Безопасный дом
Автор: Сеняева Галина Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №140», г. РязаньКонспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами аппликации в средней группе.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Одной из основных задач федеральной образовательной программы является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Безопасность для ребенка – это не заучивание правил, а формирование безопасного образа жизни – он учится правильно существовать в огромном мире, познавая его; избегать опасностей, а не провоцировать их.
В современном мире на первый план выходит подготовка детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях. Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего детства ребёнок грамотно обучался безопасности.
Данный период сенситивен для приобщения детей к культуре безопасности. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.
Актуальность темы «Безопасный дом» обусловлена объективной необходимостью формирования у детей опыта безопасного поведения в быту. Несчастные случаи с ребенком нередко связаны с несоблюдением должных мер безопасности. Дети очень подвижны и любопытны и именно поэтому особенно подвержены риску. Поэтому очень важно обеспечить безопасность детей в быту.
Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо, чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у ребенка модель безопасного поведения в быту.
Формирование основ безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста будет эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
1) обогащение представлений о безопасном поведении в быту;
2) использование возможностей предметно-развивающей среды в применении детьми усвоенных правил о безопасном поведении в быту;
3) взаимодействие педагогов ДОО с семьей.
Формирование основ безопасного поведения в быту возможно через решение образовательных задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
В основе формирования у детей представлений о правилах безопасности лежат актуальные тенденции дошкольного образования, направленные на:
- полноценное и своевременное развитие ребёнка;
- развитие субъектной позиции ребёнка, в том числе при выборе роли (стратегии) безопасного поведения;
- необходимость развития самостоятельности детей;
- гибкую индивидуализацию образования с учётом состояния ребенка при включении его в игровую деятельность;
- позитивную социализацию.
В данном занятии используются: сюрпризный момент, игровая ситуация, дидактические игры, физминутка, наглядный материал. В приложении представлен разрезной материал для дидактической игры «Безопасные предметы», фото-иллюстрация дидактической игры «Что случилось?», фото-иллюстрация материала для проведения аппликации.
Этот материал будет полезен педагогам детских садов.
Тема: «Безопасный дом»
Возраст: 4-5 лет (средняя группа)
Цель: формирование у детей представлений о правилах безопасности в быту, осторожного отношения к опасным предметам в процессе совместной деятельности.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту;
- знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях;
- расширять и углублять интерес к бытовым приборам и предметам быта, формировать представление о правилах их использования;
- расширять представление о свойствах разных предметов и возможных последствиях в процессе работы с ними;
- обучать сравнению и группировке объектов на безопасные и опасные на основе признаков, знакомить со свойствами объектов, их отличительными особенностями;
- формировать представление о простых закономерностях и зависимостях, умение замечать целесообразность и целенаправленность некоторых действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
- закреплять умение располагать предметы в пространстве на листе картона, выстраивать композицию в зависимости от размера листа;
- закреплять навык аккуратного наклеивания.
Развивающие задачи:
- расширять представления о себе и своих возможностях;
- развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств;
- развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;
- обогащение словаря, ввести в словарь детей прилагательные – опасные, безопасные, основные характеристики данных слов;
- закреплять у детей умения использовать в речи существительные, обозначающие бытовые приборы, названия частей и деталей предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов;
- продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении;
- продолжать совершенствовать диалогическую речь;
- закреплять умение поддерживать беседу - задавать вопросы по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы;
- развивать интерес к аппликации.
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание объединения со сверстниками для решения поставленных поисковых задач, умение обсуждать проблему, договариваться, оказывать помощь в решении поисковых задач, распределять действия, проявлять инициативу в совместном решении задач, формулировать вопросы познавательной направленности;
- воспитывать у детей стремление делиться своим опытом с другими;
- воспитывать аккуратность - сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола;
- воспитывать у детей желание проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Материал и оборудование:
Оборудование: аудиопроигрыватель, клей, кисти для клея, салфетки, емкость для клея, листы картона формата А4 с красным и зеленым полем (по количеству детей), карточки с изображением опасных предметов и игрушек (по количеству детей).
Демонстрационный: спички, нож, игла, молоток, таблетки, сундучок, шарик, конверт с загадкой, иллюстрации игрушек, иллюстрации с изображением опасных предметов (спички, таблетки, игла, ножницы, молоток).
Раздаточный: игра «Что случилось?» (изображения детей с признаками пореза, ожога, отравления, поражения электрическим током (формат А4); изображения приборов и предметов, вызывающих поражения(формат А6); игра «Безопасные предметы» (красная и зеленая коробка, карточки с изображением игрушек и опасных бытовых предметов – лекарство, бытовая химия, нож, игла, электроприборы, спички - Приложение «Презентация Игра и персонаж»)
Обогащение словаря: опасные и безопасные предметы и согласование их со свойствами разных предметов и возможных последствиях в процессе работы с ними – травма, порез, ожог, отравление.
Активизация словаря: горячий, острый, ядовитый.
Персонаж: мультипликационный персонаж Бо(теленок Боря из мультсериала «Оранжевая корова». Приложение «Презентация «Игра и персонаж»).
Методические приемы: проблемная ситуация, беседа, объяснение, художественное слово, напоминание, игра, сюрпризный момент, помощь, поощрение.
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа.
Работа с детьми: беседы на тему «Спички детям не игрушка», «Опасные предметы», разгадывание загадок об опасных предметах, проведение дидактической игры «Раз, два, три, что может быть опасно – назови», знакомство с правилами хранения иголок, ножниц, медикаментов. Чтение художественной литературы: Маршак С. «Кошкин дом», Голосов П. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», Холин И. «Как непослушная хрюшка едва не сгорела», Хоринская Е. «Спичка-невеличка», Чернышов Л. «Как Гриша – проказник испортил весь праздник».
Методическая работа: организация «Центра безопасности», который включает в себя материалы и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Данные пособия способствуют закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. Специально подобраны наглядные пособия - плакаты, иллюстрации. Изготовлены дидактические игры и лэпбуки. Разработаны картотеки дидактических игр по безопасности, сборник загадок, пословиц. Создана медиатека, включающая в себя сборник обучающих презентаций, сборник мультфильмов по безопасности, в который вошли «Уроки тетушки Совы», Азбука безопасности «Смешарики», «Спасик и его друзья», «Аркадий Паровозов» и др.
Работа с родителями: организовано сотрудничество с родителями (законными представителями) - памятки, буклеты, наглядная информация в уголке родителей, консультации, рекомендации, выставки продуктивной деятельности детей, совместные конкурсы поделок и рисунков.
Ход занятия
Организационная часть.
Игра –приветствие «Поздоровайся по-разному». Цель игры: формирование позитивного настроя, создание теплой дружеской атмосферы, пробуждение чувства защищённости.
Воспитатель: здравствуйте дети, давайте поздороваемся друг с другом без слов, разными частями тела (дети свободно передвигаются по группе, по команде воспитателя находят себе пару и здороваются разными частями тела –ладошками, плечиками, спинками и т.д.)
1. Мотивационный этап.
Сюрпризный момент.
Звучит песня «Твой выбор» (автор музыки - Александр Зацепин, автор текста - Сергей Плотов, Алексей Смирнов).
Воспитатель: Дети, вы слышите? Кто-то поет песенку. Кто же это может быть? (обходит группу в поисках источника песни, находит в укромном месте коробку, в ней персонаж и аудиопроигрыватель, игры и материал для аппликации)
Воспитатель: Посмотрите, что я нашла. Песня доносилась отсюда. Наверное, в ней кто-то прячется. Давайте откроем и посмотрим (открывает коробку и достает персонажа).
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Здравствуй, ты кто?
Персонаж: Здравствуйте ребята! Я – Бо. Узнали меня?
Дети: да, узнали.
Воспитатель: Дети, посмотрите на руку Бо (рука забинтована). Похоже, Бо получил травму. Знаете, что такое травма?
Дети: предположения детей - синяк, царапина, шишка.
Воспитатель: Врачи травмой называют внезапно полученный острый вред здоровью, когда повреждаются ткани, наш кожный покров, кости, органы. То, что вы назвали это легкие травмы. Когда их можно получить?
Дети: предположения детей – когда быстро бегаешь, можно упасть или столкнуться с кем-то, ободрать коленки или удариться головой.
Воспитатель: Да, все верно. Но есть еще и серьезные травмы, такие как порез, ожог, отравление. Порез – это повреждение кожи и сосудов. Если поранить глубоко, то пойдет кровь. Порез получают острым предметом. Какие острые предметы у себя дома или в нашей группе вы знаете?
Дети: предположения детей – ножницы, нож, иголка.
Воспитатель: Да, все верно. Сейчас я расскажу вам про отравление. Оно происходит, когда вредные и ядовитые вещества попадают в организм. При отравлении повреждаются внутренние органы. Как вы думаете, какие вредные и ядовитые вещества могут быть у нас дома?
Дети: предположения детей – таблетки, стиральный порошок.
Воспитатель: Да, все верно. Что же такое ожог? Это повреждение кожи горячими раскаленными предметами, открытым огнем или паром. Подумайте, от чего можно получить ожог дома или в детском саду?
Дети: предположения детей – утюг, чайник, плита.
Воспитатель: Да, все верно. А еще? От чего может появиться огонь?
Дети: предположения детей – спички.
Воспитатель: Да, все верно. Давайте спросим у Бо, какая травма у него и как он ее получил.
Персонаж: Я обжог себе руку. Мы с моим другом Колей играли дома в поход и решили зажечь спичку, одну единственную. Но от нее загорелись все остальные спички. И теперь у меня травма. А Колю вообще отвезли в больницу – он обжег свой хвостик.
Воспитатель: Какая беда. Дети, разве спички – это игрушки?
Дети: нет
Воспитатель: Конечно, спички – это опасные предметы. Опасные – это такие предметы, которые могут причинить вред здоровью и нанести травму. Давайте с вами еще раз назовем опасные предметы.
Дети: предположения детей – ножницы, нож, иголка, таблетки, стиральный порошок, утюг, чайник, плита, спички.
Воспитатель: Бо, ты запомнил, какие предметы опасные?
Персонаж: не очень запомнил, нужно еще раз повторить.
Воспитатель: Чтобы лучше запомнить, предлагаю поиграть вместе с ребятами в игру «Безопасные предметы» (цель игры: обучать сравнению и группировке объектов на безопасные и опасные на основе признаков. Воспитатель делит детей на две команды). Первая команда будет собирать опасные предметы в красную коробку. Вторая команда соберет безопасные предметы в зеленую коробку. В эти предметы можно смело играть, они не причиняют вреда здоровью (на столе разложены карточки и две коробки – красная и зеленая).
Воспитатель: (по окончании игры) посмотрим, как команды справились с заданием (проверяет содержимое коробок, в случае ошибки уточняет у детей – это какой предмет опасный или нет, почему). Ребята, теперь вы запомнили опасные предметы?
Дети: да
Воспитатель: Скажи Бо, а ты запомнил?
Персонаж: предметы я запомнил, а вот почему они опасные – забыл.
Воспитатель: ребята, давайте еще раз повторим, почему предметы бывают опасные.
Дети: от опасных предметов можно получить травму.
Воспитатель: Хорошо. Давайте сыграем с вами еще в одну игру «Что случилось?» (цель игры: формировать представление о простых закономерностях и зависимостях, видеть простейшие причины и следствия собственных действий). Посмотрите, перед вами лежат картинки опасных предметов. Посмотрите внимательно, подумайте, какую травму они могут причинить. Подберите нужную картинку. Не торопитесь, обсудите это вместе. Кто как думает (по ходу игры происходит совместное обсуждение с детьми. Например: вот изображение таблеток, что может случиться, если проглотить их? Можно отравиться. А как это будет проявляться? Будет болеть живот, тошнить, кружиться голова. Какое изображение подходит?).
Воспитатель: Ребята, теперь вы запомнили почему предметы бывают опасными?
Дети: да
Воспитатель: Замечательно. А ты, Бо, все запомнил?
Персонаж: Да, я все понял и все запомнил. Я очень хочу рассказать это все своим друзьям. Только боюсь, что что-нибудь забуду. Вот если бы у меня были картинки…
Воспитатель: ребята, а давайте поможем Бо и сделаем для его друзей картинки-напоминалки!
Дети: конечно поможем.
3. Исполнительский этап.
Воспитатель предлагает детям пройти за столы. На столе по количеству детей приготовлено оборудование - листы картона формата А4 с красным и зеленым полем, карточки с изображением опасных предметов и игрушек.
Воспитатель: ребята, посмотрите, у вас на столах лежат картинки предметов и большой лист. На листе есть два поля – красное и зеленое. Красный цвет предупреждает «Внимание, трогать это опасно». Какие предметы вы разместите на красном поле? (опасные). Зеленый цвет говорит «Все в порядке, опасности нет». Какие предметы вы разместите на зеленом поле? (безопасные).
Давайте разложим предметы – опасные и безопасные. Хорошо. Перед тем, как приступить к наклеиванию, давайте немного разомнемся (проводится физкультминутка - https://nsportal.ru/detskiy-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2024/02/18/palchikovye-igry-i...)
Дома острые ножи,
В руки ты их не бери.
Не раскидывай иголки,
Убери их все на полку,
Если ножницы достал,
Убери откуда взял
В рот таблетки не бери, Хоть красивые они
Ты с игрушками играй, И беды тогда не знай. |
руки вытянуты вперед, ладони параллельно друг другу
разводят руки в стороны
наклон
руки поднимают вверх
движение «ножницы» вытянутыми руками руки поднимают вверх
погрозить пальчиком разжать и сжать кулачки
ладони в «замочек» сделать «волну» показать «класс» |
Дети приступают к наклеиванию картинок. Перед тем, как приступить к работе, ребенок должен поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать способы ее достижения.
Для поддержки детской инициативы воспитатель поощряет свободную самостоятельную деятельность детей. Воспитатель побуждает детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности; поощряет и поддерживает желание детей получить результат деятельности, обращает внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывает ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата; внимательно наблюдает за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывает детям помощь, но стремиться к ее дозированию. Если ребенок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и смекалку ребенка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае; поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.
В процессе выполнения задания ребенку необходимо осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, кому сегодня мы помогали, и почему ему понадобилась наша помощь?
Дети: мы помогали Бо запомнить опасные предметы, потому что он играл со спичками и получил травму – ожог.
Воспитатель: как мы помогали Бо?
Дети: раскладывали опасные предметы по коробкам; узнавали травмы, которые бывают от опасных предметов; сделали картинки-напоминалки для друзей Бо.
Воспитатель: вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями – научились отличать опасные предметы от безопасных, запомнили какие травмы могут нанести опасные предметы.
Что больше всего вам понравилось сегодня, расскажите.
Что больше всего запомнилось?
Дети: понравилось играть, запомнились картинки с опасными предметами.
5. Перспективный этап.
После занятия дети могут самостоятельно или с помощью педагога поиграть в игры: «Что случилось» и «Безопасные предметы» закрепляя правила безопасности в быту.
Список литературы:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. ‒ М.: ТЦ Сфера, 2023. ‒ 208 с.
2. Парциальная программа «Азбука безопасности». Томск. 2022- 29с.
3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2021. - 64с
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: конспекты занятий для детей 3-4 года. ФГОС.– М.:Мозаика-Синтез, 2020. –104 с.
5. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. 3-4 года. Конспекты занятий. ФГОС– М.: Мозаика-Синтез, 2023. –72 с.
6. ЛогиноваЛ. Г. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми. 3-7 лет. ФГОС – М.:Мозаика-Синтез , 2021 г. –88 с.
7. Полынова В. К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. - С-П.: Детство - пресс, 2021. - 240 с.
8. Слепцова И. Ф., Абрамова Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. 3-4 года. Методическое пособие. ФГОС. – М.:Мозаика-Синтез, 2022. –120с.
9. Тимофеева Л.Л. Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты различных форм работы. 3-4 года: методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2021. –560 с.
10. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб. : ООО «Издательство «Детсво-пресс», 2019. — 117 с.
11. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. - М. : ТЦ Сфера, 2019. - 64 с.
12. Федина Д.Н. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Белгород, 2018 (https://nauchkor.ru/uploads/documents/5c1a56f67966e104f6f853b0.pdf?ysclid=lw3dz48kd1604139652)
13. Бондарчук Т.А. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе. 2022 (https://vorobushki-ds63-schel.edumsko.ru/articles/post/3125143)
Презентация к занятию и конспект во вложении (zip, 7Mb)
Скачать вложение