Бумажный лес для белочки
Автор: Денисова Ольга Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №161»; Косырева Светлана Анатольевна, зам. заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ «Детский сад №161», г. Рязань; Виноградова Алина Николаевна, старший преподаватель ОГБУ ДПО «РИРО»Конспект занятия по познавательному развитию для детей 4-5 лет.
Цель педагога:
Обучение: организовать деятельность детей, направленную на формирование первичных представлений о свойствах и качествах бумаги и выработку у детей умений различать и находить предметы обладающие данными свойствами и качествами.
Воспитательная деятельность: создать условия для формирования самостоятельности в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Развивающая деятельность: способствовать обогащению словаря по теме занятия, развитию мелкой моторики рук.
Задачи:
- Организовать мотивацию воспитанников на усвоение первичных представлений о свойствах и качествах бумаги.
- Организовать групповую практическую деятельность детей по различению и нахождение общих качеств (цвет, гладкость, шершавость) и свойств бумаги (мнётся, рвётся, намокает) в процессе исследовательской деятельности.
- В процессе исследовательской деятельности активизировать употребление в речи слов, характеризующих свойства и качества бумаги (писчая, гофрированная; тонкая/толстая, непрочная, гладкая, шершавая, лёгкая, намокает, расползается, рвётся, мнётся).
- Организовать самостоятельную практическую деятельность детей по различению и нахождению общих качеств и свойств бумаги в процессе изобразительной деятельности (нетрадиционных способов аппликации).
- Организовать самоконтроль и рефлексивную оценку своей деятельности по теме занятия.
Оборудование: листы бумаги: белой писчей, цветной, гофрированной, для акварели; силуэты деревьев, картон, салфетки – по количеству детей; игрушка – бумажная белочка; клей; аудиозапись музыки; индивидуальные подносы для раздаточного материала.
Предварительная работа:
- Совместный просмотр с родителями мульфильмов, рекомендованных педагогом (https://www.youtube.com/watch?v=7hJabTxo0jU): «Фиксики-Бумага», «Почемучка» (2 сезон), «Как делают бумагу» (17 серия), «Новаторы – Бумага» (3 сезон 8 серия), «Малыш Панда. Изготовление Бумаги.Как Делают Бумагу?» «Заседание Совинформ. Откуда берётся бумага».
- Подготовленная педагогом презентация по теме занятия.
- Совместная работа педагога и детей с разными видами бумаги, рассматривание предметов сделанных из бумаги и др.
Ход занятия
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Мотивационно - организационный этап | |
Сегодня в группу я вошла Угадайте, что нашла…. Гость лесной пришёл к нам в сад. Чтоб порадовать ребят. С рыжим, огненным хвостом.
Тёплый мех как грелка… Кто же это? Ребята, посмотрите, из какого материала сделана наша белочка? Значит она какая? |
Высказываются, отвечают на вопросы.
Бумажная, рыжая, пушистая…(каждый ребёнок предлагает свой вариант ответа) |
Ребята, посмотрите, перед вами находятся различные предметы, сделанные из бумаги, назовите их. Как вы думаете предметы, сделанные из бумаги они какие? «Бояться» ли предметы, сделанные из бумаги воду? Значит бумага – это материал непрочный? Ребята, наша белочка почему-то очень грустная. Как вы думаете, почему? Воспитатель подводит детей к тому, что у бумажной белочки нет дома, она может попасть под дождь и промокнуть. Мы можем помочь белочке? Где живут белки? Как называется дом белки? Педагог: «Белки в естественной среде обитания практически все селятся на деревьях. Чаще всего домом для белки служит дупло или гнездо. Свое убежище «гнездо» белка строит из сухих веток в форме шара, затем внутри выстилает его сухой травой, листьями, мхом и шерстью. Дупло белка внутри обустраивает тем же способом что и гнездо. Также зверьки могут селиться в скворечниках или на крышах домов». Педагог предлагает детям помочь белке обустроить своё жилище в лесу. Ребята, белочка просит вас построить ей жилище в лесу из плотной бумаги, чтобы не промокнуть. Хотите помочь? Но, прежде чем приступить к строительству дома для белки, мы должны познакомиться с различными свойствами и качествами бумаги, чтобы правильно выбрать материал. |
Высказываются, отвечают на вопросы.
|
Практическая часть | |
Педагог предлагает детям стать исследователями и изучить различные свойства и качества бумаги. |
Превращаются в исследователей, проходят в лабораторию, интересуются стоящим оборудованием на столах для проведения опытов с бумагой. |
Посмотрите дети, из какой бумаги сделаны салфетки? Воспитатель обращает внимание на свойства и качества данной бумаги. Какая это бумага?
|
Высказываются, отвечают на вопросы.
|
Возьмите лист цветной бумаги. Если так много разных цветов у бумаги, как она называется? Какая это бумага? Потрогайте бумагу, какая она на ощупь? |
Дети рассматривают, трогают, мнут бумагу, тактильно определяют её фактуру и называют (гладкая, тонкая), называют цвет её цвет. Высказываются.
|
Педагог предлагает детям исследовать гофрированную бумагу. Какая она на ощупь? Вы знаете, как называется эта бумага? Это гофрированная бумага. Давайте вместе скажем «Гофрированная» Перейдём к другому столу. | |
Давайте возьмём салфетку за края и потянем в разные стороны. Что произошло? |
Каждый ребёнок высказывается, отвечает на вопросы и экспериментирует. Дети делают вывод.
Руки: в стороны – вверх, в стороны – вниз Руки на поясе, прыжок влево Присесть Руки на поясе, прыжок вправо Кружатся Прыжки влево - вправо |
А теперь возьмите лист обычной бумаги за края и потянем в разные стороны. Что произошло? Кто знает, как называется данная бумага? («Писчая» бумага»). «Писчая» бумага» - отличается гладкостью, плотностью, она предназначена для письма, рисования. Педагог: «Дети, профессиональные художники, рисуя свои картины, пользуются совсем другими видами бумаги. Например, бумага для акварели. Посмотрите, потрогайте и скажите какая она? Чем бумага «писчая» отличается от бумаги акварельной. Что общего? | |
А теперь попробуйте разорвать картон. А какая бумага разрывается труднее? Объясните почему. Давайте попробуем и сомнём бумагу для акварели, письма и картоном. А теперь, ребята, попробуйте смять салфетки в комочки округлой формы. Какая бумага мнется труднее? (легче) Обоснуйте свой ответ. | |
Посмотрите, у нас на столах стоят тазики с водой. Опустите салфетку в воду и посмотрим, что с ней произойдёт? А теперь возьмите салфетки в руки. Получается? Почему не получается? Объясните свой ответ. Проделаем тот же опыт с бумагой для акварели и картоном. Сделаем вывод, что данная бумага толще салфеток, поэтому размокает дольше. Ребята, как вы думаете, теперь мы сможем безошибочно подобрать строительный материал для жилища белки? Тогда нам пора возвращаться в группу, белочка нас заждалась, сделаем вместе с ней зарядку: Физминутка Физзарядкой ей не лень Заниматься каждый день. С одной ветки прыгнув смело. На сучок она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом, Влево - вправо – целый день Прыгать белочке не лень После физкультминутки дети садятся за столы. Ребята, скажите, какое сейчас время года?(поздняя осень) Значит, сейчас, на ветках деревьев лежит снег? | |
Перед вами на столах лежит силуэт дерева, клей, губка для клея, в лоточках лежит гофрированная бумага. Разогреем наши пальчики, что у нас всё хорошо получилось. Пальчиковая гимнастика
Сначала мы из бумаги сделаем комочки белого и коричневого цвета. Затем коричневые комочки мы приклеим к силуэту дерева (показ воспитателя) и у нас получится вот такое дерево Комочки белого цвета, это – снежок, вы можете поместить снежинки на ветках дерева. После выполнения задания детьми каждый ребёнок несёт своё дерево и размещает на мольберте. Белочка выбирает дерево, на котором она хотела бы обустроить свой дом. Дети вместе с педагогом из плотной бумаги делают гнездо белочке. |
Мы бумагу рвали, мяли, Так, что пальчики устали Мы немножко отдохнём И опять её помнём. |
Заключительный этап. Рефлексия. | |
Посмотрите, как обрадовалась белочка, какой чудесный лес и гнездо для неё мы сделали. |
|
Ребята, скажите, нам удалось помочь белочке? Как нам это удалось? Что, мы с вами узнали? (мы узнали о свойствах бумаги (мнётся, рвётся, намокает) и о качествах бумаги (цвет, гладкость, шершавость). С какими свойствами и качествами бумаги вы познакомились? Давайте перечислим свойства бумаги (мнётся, рвётся, намокает). А теперь качества бумаги (цвет, гладкость, шершавость). Чем вам сегодня запомнилось занятие? Что нового вы узнали? Что вызвало затруднение? |
Говорили о бумаге Бумага намокает, рвётся и мнётся и т.д.
Писчая бумага, салфетки, картон, гофрированная, бумага для акварели |
Ориентировочный этап занятия. Воспитатель ориентирует детей на самостоятельную деятельность по теме занятия, предлагает детям вечером уже известным способом «из комочков» бумаги сделать съестные припасы для белки, так зима уже « не за горами». |
|
Литература:
1. Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги. С-П Детство-Пресс, 2009 г.
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М. ТЦ Сфера». 2005 г.
3. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
4. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников, ВАКО, 2005 г.
5. Нетрадиционные техники работы с бумагой. – М: издательство "Скрипторий 2003", 2013г.
Полный вариант статьи с приложением во вложении (doc, 493KB)
Скачать вложение