Части тела
Автор: Мишина Лилия Юрьевна, педагог-психолог; Нестерова Владилена Александровна, учитель-дефектолог; Судницына Наталья Владимировна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №123», г. Рязань.Методическая разработка образовательной деятельности по развитию коммуникативных навыков для детей с расстройствами аутистического спектра старшего дошкольного возраста.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) остро нуждаются в общении и социализации. Однако эти процессы невозможны без специально созданных условий. Трудности в организации фронтальных видов работы с детьми с РАС подтолкнули нас к поиску новых видов и форм организации этой деятельности. В коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройствами аутистического спектра мы широко используем ритмические игры в кругу. Они положительно влияют на состояние детей с различными нарушениями развития.
Занятие в группе начинается с того, что дети, педагог-психолог, учитель-дефектолог и воспитатель собираются вместе и садятся в круг на стульчики, чтобы поздороваться и поиграть. Такая организация занятия помогает детям включиться в общую деятельность, побуждает их к активности, способствует развитию коммуникации, позволяет сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Эмоциональная связь со взрослыми расширяет представления ребенка об окружающем мире и меняет его восприятие самого себя. Таким образом, начинается процесс социализации ребенка, его адаптации к окружающему миру.
Цель: организовать образовательную деятельность, направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
Задачи:
Коррекционно-развивающая:
- развивать коммуникативные навыки детей;
- стимулировать тактильное взаимодействие;
- развивать подражательные возможности детей;
- развивать саморегуляцию;
- активизировать и корректировать внимание.
Обучающая:
- формировать и расширять представления детей о частях тела;
- развивать сенсорное восприятие, мелкую и общую моторики.
Воспитательная:
- формировать у детей доброжелательное отношение к сверстникам в группе.
Оборудование: обруч, платок, кукла, наборное полотно, панно «Человечек».
Словарь: привет, пока, названия основных частей тела, кукла Маша.
Продолжительность организованной деятельности – 20 минут.
Ход деятельности:
Содержание занятия отмечается на карточках деятельности.
1. Дети сидят в кругу, держатся за обруч. Вместе с педагогами говорят: "1,2,3,4,5 - начинаем мы играть". Убираем обруч.
"Ребята, к нам пришла кукла Маша, давайте поздороваемся и поиграем с ней".
2. Приветствие: "Где же наш Сережа? Вот, вот, вот. Привет!" Так здороваются все дети (привет, здравствуй, доброе утро, неговорящие дети приветствуют жестом - в зависимости от возможностей ребенка).
"Давайте познакомимся с названием частей тела и покажем их".
3. Игра "Где наши ножки?" - "Вот, вот, вот" (и так далее со всеми частями тела). Дети проговаривают и касаются различных частей тела. Осознание собственного тела.
4. Игра "Кукла в гости к нам пришла". Дети учатся показывать части тела на кукле: руки, ноги, голова и т.д.
5. Игра "Что мы делаем руками покажите?" Дети проговаривают и показывают способы действия: "Мы руками держим ложку - кушаем, карандаш - рисуем, обнимаем" и т. д. Осознание основного предназначения различных частей тела.
6. Речь и движение. Физкультминутка. Дети подражают движениям взрослых.
У Авдотьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Пять девчонок, пять мальчишек. (дети хлопают в ладоши)
Все вот с такими ушами, (дети показывают уши)
Все вот с такими но сами, (дети показывают нос)
Все вот с такими глазами, (дети показывают глаза)
Все вот с такими головами, (дети показывают голову)
Все вот с такими руками, (дети показывают руки)
Все вот с такими ногами, (дети показывают ноги)
Вот с такими животами. (дети показывают живот)
Они не пили и не ели, друг на друга все глядели.
И делали вот так! (дети хлопают в ладоши и улыбаются друг другу)
В зависимости от уровня развития детей текст усложняется, части тела детализируются.
7. "Веселый человечек" - на наборном полотне схематично выкладывается человечек из отдельных деталей, дети выполняют действия и проговаривают.
8. Игра "Ветерок". Все дети держатся за прозрачный платок, поднимают и опускают его, накрывают им одного ребенка. Педагог спрашивает: "Кто спрятался? - дети называют имя, или показывают на ребенка.
Вверх - вниз ветерок,
Спрячься, ты, скорей, дружок.
9. Контроль: "Давайте вспомним, что мы сегодня с вами узнали, что мы делали".
10. Итог: дети обмениваются эмоциями, подражая педагогу, улыбаются друг другу. Педагог предъявляет детям карточки деятельности, на которых схематично изображены игры, которые были на занятии.
10. Прощание. Дети сидят в кругу, держатся за обруч. Вместе с педагогами говорят: "1,2,3,4,5 - мы закончили играть".
11. Отработка навыка в ходе режимного момента: Во время одевания на прогулку побуждать детей называть и показывать части тела.
Список литературы:
1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). – М.: Теревинф
2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.-М.: Теревинф. – 288с. 2012.
3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф
4. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф
Скачать вложение