РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Адвент-календарь, как средство повышения познавательной активности у детей дошкольного возраста

Автор: Гвоздкова Мария Сергеевна, Ермакова Оксана Евгеньевна, Самосудова Юлия Игоревна, воспитатели МАДОУ "Детский сад №147" г. Рязань

В современном мире дошкольное образование развивается быстрым темпом. Это требует внедрения новейших методов, способов и приемов в практику работы детского сада. На первый план выходит развитие познавательных интересов у детей и формирование позитивной мотивации к дальнейшему обучению. И педагогу приходится искать более эффективные пути решения задач в своей работы. В нашем ДОУ мы используем адвент-календарь для повышения познавательной активности.

Родина адвент-календаря – Германия. Еще в 19 веке в период Адвента немцы рисовали 24 палочки на стенах или двери дома, и каждый день разрешали детям стирать одну палочку, приближая долгожданный праздник. При этом дети должны были прочитать молитву и вспомнить хорошие и плохие поступки за день. А в начале 20 века издатель Герхард Ланг спроектировал первый адвент-календарь, который был напечатан в типографии и быстро разошелся по всей стране.

Созданный еще в начале 20 века адвент-календарь приобретает все большую популярность среди педагогов, как метод привлечения и сохранения устойчивого интереса детей к какому-либо событию.

Цель использования адвент-календаря: создание условий для стимулирования познавательной активности детей.

Адвент-календарь позволяет решать множество педагогических задач:

  • создать атмосферу ожидания праздника в группе. Как и в начале своего пути, адвент-календарь может быть создан перед каким-нибудь праздником (Новый Год, Масленица, Осенний утренник и др.);

  • развивать самостоятельность. Взрослый только знакомит детей с календарем и правилами его использования. Дети работают дальше самостоятельно;

  • формировать интерес к познавательной деятельности. Дети ждут возможности открыть новое окошко и узнать, что будет дальше. Стараясь выполнить быстрее задание на сегодня, они как бы приближают «завтра», стремясь к новым знаниям и новым свершениям.

  • развивать творческое воображение. Педагог может привлекать к созданию адвент-календаря воспитанников и их родителей;

  • поощрять работу детей в группах, сообща. Совместная деятельность сплачивает детский коллектив, дает возможность скромным детям раскрыться, активным – направить энергию в нужное русло.

Наполнение адвент-календаря зависит от:

  • цели его создания. Праздничный (День космонавтики, День защитника Отечества, День Победы, Выпускной бал) или тематический («Весна» (по временам года), «Декоративные виды росписи», «Подвижные игры наших бабушек и дедушек», «Арктика» (природные зоны));

  • возраста воспитанников;

  • творческого потенциала его создателей.

План создания адвент-календаря:

1. Выбор события. Календарь может быть создан целенаправленно воспитателем или возникнуть «вдруг» в беседе с детьми, в проблемной ситуации;

2. Постановка задач (для воспитателя и детей). Воспитанники могут принять активное участие в решении вопроса «Что нужно сделать, чтобы…?»;

3. Разработка заданий. Каждый день – новое задание, событие, игра. Родители – такие же участники, как и дети;

4. Оформление календаря;

5. Организация выполнения;

6. Итоговое мероприятие. Последнее окошко в календаре – это обязательно яркий финал. Это может быть праздник, утренник, большая игра, значимый подарок для всей группы и т.д.

Макет адвент-календаря выполняется в разном стиле: ленты с конвертами и флажками, ромашка с заданиями на лепестках, ракета с иллюминаторами, дом с окошками и т.д. Все зависит от поставленных задач и творческого замысла воспитателя. Главное, календарь должен быть красочно оформлен, находится в зоне досягаемости детей, и соответствовать возрасту и обозначенной теме.

Наполняемость окошек обуславливается задачами и поддерживает детский интерес к деятельности. В окошках могут быть:

Задания: 

  • раскраски, загадки, ребусы;
  • просмотр познавательных мультфильмов;

  • экскурсии;

  • изготовление поделок, рисунков;

  • домашние задания: выучить стихотворение наизусть, сбор предметов для мини-музея, оформление фото-выставки, подготовка рассказа (о животном, городе, книге) для всех детей. Для выполнения требуется активная помощь родителей;

  • чтение художественной литературы;

  • проведение опытов.

Задания должны иметь не только образовательное содержание. Нельзя забывать, что это, в первую очередь, игра. Поэтому, допускается размещение небольших сюрпризов в окошках: сувениры, сладкие подарки или даже проведение новой интересной игры. Наполнение календаря полностью соответствует теме.

Празднование Дня Космонавтики – ежегодное событие в нашем ДОУ. В этом году за месяц до праздника, 9 марта в группах появился адвент-календарь. Дети уже знакомы с данной технологией. Главное ее направление – это развитие интереса к некой деятельности, это ожидание какого-то события. Наш календарь был рассчитан примерно на месяц. Каждый четверг дети открывали новый иллюминатор с заданиями и сюрпризами. 9 марта, в день рождения Юрия Гагарина, дети открыли первый иллюминатор и погрузились в мир космонавтики. В групповых были оформлены тематические зоны,  родительские стенды пополнились полезной информацией, тем самым вовлекая их в процесс события.

Адвент-календарь, Гвоздкова Мария Сергеевна, Ермакова Оксана Евгеньевна, Самосудова Юлия Игоревна, воспитатели МАДОУ "Детский сад №147" г. Рязань

Дети задавали тысячи вопросов и самый главный: «Как же побывать в космосе?». Совместно с воспитателями они разработали план действий:

  • проверить физическую подготовку;

  • узнать больше о космосе и космонавтах;

  • изготовить костюмы для космического путешествия;

  • побывать в космосе.

Второй иллюминатор пригласил детей в мир воображения и творчества. Ребята рисовали, лепили; в группах были организованы выставки творческих работ семей воспитанников. В это же время пополнялись сюжетно-ролевые игры атрибутами, костюмами, героями и сюжетами. В группах были созданы лэпбук Космос, макеты Солнечной системы, модели планет, альбомы с изображениями космоса, Земли, Солнца и других объектов Вселенной.

Во время творческой деятельности дети безусловно задавали вопросы: «А как это выглядит на самом деле? Как там, в космосе?» Поэтому третий иллюминатор мы назвали «Космолаборатория». Эта часть события была  посвящена исследованиям. Благодаря опытно-экспериментальной деятельности, мы смогли ответить на некоторые вопросы, которые возникли у детей. В четвертом иллюминаторе детей ждали сюрпризы: посещение планетария с познавательным фильмом о космических путешествиях и фотосессия в космозоне. Пятый иллюминатор – это мини-проекты. Ребята ходили в гости друг к другу обмениваться опытом и бесценными знаниями, которые они получили самостоятельно или с помощью родителей.  В последнем иллюминаторе детей ожидало приглашение на квест-игру на поиски частей карты Солнечной системы. В ходе игры ребята смогли применить свои знания о космосе, полученные в ходе всего события, похвастаться физической силой и ловкостью, научатся работать сообща, одной командой.

Подводя итог, можно сказать, что использование адвент-календаря для повышения познавательной активности детей, имеет ряд неоспоримых преимуществ. Создание календаря собственными руками направлено на решение задач конкретной группы детей; использование календаря не мешает основному образовательному процессу; по сравнению с проектной деятельностью данная он имеет более гибкую структуру и планирование; привлечение детей и родителей носит мягкий и ненавязчивый характер. Одновременно с этим, адвент-календарь – это игра, которая помогает детям расширить границы окружающих событий.

Литература

1.    Захарова Л.М. Современные технологии дошкольного образования: учебное пособие – Москва.: ИНФРА-М, 2022. – 251с.

2.    Змитрович К. Адвент-календарь: от религиозной традиции до маркетингового инструмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/61a9fe979a7947caa4518c7f (Дата обращения: 6.06.2023).

3.    Климович Н.Ю., Бельдюгина С.А. Формирование игровой компетентности педагогов дошкольного образования. Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (21 апреля 2020 года): в 2 ч. Ч.1. Дошкольное образование. – Н. Новогород.: Мининский университет, 2020. – 438с.

4.    Кознова Н.Г. Адвент-календарь, как средство развития детской инициативы / Н.Г. Кознова // Дошкольник. РФ. (Всероссийский сетевой журнал) – 2023. - №3 (272) – с. 59.

5.    Традиции Адвента: рождественский календарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.samddn.ru/novosti/novosti/traditsii-adventa-rozhdestvenskiy-kalendar/?type=original (Дата обращения: 6.06.2023).



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru