей в них. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны - сама игра развивается под влиянием развития речи.
Цель: формировать у детей представления о труде и профессиях на основе жизни человека.
Задачи:
* Образовательные:
- совершенствовать знания о необходимости и важности разных профессий;
- активизировать наминативный и глагольный словарь по темам: «Профессии», «Инструменты».
* Развивающие:
- развивать речевое дыхание и силу голоса;
- развивать умение изменять интонацию высказывания;
- развивать словарный запас, способность выражать свои мысли, стимулировать речевую активность;
- развивать психические процессы: внимание, мышление, речь, воображение;
- развивать коммуникативные навыки у детей.
* Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к людям разных профессий;
- воспитывать приветливость, формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет;
- воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Оборудование: проектор; экран; слайд с иллюстрацией к рассказу Е.Пермяка «Для чего нужны руки»; слайды с изображением людей разных профессий, карточки с изображениями инструментов и профессий, 4 обруча; картинки для игры: «4-ый лишний»; игрушка-самолёт; слайды с изображением транспорта; картинки с изображением на развитие зрительного внимания
Ход непрерывной образовательной деятельности:
1. Организационно-мотивационный этап.
Логопед:
- Дети, я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом по кругу. Я начну, а Света продолжит; «Доброе утро, Света!», «Доброе утро…», «Доброе утро всем!» (дети поднимают руки вверх)
- Какой сегодня чудесный день! Я подмигну вам, а вы подмигните мне и друг другу.
- Посмотрите, кто к нам в группу залетел и улёгся.
Кеша (воспитатель):
- Здравствуйте, ребята, я лежу, потому что не люблю и не хочу ничего делать.
Логопед:
- Ребята, как вы думаете, без чего не может прожить человек?
Дети: - Человек не может жить без воздуха, без воды, без хлеба.
Логопед:
- А ещё человек не может жить без труда. Давайте это поможем понять нашему Кеше.
Дети: В лесах, на горах, у морей и у рек –
Повсюду мы братьев найдём.
Везде, где русский живёт человек,
Он Родину славит трудом.
2. Основной (содержательный) этап
Логопед: (обращая внимание на иллюстрацию на мольберте)
- Ребята, из какого рассказа эта иллюстрация?
Дети:
- Эта иллюстрация из рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».
Логопед:
- По мнению героя рассказа Пети, для чего людям нужны руки?
Дети:
- Петя отвечал деду, что руки нужны для того, чтобы в мячик играть, ложку держать, кошку гладить, камешки в речку бросать.
Кеша:
- А как вы, ребята, думаете, для чего руки нужны человеку?
Дети:
- Руками можно строить дом, рисовать картины, управлять машиной, готовить вкусные блюда…..
Логопед:
- Да, руки нужны для того, чтобы трудиться. Давайте посмотрим на эти иллюстрации и расскажем Кеше, какую пользу приносят люди разных профессий, но работать будем в парах. Один человек будет задавать вопрос по картинке, а второй – отвечать с восклицательной интонацией.
Дети:
1. Повар готовит вкусную еду? 2. Повар готовит вкусную еду!
2. Строитель строит высокие дома? 2. Строитель строит высокие дома!
3. Ветеринар лечит больных животных? 3. Ветеринар лечит больных животных!.... и т.д.
Кеша:
- А как вы думаете, какая профессия самая важная?
Дети: (отвечают)
Логопед:
- Значит, можно сделать вывод: «Все профессии важны – все профессии нужны».
Сделайте вдох (3 сек), а на выдохе произнесите фразу: «1,2,3 – все профессии важны» (повторяется несколько раз индивидуально и хором).
Логопед:
- Для того, чтобы человек любой профессии работал хорошо, люди придумали и изготовили разные предметы и инструменты.
Следующая игра называется «Кому что нравится». (Педагог выбирает четырёх водящих и раздаёт им карточки с изображением парикмахера, врача, повара, продавца. Ведущие встают в четыре обруча, а остальные дети берут карточки с изображением инструментами под музыку бегают по кругу. Во время паузы, дети, определив. Кому нужен этот инструмент, подходят к ребёнку, изображающему данную профессию. Побеждает команда, которая быстрее соберётся у своей профессии (игра повторяется 2 раза).
Кеша:
- А я вам предлагаю игру «Четвёртый лишний» (предлагаются картинки):
Ножницы, весы, зеркало, расчёска.
Пила, таблетки, градусник, шприц.
Букварь, указка, кастрюля, глобус… и т.д.
(Дети называют лишний предмет и объясняют свой выбор)
- С заданием справились, молодцы, пора и отдохнуть!
Физкультминутка:
(под музыку изображают движения за педагогами, изображая водителя, лесоруба, художника, балерины….
Кеша:
- Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
- А на чём? (ответы детей)
Логопед:
- А как одним словом называется то, что вы сейчас перечислили? (транспорт)
- Давайте поиграем в игру и расскажем Кеше «Кто управляет транспортом?»
Кеша:
- Передавайте друг другу мою любимую игрушку (самолётик) и смотрите на экран.
(на экране по одной появляются картинки, дети передают друг другу «самолётик» и произносят фразу:
На тракторе – тракторист.
На поезде - …
На самолёте - …
На корабле - …
На автомобиле - … и т.д.
Кеша:
- Спасибо, ребята, как много профессий я узнал.
Логопед:
- Ребята, сейчас на короткое время, вы станете пилотами и будете глазами следить за полётом самолёта на экране
(дети выполняют зрительную гимнастику)
Кеша:
- Ребята, пока я лежал на диване, написал предложения о том, как работают люди различных профессий. Проверьте, пожалуйста, правильно или нет.
Игра «Путаница»:
Повар приготовил вкусный дуб
К больному пришёл грач.
Садовник поливает цветы из шейки.
Портной сшил плач.
Водитель сидит за кулем…и т.д.
(Дети повторяют исправленные предложения).
Кеша:
- Ребята, спасибо вам за интересные игры и знания. Я вот тут нарисовал много разных предметов. Но у меня было мало бумаги, и я нарисовал на одном листе и инструменты, и другие предметы. Предлагаю каждому найти инструмент и разукрасить его.
(Дети раскрашивают инструменты и дарят рисунки Кеше и он уходит)
3. Заключительный (рефлексивный) этап.
Логопед:
- Кому мы сегодня много рассказывали о профессиях людей?
- Смогли мы это сделать?
- Есть такая пословица: «Будешь трудиться - будет и у тебя и хлеб и молоко водиться». Как вы её понимаете? (Ответы детей) Дома вместе с родителями сделайте презентацию об их профессиях, чтобы в следующий раз нам об этом рассказать.
Список литературы:
1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 1. Книга 2. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 135 с.
2. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир человека. Профессии. - М.: Школьная Пресса, 2015. – 37 с.
3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий. – Б.: Николаев, 2004. - 52 с.
4. Крушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии». - М.: Гном, 2011. – 48 с.
5. Шалаева Г.П. Кем мне стать? - М.: ЛитРес, 2009. – 210 с.
Скачать вложение