Бумажная лаборатория
Автор: Мартынова Татьяна Владимировна, Кошелева Наталия Юрьевна, Ужова Любовь Васильевна - воспитатели МБДОУ «Детский сад №123 «Сказка», г. РязаньКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.
Цель: Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей бумаги, ее свойствами.
2. Развивать исследовательские действия, внимание, память, мышление.
3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Словарная работа: папирус, береста, пергамент.
Оборудование:
Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов. Карточки с изображениями «методов исследования» (подумай сам, понаблюдай, посмотри в компьютере, поэкспериментируй). Листочки бумаги 7*7, цветные карандаши, проектор, компьютер, презентация, бумажные колпаки для каждого ребенка, арка с надписью «Лаборатория». Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги.
Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги книги, веер, тетрадь, салфетки, альбом, головной убор. Изготовление поделок из бумаги: кораблик, самолет, цветок, веер. Чтение литературы о разных странах мира (Греция, Китай, Египет, Турция, Древняя Русь), рассматривание иллюстрации с изображением разных видов бумаги (подарочная, фантик, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся, салфетка, туалетная бумага, альбомная.
Ход занятия
Стук в дверь. В группу входит герой мультфильма «Фиксики» Дим-Димыч.
Дим-Димыч: Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам за помощью. Мы, с моими друзьями, фиксиками, оказывается, ничего не знаем о бумаге, хотя пользуемся ею каждый день. Помогите нам, пожалуйста, узнать о бумаге побольше информации !
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Д-Д. и его друзьям решить эту проблему. Для этого я предлагаю вам отправиться в лабораторию и стать учеными-исследователями.
Дети заходят в лабораторию (через арку с надписью «Лаборатория»).
Воспитатель: А чтобы стать настоящими учеными, я предлагаю вам надеть колпаки ученых-исследователей. Дети, кто знает, как надо вести себя в лаборатории?
Ответы детей.
Воспитатель: Для начала я предлагаю вам отгадать загадку:
Я белая как снег,
Дружу с карандашом.
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)
Ответы детей.
Дети садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).
Дим-Димыч: Дети, что вы знаете о бумаге? Какая она бывает? Какие имеет свойства?
Дети: Она тонкая, рвется, мнется, горит, намокает.
Воспитатель: Уважаемые ученые, у вас на столах лежат разные листки бумаги , возьмите эти листочки в руки, рассмотрите их, потрогайте, погладьте.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какие исследовательские методы мы будем использовать, изучая бумагу?
Дим-Димыч: Подумай сам, посмотри в интернете, потрогай, поэкспериментируй.
Воспитатель: Вся бумага одинаковая?
Дети. Нет.
Воспитатель: Чем отличаются листочки?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Нади похожий листок”. Дим Димыч, а ты хочешь с нами поиграть?
Дим-Димыч: Конечно хочу.
Воспитатель: Сейчас, тот, кого я попрошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, опишет его, мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не найдут себе пару.
(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся, санитарная, альбомная).
Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.
Воспитатель: Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма?
Ответы детей.
Воспитатель: Из чего делают бумагу?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать точную информацию, о том, когда и как появилась бумага? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте с вами обратимся к методу «посмотри в интернете».
Просмотр презентации о истории создания бумаги.
Воспитатель: В древние времена телефонов еще не было. Но людям нужно было общаться. Друг другу они писали письма. Бумаги не было, на чем же писали люди? В Древней Греции писали на дощечках, залитых воском или на сырых глиняных плитках. Буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).
А в Древнем Египте писали на папирусе. Что такое папирус? Это растение . На его склеенных листьях и писали друг другу письма египтяне.
(Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).
А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. (Показ картинки).
Рецепт изготовления бумаги хотели узнать многие, но китайцы держали его в тайне. И только через много-много лет мы узнали как делать бумагу. (Показ картинки).
Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру: “Что бывает, а что не бывает”.
Если я назову вам предмет, и он может быть изготовлен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Воспитатель: Ну, а теперь я загадаю вам загадку и покажу предметы, а вы угадайте, из чего они сделаны.
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!
Дети: Бумага
Воспитатель: А теперь упражнение на внимание. Какие предметы, окружающие нас в группе , сделаны из бумаги?
Дети перечисляют бумажные предметы.
Воспитатель: Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).
Воспитатель: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.
Воспитатель: Какие свойства бумаги вы знаете?
Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте проведем опыты, подтверждающие свойства бумаги. ( Мнем бумагу, опускаем в воду, поджигаем, рвем бумагу).
А сейчас я нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?
Дети. Бумага скрутилась.
Воспитатель: Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.
А теперь я предлагаю вам зарисовать все этапы нашей работы в лаборатории.
Возьмем карандаши и бумагу и зафиксируем все, что мы сделали.
Дети изображают схематично виды бумаги, историю изобретения бумаги.
Опыты, проведенные с бумагой.
Затем рассказывают по своим рисункам Дим-Димычу о том, откуда пришла к нам бумага, о ее свойствах и видах.
Дим-Димыч: Дети, я так много интересного узнал о бумаге в вашей лаборатории, что мне не терпится, побыстрее рассказать об этом своим друзьям. Спасибо вам за новую информацию о бумаге. Я побегу к «фиксикам». До свидания!
Дети прощаются с героем.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад.
Расскажите, что вам больше всего запомнилось?
Рассказ детей….
Воспитатель: Мы с вами снова очутились в детском саду. Давайте подумаем, подтвердилось ли наше предположение о том, что бумага бывает разная и имеет разные свойства?
Ответы детей.
Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем!
Литература:
1. Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.
2. https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/18/s_58a894407ccef/img1.jpg
3. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0677/00069626-052fd49a/img5.jpg
Презентация к занятию во вложении (ppt, 1MB)
Скачать вложение