РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях

Автор: Шабалина Надежда Николаевна, учитель-логопед ЧДОУ «Детский сад №51» ОАО «РЖД», г. Рыбное

Коррекция нарушений звукопроизношения, 1 класс. Технологическая карта логопедического занятия

Тип занятия: Открытие новых знаний.

Цель: Создание условий для продуктивного и эффективного закрепления звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

- автоматизировать навык правильного произношения звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях;

-формировать усвоение форм словоизменения существительных (творительный падеж с предлогом «С»);

-закреплять умения в составлении словосочетаний и предложений, установлении связи слов в предложении;

Коррекционные:

- совершенствовать функцию фонематического анализа и фонематического восприятия;

- активизировать словарный запас;

-развивать речевое дыхание через выполнение специальных упражнений; развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку;

- развивать силу голоса через отработку навыка тихого и громкого произнесения предложений;

- развивать словесно-логическое мышление;

- развивать мелкую моторику;

Воспитательные:

- мотивировать к занятию путем вовлечения обучающихся в учебную деятельность;

- формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

- формировать умение определять цель деятельности;

- закреплять навык самоконтроля за выполнением поставленных задач, как в целом, так и пошагово;

- формировать умение оценивать результат своей работы, учиться осознавать то, что уже усвоено.

Познавательные УУД:

- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формировать умение извлекать информацию из схем;

- формировать умения для решения проблем поискового характера;

- формировать умение классифицировать, на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные УУД:

- планировать свою деятельность совместно с учителем;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- осознанно строить речевое высказывание, давать оценку своим действиям;

- договариваться, приходить к общему решению.

Личностные УУД:

- учиться понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат;

- формировать положительную учебную мотивацию.

Форма работы:

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование:

- речевой материал (слова, словосочетания, предложения для автоматизации звука [р]);

- раздаточный материал: игра «Собери картинку» (Приложение 1), игра «Пицца» (Приложение 3), зеркала, слова скороговорки (Приложение 5), карандаши, тетради, клей;

- демонстрационный материал: схема для характеристики звука [р] (Приложение 2), файл (формат *.pptx) «Назови цвет» (приложение 4);

- персональный компьютер учителя-логопеда, проектор, доска.


Этап

Задачи

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организация деятельности обучающихся

Подготовка обучающихся к учебно-речевой деятельности. Психологический настрой.

Здравствуйте, дети! Рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии по развитию правильного звукопроизношения.

Включение детей в деловой ритм.

Личностные: умение позитивно настраиваться на работу.

Для чего нужно правильно произносить звуки?

Отвечают.

2.Формулирование темы занятия. Целеполагание и мотивация.

Определение темы, постановка задач.

Развитие навыков фонематического восприятия.

Закрепление произношения звука в словах.

Нацеливает детей на формулировку темы, цели и задач урока.


Личностные: самоопределение;познавательные:

анализ с целью выделения признаков; регулятивные: целеполагание, планирование;

коммуникативныеумение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, умение договариваться.

Откройте конверты №1. (приложение 1). Соберите разрезные картинки, работая в паре с соседом.

Собирают разрезные картинки.

Назовите картинки правильно.

Называют картинки.

1 пара: рак, рабочий, ранец,

радуга, робот, рыжик,

ракета, роза, ручка, руль, рыба;

2 пара: забор, мухомор, комар, повар, топор,

сыр, костер, светофор, помидор, самовар, свитер, клевер

Назовите общий звук во всех словах.

Называют общий звук [р].

Сформулируйте цель нашего занятия.

Формулируют цель занятия.


Перед вами план сегодняшнего занятия:

1. Рассказ о звуке.

2. Гимнастика для языка.

3. Дыхательные упражнения.

4. Звук [р] в словах.

5. Звук [р] в словосочетаниях.

6. Гимнастика для глаз. Физкультминутка.

7. Звук [р] в предложениях.

8. Составление скороговорки.


Прочитайте план занятия.

Озвучивают план занятия.

3. Актуализация знаний.

Уточнение артикуляции.

Закрепление знаний о звуке, букве, соотнесение звука и буквы.

Назовите первый пункт плана.

Называют.

Познавательные: поиск и выделение информации из схем; регулятивные: пошаговый контроль.

Произнесите звук. Расскажите по схеме, что делают губы, зубы, язычок. (Приложение 2)

Дают характеристику органов артикуляции с опорой на схему-алгоритм.

Охарактеризуйте воздушную струю.

Дают характеристику воздушной струи.

Дайте характеристику звука [р].

Дают характеристику звука.

Какой буквой обозначается?

Называют букву.

Нарисуйте невидимую букву Р в воздухе.

Прорисовывают букву в воздухе.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие навыков произвольной артикуляции

Назовите второй пункт плана.

Называют.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Выполняем артикуляционную гимнастику.

Выполняют гимнастику перед зеркалами.

Упражнения:

«Маляр», «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Барабанщик».

Дыхательная гимнастика.

Развитие речевого дыхания через выполнение специальных упражнений.

Назовите третий пункт плана

Называют.

Регулятивные: контроль, волевая саморегуляция, самооценка.

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других.


Выполняем дыхательную гимнастику.

Представьте, что перед вами свеча. Нужно легко и долго дуть на «пламя», чтобы «пламя» было послушным, ложилось, но не гасло. Я буду считать до 10.

Все справились с заданием?

Выполняют упражнение «Свеча» 5 раз.


Выполняем упражнение «Егорки».

Вместе со мной повторяйте: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки…». Вдыхаем воздух через нос и на одном выдохе считаем: «Раз, Егорка, два …»

Выполняют упражнение «Егорки».

У кого сколько «Егорок»? Отвечаем полным предложением.

Отвечают.

4. Подготовка к усвоению нового опыта произношения звука.

Закрепление произношения звука в словах. Развитие фонематического анализа.

Закрепление навыка словоизменения существительных в творительном падеже с предлогом «С».

Активизация словаря.

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Прошу вас назвать четвёртый пункт плана.

Называют.

Познавательные: поиск и выделение информации,

анализ с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации; регулятивные: умение сохранять учебную задачу, контроль, оценка.

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли.

Откройте конверты № 2.

Объясняю правила игры «Пицца». (Приложение 3)

Игровым пособием служит картонный круг (у каждого ребенка 3 шт.), который разделен на восемь секторов – это пицца, а также множество картинок в виде «долек» пиццы с изображениями предметов.

Соберите одну пиццу из «долек» с картинками, в названиях которых звук [р] находится в начале слова. «Дольки» прикрепите прищепками к основанию пиццы.

Затем соберите вторую пиццу из «долек» с картинками, в названиях которых звук [р] находится в середине слова.

Соберите третью пиццу из «долек» с картинками, в названиях которых звук [р] находится в конце слова.

Собирают «Пиццу».

Расскажите, с чем у вас пицца?

Дети отвечают: «У меня пицца с ракушкой, с рогаткой, с рукавицей…

Интересуется проблемами, возникшими в ходе выполнения работы, отвечает на вопросы детей.

Сообщают о возникших проблемах, допущенных ошибках, задают вопросы.

5. Усвоение нового опыта произношения.

Закрепление произношения звука в словосочетаниях, предложениях. Упражнение в согласовании существительного с прилагательным.

Развитие зрительного восприятия.

Назовите пятый пункт плана.

Называют.

Познавательные: выделение признаков;

регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные:; умение слушать;

умение строить речевое высказывание.

Игра «Назови предмет» (Приложение 4). Посмотрите на доску. Назовите цвета.

Называют цвета: красный, черный, серый, оранжевый.

Назовите предметы, изображенные на слайде.

Называют предметы.

Подумайте, какие предметы могут быть серого цвета.

«Назови предмет»: серый…

Красный…

Оранжевый…

Черный…

Составляют словосочетания и произносят их правильно.

Составьте предложение с любым словосочетанием

Составляют предложения.

Зрительная гимнастика.

Развитие прослеживающей функции глаз.

Прочитайте шестой пункт плана.

Называют.

Регулятивные: контроль, волевая саморегуляция.

Выполняем зрительную гимнастику.

- Часто поморгать несколько раз. Закрыть глаза и сосчитать до 5. Повторить упражнение 5 раз.

- Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 3. Затем открыть глаза и посмотреть вдаль, сосчитать до 5. Повторить упражнение 5 раз.

Выполняют зрительную гимнастику.

Физкультминутка

Развитие телесно-пространственной ориентировки.

Встаньте парами.

«Пишем» слоги со звуком [р] друг другу на спине, узнаем и называем слоги.

Выполняют упражнение физкультминутки.

Коммуникативные: умение договариваться при работе в паре

6. Закрепление нового опыта произношения.

Закрепление произношения звука в предложениях.

Развитие навыка словоизменения, согласования, расширение и активизация словарного запаса; развитие словесно-логического мышления.

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Назовите седьмой пункт плана.

Называют.

Познавательные: поиск и выделение информации,

классификация причинно-следственных связей; регулятивные: самоконтроль, коррекция, оценка.

Послушайте предложение: Мурка удирает от мышки». Представьте такую картину. Так бывает? Исправьте предложение так, чтобы в нем появился смысл.

Исправьте предложения:

Куртка стирает красного Рому.

В помидорах вырос огород.

Трухлявым деревом острый Рома рубит топор.

Ранней травой сверкает на заре утро.

Борозда ходит по черным грачам.

Исправляют предложения.

Произносят новое предложение, чётко проговаривая звук [р].

Придумайте самостоятельно такие неправильные предложения. Используйте слова со звуком [р].

Придумывают предложения.

Проверяет результаты выполнения. Интересуется проблемами, возникшими в ходе выполнения работы.

Сообщают о возникших проблемах, допущенных ошибках, задают вопросы.

Разучивание скороговорки.

Закрепление произношения звука в предложениях.

Развитие словесно-логического мышления.

Закрепление навыка согласования связи слов в предложении.

Развитие силы голоса через отработку навыка тихого и громкого произношения.

Прошу вас назвать восьмой пункт плана.

Называют

Познавательные: поиск и выделение информации; осуществление синтеза как составление целого из частей; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Регулятивные: самоконтроль, коррекция, оценка;

Предлагаю разучить скороговорку со звуком [р]. Слова скороговорки написаны на отдельных листках. Откройте конверты №3 (приложение 5). Прочитайте слова.

Дети читают:

Парамошка

дорожку

горошка

Насыпал

на

Что случилось со скороговоркой?

Отвечают.

Соберите скороговорку из слов. Прочитайте, что у вас получилось.

Составляют скороговорку из слов. Читают.

Скороговорка-это предложение? Как оформляется предложение?

Что нужно сделать, чтобы и у нас получилось предложение?

Дети отвечают.

Приклейте слова на листочках в тетрадь.

Поставьте точку в конце предложения.

Выполняют.

Проверьте друг друга

Взаимопроверка

Проговорим скороговорку 3 раза: сначала тихо, затем спокойным голосом, третий раз громко.

Проговариваем, увеличивая темп.

Проговаривают сначала тихо, затем спокойным голосом, громко.

7. Подведение итогов. Рефлексия

Подведение итогов занятия.

Посмотрите на наш план.

Все пункты плана выполнены?

Вспомните цель нашего занятия.

Она выполнена?

Какое задание было самым трудным? Какое задание было самым веселым?

Вспоминают виды деятельности. Вспоминают цель занятия.

Высказывают своё мнение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать;

регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; личностные: способность к самооценке.

Оцените свою работу!

Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

8. Выбор домашнего задания.


Предлагаю вам выбрать задание для закрепления правильного произношения звука [Р] дома.

Выбирают домашнее задание.


Вложенный архив содержит приложения к занятию (zip,7MB)


Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru