Актуализация и дифференциация словаря по теме: «Дикие и домашние животные»
Автор: Скулкова Наталья Ивановна, учитель-дефектолог, МБДОУ «Детский сад №65», г. РязаньМетодическая разработка фронтальной непрерывной образовательной деятельности для детей 3-4 лет с нарушением слуха.
Цель:
организовать речевую деятельность детей, направленную на уточнение, активизацию словарного запаса по теме «Дикие и домашние животные».
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
-
организовать речевую деятельность детей, направленную на автоматизацию звуков по подражанию учителю с помощью фонетической ритмики (звуки: а, о, у, м, л, н) закреплять в слогах, слогосочетаниях;
-
работать над отделением одного слога от ряда слогов (ЛЯ,ЛЯ,ЛЯ,ЛЯ______,ПАПАПА. ПА______);
-
развивать первичные навыки воспроизведения полных слов;
-
побуждать детей к приближенному произнесению изучаемых слов, к сопряженному и отраженному артикулированию, проговариванию лепетных и полных слов, фраз с элементами фонетической ритмики и устно-дактильно;
-
называть предметы путем соотнесения табличек с предметами (глобальное чтение);
-
развивать умение приближенно устно сопряжено, самостоятельно или отраженно проговаривать слова и фразы.
Коррекционно-развивающие:
-
создать условия для развития у детей умения воспринимать и различать на слух звукоподражания, лепетные названия игрушек при выборе из трёх (пи-пи, му, ап- ап);
-
развивать умение понимать вопросы: "Кто там?", "Кто это?", "Где?"
-
развивать правильное дыхание.
Коррекционно-воспитательные:
-
способствовать пробуждению интереса у детей к занятиям по развитию речи;
-
воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Оборудование: мягкие игрушки, дом, макеты деревьев, таблички(идите как мишка, идите как лиса, прыгайте как зайка), мольберт, дидактическая игра «Найди чей хвост», конверт, корзина с гостинцами для животных.
Словарь: Что будем делать? Будем заниматься Кто там? Кто это? Где? Кошка, корова, собака, медведь, еж, лиса, заяц, там, тут, дом, тут лес, будем слушать, молодцы, занимались хорошо.
Предварительная работа: рассматривание животных на картинках, в книгах, игры с игрушками в свободной деятельности. Рисование (раскрашивание) животных в раскрасках, лепка.
Ход деятельности:
1. Организационный момент.
Занятие проходит в группе. Под бубен дети входят в группу. Дети стоят полукругом рядом с учителем.
Учитель: Ребята, что мы будем делать?
Дети: Будем заниматься, говорить, слушать, играть.
Дыхательное упражнение « Подуем на листочки».
2. Ориентировочный этап.
Учитель: Наступила осень, дует ветер, падают листья. Подуем на листочки.
Учитель: Какое время года?
Дети: Осень.
Учитель: Какая погода?
Дети: Стало прохладно, пасмурно.
Фонетическая ритмика.
Работа над слогом, словом, фразой.
Осень там, осень тут. Осень, осень там и тут.
Учитель: Будем говорить: А- а- а, о- о- о, у- у- у, и-и-и. Папапапа,па____.
Кукла плачет – Уа-уа-уа;
Кукла танцует - ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ. ЛЯ_____.
Дети выполняют движения с проговариванием звуков и слогов по подражанию педагогу.
3. Исполнительский этап.
Дети подходят и видят, что под платочком, что - то лежит.
Учитель: Что там? (Учитель достает поочередно животных.)
Учитель: Кто это?
Дети: Лиса
Учитель: Где живет лиса?
Дети: Лиса живёт в лесу.
Учитель :Будем говорить правильно .
Дети: Са - са, я -лиса, Су-су- я в лесу.
Учитель: Кто это?
Дети: Корова
Учитель: Где живет корова?
Дети: Корова живет дома.
Учитель: Будем говорить.
Дети: Му - му, я иду. Молока кому?
Учитель: Кто это?
Дети: Это зайка
Учитель: Где живет зайка?
Дети: Зайка живет в лесу.
Игра « Кто как ходит».
Учитель: Будем играть.(показывает таблички с написанной фразой)
Идите как мишка, идите как лиса, прыгайте как зайка.
Дети прочитывают глобально и имитируют движения животных.
Учитель: А теперь нужно найти животным домик. Где живет лиса? Где живет медведь? Где живет корова? Где живет собака? Где живет еж?
Дети берут себе по игрушке и разносят в лес или дом.
Учитель: Молодцы! Всем животным нашли дом.
Учитель: Кошка, собака, корова где живут?
Дети: Дома.
Учитель: Пойдем гулять.
Дети идут по мостику. Находят конверт.
Учитель: Ребята посмотрите, что у меня? Что там? Читайте.
Дети: собака, кошка, корова, лиса, медведь,ёж,заяц.
Учитель: возьмите табличку и подложите ее к животному.
Дети подкладывают таблички (собака, кошка, лиса,заяц,медведь)к животным.
Учитель:Будем играть в игру « Чей хвост?»
Дети находят хвостики каждого животного.
Работа на слуховое восприятие.
Учитель: Будем слушать. Мяу-мяу. Кто это?
Дети: кошка
Учитель: Му-му. Кто это?
Дети: Корова
Учитель: Гав-гав.Кто это?
Дети: Собака.
Учитель:Будем угощать животных. Что любит есть зайка?
Алина:Зайка ест морковь.
Учитель: Вова угости медведя. Саша угости белку. Лёва угости лису.
4. Рефлексивный этап.
Учитель: Молодцы! Всем животным нашли дом, поиграли в игру «Чей хвост», угостили животных. Вам понравилось играть? Что вам понравилось больше всего?
Учитель: Вы угостили зверей. А я хочу угостить вас.
5. Перспективный этап.
Учитель: Вы хорошо занимались. Молодцы! Идите играть.
Литература:
1. Носкова Л.П. Воспитание глухих детей дошкольного возраста. - М., 1991.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: «Мозаика-Синтез», 2015.
3. Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. М.: Национальный книжный центр, 2016.
4. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. (0–7 лет). М.: Просвещение, 2014.
5. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие /под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. М.: ЛОГОМАГ, 2013.
6. Речицкая Е.Г.Сурдопедагогика. М.:Владос,2014.
Скачать вложение