Адвент-календарь, как средство повышения познавательной активности у детей дошкольного возраста
Автор: Гвоздкова Мария Сергеевна, Ермакова Оксана Евгеньевна, Самосудова Юлия Игоревна, воспитатели МАДОУ "Детский сад №147" г. РязаньВ современном мире дошкольное образование развивается быстрым темпом. Это требует внедрения новейших методов, способов и приемов в практику работы детского сада. На первый план выходит развитие познавательных интересов у детей и формирование позитивной мотивации к дальнейшему обучению. И педагогу приходится искать более эффективные пути решения задач в своей работы. В нашем ДОУ мы используем адвент-календарь для повышения познавательной активности.
Родина адвент-календаря – Германия. Еще в 19 веке в период Адвента немцы рисовали 24 палочки на стенах или двери дома, и каждый день разрешали детям стирать одну палочку, приближая долгожданный праздник. При этом дети должны были прочитать молитву и вспомнить хорошие и плохие поступки за день. А в начале 20 века издатель Герхард Ланг спроектировал первый адвент-календарь, который был напечатан в типографии и быстро разошелся по всей стране.
Созданный еще в начале 20 века адвент-календарь приобретает все большую популярность среди педагогов, как метод привлечения и сохранения устойчивого интереса детей к какому-либо событию.
Цель использования адвент-календаря: создание условий для стимулирования познавательной активности детей.
Адвент-календарь позволяет решать множество педагогических задач:
-
создать атмосферу ожидания праздника в группе. Как и в начале своего пути, адвент-календарь может быть создан перед каким-нибудь праздником (Новый Год, Масленица, Осенний утренник и др.);
-
развивать самостоятельность. Взрослый только знакомит детей с календарем и правилами его использования. Дети работают дальше самостоятельно;
-
формировать интерес к познавательной деятельности. Дети ждут возможности открыть новое окошко и узнать, что будет дальше. Стараясь выполнить быстрее задание на сегодня, они как бы приближают «завтра», стремясь к новым знаниям и новым свершениям.
-
развивать творческое воображение. Педагог может привлекать к созданию адвент-календаря воспитанников и их родителей;
-
поощрять работу детей в группах, сообща. Совместная деятельность сплачивает детский коллектив, дает возможность скромным детям раскрыться, активным – направить энергию в нужное русло.
Наполнение адвент-календаря зависит от:
-
цели его создания. Праздничный (День космонавтики, День защитника Отечества, День Победы, Выпускной бал) или тематический («Весна» (по временам года), «Декоративные виды росписи», «Подвижные игры наших бабушек и дедушек», «Арктика» (природные зоны));
-
возраста воспитанников;
-
творческого потенциала его создателей.
План создания адвент-календаря:
1. Выбор события. Календарь может быть создан целенаправленно воспитателем или возникнуть «вдруг» в беседе с детьми, в проблемной ситуации;
2. Постановка задач (для воспитателя и детей). Воспитанники могут принять активное участие в решении вопроса «Что нужно сделать, чтобы…?»;
3. Разработка заданий. Каждый день – новое задание, событие, игра. Родители – такие же участники, как и дети;
4. Оформление календаря;
5. Организация выполнения;
6. Итоговое мероприятие. Последнее окошко в календаре – это обязательно яркий финал. Это может быть праздник, утренник, большая игра, значимый подарок для всей группы и т.д.
Макет адвент-календаря выполняется в разном стиле: ленты с конвертами и флажками, ромашка с заданиями на лепестках, ракета с иллюминаторами, дом с окошками и т.д. Все зависит от поставленных задач и творческого замысла воспитателя. Главное, календарь должен быть красочно оформлен, находится в зоне досягаемости детей, и соответствовать возрасту и обозначенной теме.
Наполняемость окошек обуславливается задачами и поддерживает детский интерес к деятельности. В окошках могут быть:
Задания:
- раскраски, загадки, ребусы;
-
просмотр познавательных мультфильмов;
-
экскурсии;
-
изготовление поделок, рисунков;
-
домашние задания: выучить стихотворение наизусть, сбор предметов для мини-музея, оформление фото-выставки, подготовка рассказа (о животном, городе, книге) для всех детей. Для выполнения требуется активная помощь родителей;
-
чтение художественной литературы;
-
проведение опытов.
Задания должны иметь не только образовательное содержание. Нельзя забывать, что это, в первую очередь, игра. Поэтому, допускается размещение небольших сюрпризов в окошках: сувениры, сладкие подарки или даже проведение новой интересной игры. Наполнение календаря полностью соответствует теме.
Празднование Дня Космонавтики – ежегодное событие в нашем ДОУ. В этом году за месяц до праздника, 9 марта в группах появился адвент-календарь. Дети уже знакомы с данной технологией. Главное ее направление – это развитие интереса к некой деятельности, это ожидание какого-то события. Наш календарь был рассчитан примерно на месяц. Каждый четверг дети открывали новый иллюминатор с заданиями и сюрпризами. 9 марта, в день рождения Юрия Гагарина, дети открыли первый иллюминатор и погрузились в мир космонавтики. В групповых были оформлены тематические зоны, родительские стенды пополнились полезной информацией, тем самым вовлекая их в процесс события.
Дети задавали тысячи вопросов и самый главный: «Как же побывать в космосе?». Совместно с воспитателями они разработали план действий:
-
проверить физическую подготовку;
-
узнать больше о космосе и космонавтах;
-
изготовить костюмы для космического путешествия;
-
побывать в космосе.
Второй иллюминатор пригласил детей в мир воображения и творчества. Ребята рисовали, лепили; в группах были организованы выставки творческих работ семей воспитанников. В это же время пополнялись сюжетно-ролевые игры атрибутами, костюмами, героями и сюжетами. В группах были созданы лэпбук Космос, макеты Солнечной системы, модели планет, альбомы с изображениями космоса, Земли, Солнца и других объектов Вселенной.
Во время творческой деятельности дети безусловно задавали вопросы: «А как это выглядит на самом деле? Как там, в космосе?» Поэтому третий иллюминатор мы назвали «Космолаборатория». Эта часть события была посвящена исследованиям. Благодаря опытно-экспериментальной деятельности, мы смогли ответить на некоторые вопросы, которые возникли у детей. В четвертом иллюминаторе детей ждали сюрпризы: посещение планетария с познавательным фильмом о космических путешествиях и фотосессия в космозоне. Пятый иллюминатор – это мини-проекты. Ребята ходили в гости друг к другу обмениваться опытом и бесценными знаниями, которые они получили самостоятельно или с помощью родителей. В последнем иллюминаторе детей ожидало приглашение на квест-игру на поиски частей карты Солнечной системы. В ходе игры ребята смогли применить свои знания о космосе, полученные в ходе всего события, похвастаться физической силой и ловкостью, научатся работать сообща, одной командой.
Подводя итог, можно сказать, что использование адвент-календаря для повышения познавательной активности детей, имеет ряд неоспоримых преимуществ. Создание календаря собственными руками направлено на решение задач конкретной группы детей; использование календаря не мешает основному образовательному процессу; по сравнению с проектной деятельностью данная он имеет более гибкую структуру и планирование; привлечение детей и родителей носит мягкий и ненавязчивый характер. Одновременно с этим, адвент-календарь – это игра, которая помогает детям расширить границы окружающих событий.
Литература
1. Захарова Л.М. Современные технологии дошкольного образования: учебное пособие – Москва.: ИНФРА-М, 2022. – 251с.
2. Змитрович К. Адвент-календарь: от религиозной традиции до маркетингового инструмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/61a9fe979a7947caa4518c7f (Дата обращения: 6.06.2023).
3. Климович Н.Ю., Бельдюгина С.А. Формирование игровой компетентности педагогов дошкольного образования. Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (21 апреля 2020 года): в 2 ч. Ч.1. Дошкольное образование. – Н. Новогород.: Мининский университет, 2020. – 438с.
4. Кознова Н.Г. Адвент-календарь, как средство развития детской инициативы / Н.Г. Кознова // Дошкольник. РФ. (Всероссийский сетевой журнал) – 2023. - №3 (272) – с. 59.
5. Традиции Адвента: рождественский календарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.samddn.ru/novosti/novosti/traditsii-adventa-rozhdestvenskiy-kalendar/?type=original (Дата обращения: 6.06.2023).
Скачать вложение