Безопасность детей на дорогах
Автор: Новикова Татьяна Васильевна, воспитатель МДОУ «Ряжский детский сад №9», Рязанская область, Ряжский районВ России аварийность на автомобильном транспорте является одной из основных социально – экономических проблем. Если посмотреть на статистику дорожно – транспортных происшествий, можно сделать вывод о том, что основная причина - низкая дисциплина водителей и пешеходов.
К сожалению, нередко участниками дорожных столкновений является дети, и они часто получают травмы. Иногда бывают трагедии с летальным исходом. Аварии происходят из-за непродуманных действий человека. Среди них наиболее частыми являются:
1. Переход через проезжую часть вне установленных для перехода местах.
2. Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.
3. Нарушение требований правил дорожного движения на велосипедах и роликах.
4. Невнимательное отношение к сигналам светофора.
5. Игра на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара.
На детей большое влияние оказывают эмоции. Под влиянием чувства радости, удивления или интереса дети забывают об опасности. Если в обычной, спокойной обстановке ребенок соблюдает правила безопасного поведения на дороге, увидев на противоположной стороне дороги знакомого, близкого человека, он бросится ему навстречу, забыв обо всех правилах.
Дети любят подражать взрослым. Близкий человек – эталон поведения для ребенка, и особую роль для него играет родительский пример. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или пойти на красный сигнал светофора – и при первом же удобном случае, оставшись один, он повторит тоже самое.
Поэтому необходимо объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы. Даже если малыши идут по переходу держась за руку взрослого, не ходят самостоятельно по дороге, не пользуются городским транспортом, они всё равно нуждаются в формировании сознательного поведения. Это сегодня дошкольник повсюду ходит за ручку с мамой. А завтра вырастет и станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта. Необходима повседневная тренировка движений, внимания ребенка. Родители личным примером, в тесном контакте с работниками дошкольного учреждения обязаны вырабатывать навыки безопасного поведения детей на улице. Помощь им окажут мероприятия, которые мы, воспитатели регулярно проводим. Это родительские собрания, выставки, беседы, развлечения, экскурсии, викторины.
Исходя из выше сказанного, возникает вопрос, как уберечь ребенка от травматизма и неправильных действий на дороге?
Можно по праву сравнить с букварём
Ряжск мой любимый -
В нём с тобой мы живем.
Город всё время дает нам урок,
Азбукой улиц, мостов и дорог.
Знаки развешаны над головой,
Вот она грамота - вдоль мостовой.
Чтоб не случилось с тобой беда,
Правила должен учить ты всегда!
Кто, как не воспитатель, может дать необходимые знания ребенку? Но надо помнить, что стремление к обучению у детей не должно носить эпизодический характер. Важнейшими условиями получения навыков являются: регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность и конечно же высокий педагогический профессионализм.
Детей необходимо целенаправленно, воспитывать и обучать правилам безопасного и правильного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Работа по обучению безопасного поведения на дороге должна входить во все разделы и направления программы воспитания и обучения в детском саду, затрагивая области:
- физическое развитие,
- социально- коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно - эстетическое развитие.
Области развития решаются через следующие формы:
- организованные формы обучения на занятиях;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- воспитание навыков поведения;
- ознакомление с окружающим;
- развитие речи;
- художественная литература;
- конструирование;
- изобразительное искусство;
- игра и досуг.
Для системной работы по обучению правилам дорожного движения, я разработала долгосрочный проект «Ознакомление с дорожной грамотой, как одно из средств социализации дошкольников».
Цель деятельности – организовать деятельность детей, направленную на формирование основ безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте. Получилось три блока:
- работа с детьми,
- работа с педагогами,
- работа с родителями.
При работе с дошкольниками по ознакомлению с ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- ребенок - пешеход,
- ребенок - пассажир городского транспорта,
- ребенок - водитель детских транспортных средств.
В моей группе появились макеты: «Участок улицы», «Мой микрорайон», которые я сделала своими руками. С их помощью мы с коллегами проводим алгоритмические игры. Они расширяют знания детей о правилах поведения пешеходов и водителей в условиях улицы. Игра «Наша улица» помогает научить ребенка различать дорожные знаки, предназначенные для регулирования дорожного движения. С помощью данных игр дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности. У них развивается речь, память, внимание.
Чтобы приблизить условия игры к реальной дорожной действительности, педагоги используют дидактические игры: «Водители, пешеходы, автомобили», «Дорога», « Дорожные знаки». Очень дети любят играть в сюжетно-ролевые игры: «Весёлый перекресток», «Если на улице нет светофора», «Едут машины в ряд». Так же предлагаю детям на занятиях развивающие игры: «Запрещается – разрешается», «Кто отличник-пешеход?», «Проверь себя», «Узнай и нарисуй». Помощь в процессе обучения оказывает художественная литература: стихи, загадки, поговорки.
Тормози скорей, водитель,
Стой машина, стоп мотор!
На него глядит в упор-
Красным глазом светофор
Ехать дальше не велит,
Дорожный транспорт тормозит.
Вид очень грозный напускает,
Правила нарушать не разрешает.
Чтоб снова ехать мог шофёр-
Следит за движеньем светофор.
При проведения занятий по ОБЖ приглашаем сотрудников ГИБДД. Они рассказывают детям о том, что происходит, если играть в не установленных местах, не соблюдать правила дорожного движения, переходить улицу на красный свет и многое другое. Познавательные беседы, слайды, фото с дорожно-транспортными происшествиями надолго запоминаются детям. Очень распространенная форма работы инспектора с детьми – составление мониторинга по правилам дорожного движения.
Список использованной литературы:
1. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно- методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. – М. : «Третий Рим». 2002.
2. Материалы всероссийской газеты «Добрая дорога детства» Учредитель ООО «Стоп-газета-безопасности на дорогах». 2012.
3. Свахчян Е.И., Макашина О.Г. Сборник материалов для работы по профилактике детского дорожного-травматизма. В помощь работникам образовательных учреждений. Санкт-Петербург. 2011.
Скачать вложение