Что такое лето?
Автор: Голубкина Ольга Николаевна, учитель-логопед; Гавердовская Галина Вячеславовна, Ларина Ирина Алексеевна, воспитатели МБДОУ "Детский сад №48", г. РязаньКонспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи является важным направлением в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В образовательной области "Речевое развитие" ФАОП ДО основными задачами образовательной деятельности с детьми с ТНР является создание условий для:
- овладения речью как средством общения и культуры;
- обогащения активного словаря;
- развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развития речевого творчества;
- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомства с книжной культурой, детской литературой;
- развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
В образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" ФАОП ДО основными задачами образовательной деятельности с детьми ТНР является создание условий для:
- развития у обучающихся интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
- приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
В сфере развития у обучающихся интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества. Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение обучающихся к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность обучающихся в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и других видах художественно-творческой деятельности.
Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.
Детское изобразительное творчество понимается как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в собственном продукте (рисунке), которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства.
Основной формой организации работы с детьми становятся занятия, в ходе которых решаются более сложные задачи, связанные с формированием операционально-технических умений. На этих занятиях особое внимание обращается на проявления детьми самостоятельности и творчества.
Совместная образовательная деятельность педагогических работников с детьми с ТНР предполагает одно из направлений работы - это формирование представлений обучающихся о разнообразии окружающего их мира и людей.
В процессе уточнения представлений о себе и окружающем мире у обучающихся активизируется речевая деятельность, расширяется словарный запас.
Педагогические работники уделяют основное внимание формированию связной речи у обучающихся с ТНР, ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной). Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности, естественным образом обеспечивающие их коммуникативное взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми, развитие познавательного интереса и мотивации к деятельности.
В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нетрадиционные техники.
Рисование ватными палочками и оттиском скомканной бумаги – это виды нетрадиционных техник рисования. Они интересны не только старшим детям и взрослым, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи.
Детьми обычно с радостью приветствуется эти техники рисования, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами.
В каждом из нас есть творческое начало, но детям просто жизненно необходимо его развивать, реализовывать свой потенциал. Нетрадиционные методы рисования не только помогут ребенку в самореализации, но и дадут выход его эмоциям, помогут решить накопившиеся проблемы без конфликтов. Помогайте детям раскрывать самих себя!
Техника рисование оттиском мятой бумаги примечательна простотой исполнения и подходит для занятий с самыми юными художниками. Каждый отпечаток получается уникальным, непохожим на другие.
Техника рисования ватными палочками для детей нетрадиционная, и потому очень интересная в освоении. Главная идея состоит в том, чтобы получить целостное изображение из раздельных точек. Тематика работ, выполненных в этой технике так же разнообразна и зависит только от фантазии ребенка.
В таких техниках можно создавать тематические открытки к любому празднику, можно рисовать цветы, натюрморты, пейзажи и даже портреты. Дети с помощью нетрадиционных техник рисования раскрываются, самовыражаются, а также получают возможность выплеснуть свои эмоции.
Цель: обобщить и систематизировать знания по лексической теме, «Лето», организовать деятельность детей, направленную на создание композиции «Дары августа» в процессе рисования нетрадиционными способами
Задачи:
Создать условия для:
систематизации и расширения знания детей об особенностях каждого летнего месяца, названий месяцев, в какой последовательности они располагаются в году
формирования у детей грамматического строя речи (согласовывать прилагательные с существительными).
совершенствования умений детей рисовать в нетрадиционных техниках (оттиск скомканной бумагой и рисование ватными палочками), создавать композицию заданной тематики;
развития творческой самостоятельности и активности, связной речи, зрительного внимания (собирание картинки из частей в целую), координации речи с движением, речевого дыхания, звукопроизношения и мелкой моторики рук.
Активизация словаря: летний, летняя, летнее, летние
Обогащение словаря: оттиск, сверчок
Оборудование: письмо от Деда Мороза, картинка «Дед Мороз» из мультфильма «Дед Мороз и лето», картина «Лето», картина «Беседа о насекомых», разрезанная картинка на 8 частей «Радуга», картинка «Радуга», мячик, картинка «Солнышко», альбомные листы ½ формата А4 с нарисованной тарелкой, ватные палочки, гуашь красного, зеленого цвета, баночки с водой (на каждого ребенка), скомканная бумага для отпечатка красками на каждого ребенка, цветочки из бумаги с бабочками для дыхательной гимнастики (на каждого ребенка), красные кружочки для рефлексии «Волшебный мешочек», тряпичный мешочек.
Предварительная работа: рисование в технике оттиск смятой бумаги, рисование ватными палочками, беседа о лете, чтение стихов о лете, разгадывание загадок о лете, рассматривание картин с изображением лета.
Мотивационный этап:
Логопед: Здравствуйте ребята! Давайте встанем дружно в круг!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть это занятие вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений.
Логопед: Ребята, нам пришло необычное письмо от Деда Мороза! Интересно, что он хочет нам сказать? А может у него что-то случилось? Давайте прочитаем (логопед читает письмо и показывает картинку с Дедом Морозом):
«Дорогие ребята, я живу на самом Северном полюсе в ледяной избушке. Однажды я пришел на Новогодний праздник к детям в детский сад, и ребятки попросили подарить им лето. Я растерялся и не знал, что ответить ведь я не знаю что такое это лето. Какое – оно лето? Дорогие ребятки, расскажите мне, пожалуйста, про лето! Ваш Дедушка Мороз»
Ориентировочный этап:
Логопед: Ребята, Дедушка Мороз расстроен, что не знает что такое лето, как же нам ему помочь? А давайте мы ему расскажем, что такое лето, через картинки и рисунки, соберем посылку и оправим на Северный полюс, так Дедушка Мороз узнает, что такое лето.
Исполнительный этап:
Учитель-логопед: Начнем наш рассказ о лете с того, что назовем три месяца этого времени года.
Дети: Июнь, июль, август
Учитель-логопед: Да, верно. Давайте вспомним о первом месяце июне. В июне долгие солнечные дни, в жаркие дни разражаются грозы с сильными теплыми ливнями, после дождя на небе сияет в солнечных лучах разноцветная радуга. В июне густые, сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая и ярко-зеленая. Цветет малина, рябина, жасмин розовые и алые цветы появились на колючих кустах шиповника.
Отгадайте загадку:
Поднялись ворота
Всему миру красота
Что это?
Дети: Радуга
Ребята предлагаю положить в посылку картинку с изображением радуги, но посмотрите, что-то случилось с картинкой, и она распалась на части, давайте соберем картинку, что она была целая. (дети собирают картинку с изображение радуга из 8 частей)
Ребята, вы молодцы, картинка получилась очень красивая, теперь Дедушка мороз узнает, что такое летняя радуга. (кладем картинку в посылку)
А что еще может быть летнее, предлагаю вам поиграть в игру со словом «Лето»
Дидактическое упражнение «Скажи со словом «летний».
Логопед кидает мячик ребенку и называет слова, а дети согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе.
День - … (летний день).
Погода - … (летняя погода).
Утро - … (летнее утро).
Ночь - … (летняя ночь).
Солнце - … (летнее солнце).
Гроза - … (летняя гроза).
Дождь - … (летний дождь).
Цветы - … (летние цветы).
Одежда - … (летняя одежда).
Месяцы - … (летние месяцы).
Молодцы, все справились! Вспомним второй летный месяц-июль
Июль называют «сердцем лета». Июль – месяц сладких ягод и душистых медовых трав. В лесу поспевает сладкая малина, черника, брусника ежевика. Появляются первые грибы. Яркие цветы украшают луга и поля: цветут ромашки, колокольчики васильки.
Давайте представим, как они чудесно пахнут, и сделаем упражнение на развитие речевого дыхания.
Упражнение на развитие речевого дыхания «Душистые цветочки» (детям раздаются тренажеры для развития речевого дыхания цветок с бабочкой на нитке)
Давайте вдохнем аромат цветов глубокий вдох носом, а выдохнем - ртом (плавный выдох ртом), (повторяем упражнение три раза).
Ребята посмотрите на цветы сели бабочки. Давайте сделаем глубокий вдох носом и так сильно выдохнем ртом, чтоб бабочки улетели (повторяем упражнение 3 раза)
В середине июля зацветает липа и разливает сладкий медовый аромат, привлекающий пчел. Порхают над лугом бабочки, сверкают на солнце голубые и черные стрекозы, в траве стрекочут сверчки и кузнечики. Ребята посмотрите какая картинка у меня есть. На ней изображены луговые цветы и насекомые. Назовите, каких насекомых вы видите
Дети: пчела, комар, бабочка, сверчок
Дидактическое упражнение «Звукоподражание».
А теперь давайте превратимся в :
- пчела - жужжит – Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж,
Дети: - ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
- комара - звенит – З-З-З-З-З-З,
Дети: - ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
- бабочку - порхает – Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
Дети: - ШШШШШШШШ
- сверчка – стрекочет -С-С-С-С-С-С-С
Дети – ССССССССС
Вы молодцы. У вас отлично получилось. Давайте положим эту красивую картинку в посылку для Дедушки Мороза.
В июле солнце поднимается высоко и заливает землю горячими лучами
Посмотрите, какое у меня красивое яркое солнышко (демонстрирует картинку солнышка). Давайте немного отдохнем и проведем разминку «Солнышко»
Физкультминутка
Солнце утром рано встало, (Поднимают руки вверх, потягиваются)
Всех ребяток приласкало:
гладит грудку, (Массируют грудь круговыми движениями.)
гладит шейку, (Поглаживают шейку.)
гладит носик, (Большим пальцем рук сверху вниз растирают крылья носа).
гладит лоб, (Проводят пальцами по лбу от середины к вискам.)
гладит ушки, (Растирают уши.)
гладит ручки, (Растирают ладошки.)
загорают дети. Вот! (Поднимают руки вверх.) Хорошо!
Молодцы. Мы отлично погрелись на солнышке. Давайте эту картинку тоже положим в посылку для Деда Мороза.
Последний месяц лета - август. Красное лето идет на убыль, дни становятся короче. Солнышко еще ласкает своими теплыми лучами, но в полдень поднимается уже не так высоко. Дожди в августе совсем не редкость. Август самый щедрый, богатый месяц в году: в садах созревают яблоки, груши, сливы, в огородах - морковь, свекла, лук, в полях наливаются спелостью колосья ржи и пшеницы, а в лесах много грибов, ягод и орехов. В конце августа появляются на деревьях первые желтые листочки, а на солнце поблескивают легкие серебряные нити паутины. Ребятки вот мы и вспомнили каждый месяц лета. Сейчас я предлагаю вам сесть за столы и сделать подарки для дедушки мороза своими руками. Мы нарисуем дары последнего месяца лета необычными техниками рисования.
Дети садятся за столы (на столах лежат ватные палочки, скомканная бумага, палитра для рисования, краски гуашь: красная, зеленая, листы с уже нарисованной тарелкой)
Воспитатель: Ребята, вы уже знакомы с такими техниками рисования как рисование ватными палочками и рисование оттиском скомканной бумаги. Давайте нарисуем яблоки в технике оттиск скомканной бумаги, а малину ватными палочками. Посмотрите на мою картину. Как это сделала я (демонстрирует образец, на рисунке в тарелке изображены яблоки (2 штуки зеленое и красное) в технике рисование оттиском скомканной бумаги и ягоды малины в технике рисование ватными палочками красного цвета.)
Дети начинают выполнять задания, воспитатель наблюдает, и если требуется помощь, помогает.
Воспитатель: Ребята, какие красивые работы у вас получились, когда они высохнут, мы положим их в посылку для Дедушки Мороза.
Рефлексивный этап:
Воспитатель: Ребята, у меня есть «Волшебный мешочек». Давайте соберем в него все самое интересное, что было на сегодняшнем занятии. (дети кладут в мешочек красные кружочки и вспоминают интересные моменты занятия.
Перспективный этап:
Учитель-логопед: Ребята, про какое время года просил рассказать нас Дедушка Мороз? Какая погода летом? Какие растения цветут летом? Что появляется на небе после сильного теплого дождя? Каких насекомых можно увидеть на лугу летом? Почему август называют самым богатым месяцем лета.
Ответы детей
Учитель-логопед: Мы отправим нашу посылку на Северный полюс Дедушке Морозу, и он будет знать, что такое лето.
Спасибо вам ребята за вашу работу на занятии. Вы молодцы!
Список литературы:
1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2018г. .
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми: Мозаика-Синтез; Москва; 2021 – 97с.
3. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2000. – 192 с.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653) [Электронный ресурс]. – режим доступа: URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1025/federalnaia-adaptirovannaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo/ (дата обращения 08.09.2023)
5. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году!? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров, родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.-64 с.
Скачать вложение