Былинные герои
Автор: Галинова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 33» г. РязаньКонспект ООД по познавательному и художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет.
Важная задача нравственно-патриотического воспитания - это воспитание любви, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства.
Согласно ФГОС ДО «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа». Данная задача решается во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Федеральная образовательная программа рекомендует педагогу «воспитывать у ребенка гражданско-патриотические чувства средствами различных видов и жанров искусства». Именно в произведениях устного народного творчества, точнее в былинах, заключена особая воспитательная ценность.
Занятие «Былинные герои» построено в технологии продуктивного чтения-слушания, которая предполагает работу с текстом уже до чтения, тем самым мотивируя детей к слушанию, собственно комментированное чтение и работу с произведением после чтения
В предложенном занятии дети посредством знакомства с былинными героями узнают жизнь русского народа в прошлом, усваивают эталоны представления о добре и зле. Так же большое внимание уделяется народным пословицам и поговоркам о любви к Родине. Проведение подгрупповых игр «Собери богатыря в дорогу» и «Собери иллюстрацию к былине» способствуют воспитанию взаимопомощи, умению работать в коллективе. В ходе образовательной деятельности в речи воспитателя и детей часто употребляются старославянские слова и изречения, что соответствует принципу сочетания научности и доступности. Данное занятие помогает не только дать детям знания по данной теме, но и вызывает положительные эмоции и интерес к истории и культуре русского народа, что соответствует принципу культуросообразности.
Цель: расширение представлений детей о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании.
Задачи:
1. Формировать представление о великих русских богатырях как о защитниках земли русской - Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче.
2. Развивать познавательную активность детей, вызвать положительные эмоции и чувства.
3. Расширять словарный запас детей, используя в речи старинные слова.
4. Прививать интерес к истории и культуре русского народа.
5. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за своих предков.
Предварительная работа: рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри»,разучивание стихотворения «Мы теперь богатыри».
Оборудование: глобус, презентация, репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри», дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу», разрезные картинки.
Литература:
1. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Изд.3-е, исправленное.- Волгоград: Учитель.-159 с.
2. Панасенко И.Е. Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет.-Волгоград: Учитель.- 126 с.
3.Ельцова О.М, Антонова Г.А., Николаева Н.А. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций: Методическое пособие в 2 ч.ТЦ Сфера, 2019.-112 с.- (Библиотека Воспитателя)
4. Приказ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 октября 2013 г. N 1155 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 21.01.2019 N 31)
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"
6. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014 – 43 с.
Полный вариант статьи с презентацией к занятию во вложении (zip, 4Mb)
Скачать вложение