Бусы для Белочки
Автор: Пиганова Екатерина Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №111», г. РязаньКонспект занятие по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же о запахе, вкусе.
В раннем возрасте представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета только начинают накапливаться, но развитие ощущения и восприятия происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах, о сенсорных эталонах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.
Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.
Федеральная образовательная программа прописывает нормы сенсорного развития, по которым формируется личное познание мира для возраста 2-3 года: [2]
- Имеется понимание и способность назвать 4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
- Имеются первоначальные знания о величине, форме, цвете предметов.
- Ребенок умеет собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины.
- Умеет ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
- Умеет составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков).
- Умеет сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
Занимаясь с детьми и приобщая их к сенсорной культуре, мы открываем перед ними неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапах взросления.
На данном занятии дети научатся сравнивать предметы, описывать их форму, соберут бусы путем нанизывания бусины на нить.
Занятие предназначено для детей раннего дошкольного возраста.
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие представления о свойствах предметов.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с внешними свойствами предмета – бусин (цвет, форма);
- учить детей сравнивать предметы, обобщать полученные знания
- учить детей просеивать песок
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к предметам.
Развивающие:
- развивать у детей умения отвечать на вопросы;
- развивать основные психические процессы (внимание);
- развивать мелкую моторику.
- познакомить детей с понятием «сито» «просеивать»;
Материалы:
Световой стол для рисования песком, стаканчики с песком, керамзит, 3 сита, разноцветные бусины, шнурок, игрушка - Ёжик.
Предварительная работа:
Разучиваем пальчиковую гимнастику «Ёжик»
Играем в дидактические игры: «Найди пару», «Какого цвета не стало», «Собери бусы».
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, слышите, шуршит кто-то? Посмотрите, да это же Ёжик! Давайте все вместе поздороваемся с ним.
Пальчиковая гимнастика:
Ёжик выбился из сил
Яблоки, грибы носил (сгибаем и разгибаем пальцы рук)
Мы потрем ему бока (трем ладошку об ладошку)
Надо их размять слегка (имитируем мытьё рук)
А потом погладим ножки (гладим колени)
Чтобы отдохнуть немножко.
А потом почешем брюшко (чешем живот пальцами рук)
Пощекочем возле ушка (указательным пальцем чешем за ухом)
Ёж по травке побежал (бежим указательным и среднем пальцем по ладони)
Нам «спасибо» пропищал.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наш Ёжик расстроенный и что-то ищет, давайте спросим у него, что он потерял?
(Ёжик, что ты ищешь?)
Ёжик: Я бежал к своей подружке Белочке в гости, и нёс ей в подарок бусы, но бусы зацепились за веточку, ниточка порвалась и все бусины рассыпались. Я хотел их собрать, но тут так много песка и камушков, я бусы уже долго ищу, теперь боюсь опоздать на встречу с Белочкой.
Воспитатель: Не расстраивайся Ёжик.
- Дети, что же делать, Ёжик так старается, а у него не получается найти бусы!
Ориентировочный этап:
Воспитатель: Ёжик, мы с ребятами с радостью поможем тебе найти бусины и собрать их вместе.
Воспитатель приглашает детей к песочнице.
Воспитатель: посмотрите ребята, что это за предмет? (Сито.)
Воспитатель: Сито - это специальный предмет, для просеивания мелких материалов, на дне у этого инструмента есть дырочки, через которые мелкие материалы высыпаются, а крупные остаются на поверхности.
- Так, например, мама просеивает муку на кухне. Но сито применяют не только для приготовления блюд, но его можно использовать в других целях, например: просеивать песок.
Исполнительный этап:
Воспитатель: Давайте проверим, как применить сито! Я вам предлагаю просеять камушки.
(Дети высыпают камушки в сито, предпринимают попытки по просеиванию камушков.)
Воспитатель: Ребята, получается у нас просеять камушки? (Нет.)
Воспитатель: Как вы думаете, почему? (Камушки большие, и дырочки в сите маленькие.)
Воспитатель: А давайте попробуем просеять песок!
Дети просеивают песок и находят бусины.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам удалось найти бусины Ёжика. Посмотрите, какие они красивые, гладкие, давайте покатаем их в ладонях. Как вы думаете, какой формы бусины вы нашли? (Круглые)
- Назовите цвета бусин (Красные, желтые, синие)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы нашли все бусины, а теперь нам осталось собрать бусы для Белочки, для этого нанижем бусины на шнурок.
Дети нанизывают бусины на шнурок.
Воспитатель: Ёжик, вот, посмотри, какие замечательные бусы для Белочки у нас получились! Ребята, отлично потрудились!
Ёжик: Спасибо, ребята, за вашу помощь, а мне пора торопиться в гости.
Дети: До свидания, Ёжик!
Воспитатель - Ребята, кто приходил к вам в гости? (Ёжик).
Воспитатель: Что случилось у Ёжика? (Он торопился в гости к Белочке и порвал бусы).
Воспитатель: Как вы ему помогли? (Мы искали бусины в песке и камушках, а потом собрали новые бусы).
Рефлексивный этап:
- Ребята, вам понравилось помогать Ёжику (Да).
- А что запомнилось больше всего? (Как просеивали песок, как собирали бусы).
Перспективный этап:
Дети продолжают играть с разноцветными камушками (бусинами), подбирая разные варианты расстановки цветов, учатся нанизывать бусины на шнурок.
Литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Е.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019г. 336с
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
3. Игра с ёжиком [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://gigabaza.ru/doc/151639.html (дата обращения 30.03.2023г.)
4. Минакова С.Ю. Картотека игр и упражнений для сенсорного развития 2-3-года [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/04/21/kartoteka-igr-i-uprazhneniy-dlya-sensornogo (дата обращения 30.03.2023г.)
Скачать вложение