Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях
Автор: Голубкина Ольга Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №48», г. РязаньКонспект индивидуального логопедического занятия для детей с ТНР.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми.
В настоящее время одной из основных задач логопеда является разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.
С точки зрения работы высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится правильно.
Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создания таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз.
Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно – вибрационного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка).
Эффективной формой по исправлению речевых нарушений может быть игра – как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Количество и разнообразие игр и игровых приемов на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей, а польза их использования несомненна.
Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, и умение выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Он позволяет создать атмосферу непринужденности и игры, снять напряженность и добиться того, чтобы дети учились произносить поставленные звуки не только в словах, повторяемых вслед за логопедом или по предлагаемым картинкам, а в игровой форме.
Индивидуальное логопедическое занятие рассчитано на одного ребенка с тяжелыми нарушениями речи, этап автоматизация звука в слове (начало слова, середина слова, конец слова) и в предложении, продолжительность занятия 20 минут.
Тема: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях.
Цель: создать условия для автоматизации правильного произношения звука [Ш] в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ш], закреплять правильное направление воздушной струи при произношении шипящих звуков.
- закреплять четкое произношение звука [Ш] в словах (начало слова, середина слова, конец слова) и предложениях
- закрепить умение составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса; улучшение навыка словообразования;
- закрепить умение в согласовании притяжательного местоимения «моя», «моё», «мои», «мой» с именами существительными в роде и числе.
- закрепить умение образовывать формы множественного числа родительного падежа.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие и определять местоположение звука в слове
- способствовать развитию слухового внимания, развитию логического мышления, памяти
- способствовать развитию тонкой моторики пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать желание красиво говорить, формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: игровое поле (приложение 1), предметные картинки, названия которых содержат звук [Ш] (шина, шуба, шапка, шило, шипы, дедушка, катушка, мешок, уши, кукушка, подушка, бабушка, ландыш, камыш, душ), игрушка мышонок, картинки с изображением упражнений артикуляционной гимнастики, кристаллы (камушки Марблс). ПРИЗ –мягкая игрушка Мышонок.
Ход занятия
1. Мотивационный этап
- Сегодня на занятие к нам пришел гость, это Мышонок. Он принес очень интересную игру. (Приложение 1) В этой игре ты будешь проходить различные испытания, за каждый пройденный этап, ты будешь получать кристалл. Эти кристаллы тебе понадобятся для выполнения последнего задания. Тебе нужно постараться выполнить все задания в игре правильно, потому что Мышонок приготовил тебе сюрприз.
2. Ориентировочный этап
- Ты готов начать игру?
- Готов!
- Что ты будешь делать?
- Выполнять все задания в игре правильно.
3. Исполнительский этап
- Итак, начнем! Ставь Мышонка на первый квадрат.
Задание «Артикуляционная гимнастика».
- Чтобы выполнить все задания хорошо, нам нужно сделать зарядку для язычка. В этом нам помогут опорные картинки с изображением упражнений. Упражнения: «Трубочка», «Прыжки», «Чистим зубки», качели, «Чашечка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок», «Фокус».
Ребенок под руководством логопеда выполняет комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Ш] (Приложение 2)
Ребенок получает кристалл.
- Ты отлично справился, молодец! Переходи по стрелке на следующий квадрат, и выполняем задание.
Задание «Пошипи как змея».
- Посмотри это подружка нашего Мышонка Змея. Покажи, как она шипит. Помни, что когда мы произносим звук [Ш] губы выдвинуты вперед и округлены, кончик зыка поднят к передней части неба. Но не касается его, форма языка напоминает чашечку.
Ребенок проводит пальчиком по дорожке и произносит отчетливо звук [Шшшшш].
Ребенок получает кристалл.
- Ты молодец, отлично справился с заданием, правильно произнёс изолированно звук [Ш]. Переходи по стрелке на следующий квадрат. Посмотрим, что тут нужно сделать. Кто тут нарисован?
- На картинке нарисована мама Мышка и ее мышата.
- А что они делают?
- Мама Мышка читает своим мышатам книгу.
- Да, верно. В этой книге много разных картинок, давай назовем картинки, которые рассматривают мышата.
Задание «Назови картинки».
- Тебе нужно назвать все картинки, правильно произноси звук [Ш] в этих словах, следи за произношением.
Ребенок называет картинки (шина, шуба, шапка, шило, шипы, дедушка, катушка, мешок, уши, кукушка, подушка, бабушка, ландыш, камыш, душ).
Ребенок получает кристалл.
- Ты отлично справляешься, правильно произнес звук [Ш] и все слова. Переходи по стрелке на следующий квадрат и будем выполнять следующее задание.
Задание «Назови ласково».
- В этом задании тебе нужно назвать каждую картинку ласково, то есть в уменьшительно-ласкательной форме. Не забывай следить за правильным произношением звука [Ш].
Ребенок называет картинки в уменьшительно-ласкательной форме.(Картинки: катушка-катушечка, кукушка - кукушечка, подушка-подушечка, шапка-шапочка, мешок-мешочек, уши-ушки)
Ребенок получает кристалл.
- Молодец! Переходи по стрелке на следующий квадрат и посмотрим, что нужно сделать в этом задании. Здесь нарисован жадный Мышонок. Он обнял мешок и хочет нам показать, что все, что в мешке - это его. Давай представим, что все картинки твои.
Задание «Игра жадина»
Логопед задает вопрос: «Скажи, чья шапка?» Ребенок отвечает: «Моя шапка». Проигрываются все картинки
Ребенок получает кристалл.
- Отлично справляешься, молодец. Переходи по стрелке дальше. Вэтом задании мышонок предлагает нам поиграть в прятки со звуком [Ш]. Ты уже знаешь, что звук может спрятаться в начале слова, в середине слова и в конце слова. Посмотри на столе три домика с окошками, в первом домике закрашено первое окно, значит, звук находится в начале слова, во втором домике закрашено среднее окошко, значит, звук находится в середине слова, в третьем домике закрашено последнее окошко, значит, звук находится в конце слова. Называй картинки, определи где находится звук [Ш] в этом слове и разложи картинки по домикам. Давай вспомним характеристику звука [Ш] и приступим.
- Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.
Ребенок называет картинки по порядку, определяет место звука [Ш] в слове и раскладывает по домикам (картинки: шина, шуба, шапка, шило, шипы, дедушка, катушка, мешок, уши, кукушка, подушка, бабушка, ландыш, камыш, душ).
Ребенок получает кристалл.
- Ты радуешь Мышонка своими успехами, хорошо справляешься со всеми заданиями. Переходи по стрелке, и узнаем, какое задание следующее.
Задание «Я вижу много…».
- Посмотри, Мышонок взял подзорную трубу и хочет рассказать нам, что он видит. Например, мышонок говорит: «Я вижу много шапок». А теперь ты? Ребенок берет карточку и говорит предложение «Я вижу много …»(картинки шина, дедушка, шуба, катушка, шапка, подушка).
Ребенок получает кристалл.
- Я очень довольна тобой. Ты правильно выполнил задание. Переходи по стрелке, и узнаем следующее задание.
Задание «Собери предложение»
Работа над деформированным предложением.
- На этой картинке нарисованы мышки - озорники. Они прыгали по книжке и все предложения в книжке рассыпались на отдельные слова. Тебе нужно эти слова правильно поставить и сказать предложение. Я тебе скажу слова, а ты послушай,найди ошибки и скажи, как правильно звучит предложение.
Предложение 1: У, кошка, Маши, пушистая.
Ребенок: У Маши пушистая кошка.
Предложение 2: Кашу, Миша, пшенную, кушает
Ребенок: Миша кушает пшенную кашу.
Ребенок получает кристалл.
- Переходи на следующий квадрат. Посмотри, какой мышонок молодец, он сделал из сыра букву Ш. Для выполнения следующего задания тебе понадобятся кристаллы, которые ты получал за выполнение каждого задания.
Ребенок собирает из кристаллов букву Ш.
4. Рефлексия
- Вот ты и прошёл все задания в игре, которую тебе принес Мышонок. Ты отлично справился, и теперь приз твой! Это мягкая игрушка Мышонок. Скажи, тебе понравилось играть в эту игру и проходить испытания?
- Да!
5. Перспективный этап
-Теперь ты умеешь правильно произносить звук [Ш] в словах и предложениях. Продолжай следить за правильным произношением звука [Ш] и помогать тебе в этом будет Мышонок. Ты будешь красиво и правильно говорить.
Список литературы:
1. Батяева Светлана. Развиваем речь ребенка, учим говорить правильно.-М.: АСТ, 2019. – 208 с.
2. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М.: АЙРИС-пресс, 2018. – 64 с.
3. Криницына Г.М. Коррекция речевых нарушений. Пособие – издание 2. – М.: Юрайт, 2022. – 147 с.
4. Филичева Т.Б. Логопедия: теория и практика. Издание 3. – М.: Эксмо, 2021. – 608 с.
5. Михайлова Е.В.Современные подходы к организации коррекционной работы на этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими речевые нарушения.https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/09/03/sovremennye-podkhody-k-organizatsii-korrektsionnoy-raboty-na-etape (дата посещения 14.03.2023)
6. Картинка артикуляционная гимнастика для шипящих звуков https://cf2.pptonline.org/files2/slide/d/dVclOSWu9AxmejUy8BrgPwsTDi01EQa3IKMpHR24Zt/slide-2.jpg (дата обращения 14.03.2023)
Полный вариант статьи с приложением к занятию во вложении (pdf, 509Kb)
Скачать вложение