Чудесные свойства соли
Автор: Кызина Елена Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №70», г. Рязань.Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы.
В.А Сухомлинский писал, что «Ребёнок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира».
Очень важно поддерживать в нем огонек любознательности, создавать условия, чтобы он делал свои маленькие открытия. Познавательно-исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы дети смогли задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.
Познавательная деятельность - это деятельность ребёнка направленная на изучение мира и окружающего пространства. Ребёнок стремится к получению нового опыта и заинтересован в положительной оценки своей деятельности. Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой они стремятся получить новые знания, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремлённость, формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование познавательно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. С этой целью в группе создан уголок экспериментирования, который оснащен природными материалами (песок, глина, камни, перья, семена и т.д.), приборами (лупы, весы, песочные часы, компасы), детскими халатами для работы.
Основная форма детского экспериментирования – опыты, которые проводятся на занятиях и в совместной деятельности в режимных моментах, для этого разработана картотека опытов и экспериментов.
Данный конспект занятия рассчитан на детей 5 – 6 лет. В ходе занятий дети получают представления о соли, её свойствах, о значении соли в жизни человека. В процессе выполнения опытов дети учатся делать предположения, умозаключения на основе полученных знаний.
Во время занятий происходит интеграция образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие).
Цель: организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей 5-6 лет, направленную на изучение полезного ископаемого – соли и как человек ее использует, развитие познавательной активности в процессе исследования объектов неживой природы; способствовать обогащению словаря по теме занятия и развитию взаимодействия воспитанников в процессе выполнения заданий в парах, группах.
Задачи:
1. Организовать мотивацию детей для исследования соли.
2. Организовать практическую деятельность детей, направленную на изучение свойств соли (сыпучесть, без запаха, солёная, растворяется в воде, повышает плотность воды).
3. Организовать контроль и рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности на занятии.
Словарная работа:
Обогащение: каменная, поваренная, йодированная соль.
Активизация: солёная, кристаллы,
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий, иллюстраций детской энциклопедии на тему: «Значение соли в жизни человека».
Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Соль», загадки, пословицы и поговорки о соли.
Наблюдения на прогулках: посыпание дорог солью зимой во время гололеда.
Оборудование:
Раздаточный материал: подносы с солью для опытов, лупы, ложки, одноразовые стаканы, халаты на каждого ребенка.
Демонстрационный материал: красивая коробочка, в которой спрятана пачка соли, карточки-схемы свойств соли, сырые куриные яйца для опыта воспитателя, мини-музей соли, презентация «Соль и её применение человеком»
Этапы деятельности
Мотивационный этап
Воспитатель выносит красивую коробочку и просит угадать, что спрятано в ней, загадывает загадку.
Это белый минерал,
Он на кухне генерал.
Без него супы и каша
Не понравятся вам даже.
Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль,
Если пожалели… (соль)
После того, как дети отгадают, воспитатель открывает коробочку и достаёт пачку соли.
Воспитатель: Правильно! Это соль.
Воспитатель приглашает детей пройти в мини-музей соли, где представлены различные её виды (каменная, поваренная, йодированная, морская, соль-лизунец для животных) и фотографии с изображением, как человек использует соль в быту.
Этот продукт есть на каждой кухне, без него блюдо теряет вкус. А как вы думаете, откуда берется соль?
Дети: Ее добывают люди.
Ориентировочный этап
Воспитатель: Соль – это полезное ископаемое. Посмотрите на экран (Слайд 1,2) Добывают каменную соль под землёй в огромных пещерах, а поваренную получают из морской воды (слайд 3).
Воспитатель: Как человек использует соль? (слайд 4)
Дети: Солят еду, для консервирования.
Воспитатель: Соль нужна для того чтобы, наш организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда вам готовят кушать в детском саду, то используют йодированную соль, чтобы вы меньше болели. (слайд 5)
Воспитатель: Соль нужна и животным (слайд 6)
(слайд 7) Воспитатель: Соль используется в медицине.
Дети: Полоскание и промывание носа. Пребывание в соляной пещере.
(слайд 8) Воспитатель: Соль используется как чистящее средство.
В зимнее время, во время гололёда дороги посыпают солью для безопасности людей. (слайд 9)
Для того чтобы изучить этот минерал пройдемте в нашу лабораторию.(слайд 10)
Дети надевают белые халаты и проходят за столы.
Исполнительский этап
Воспитатель: Ребята, а кто работает в лаборатории?
Дети: Лаборанты, учёные
Чем они занимаются?
Дети: Изучают вещества, ставят опыты.
Воспитатель:
- Вот сейчас с помощью опытов мы попробуем изучить соль.
Опыт №1
Воспитатель: Давайте посмотрим на соль, которая лежит у вас на подносах, какого она цвета?
Дети: Соль белая.
Воспитатель: Правильно! Соль белого цвета.
На магнитную доску ставят карточку-схему, обозначающую белый цвет.
Опыт №2
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли запах соль? Что нужно сделать, чтобы это определить?
Дети: Надо понюхать. Дети нюхают и делают вывод, что ничем не пахнет.
На магнитную доску ребенок выставляет карточку-схему, обозначающую, что соль не имеет запаха.
Опыт №3
Воспитатель: Как вы думаете, а на вкус она какая?
Дети: Солёная.
Как можно это проверить?
Дети: Попробовать лизнуть.
Дети пробуют и делают вывод, что соль солёная.
На доску выставляется соответствующая карточка-схема.
Опыт №4
Воспитатель: Ребята, нам нужно изучить строение соли. Какой прибор нам может помочь в этом?
Дети: Лупа.
Давайте возьмём лупы и внимательно
рассмотрим соль. Дети рассматривают и делают вывод, что соль состоит из маленьких частиц, кристалликов. На доску выставляется карточка-схема.
Опыт №5
Воспитатель: Ребята, давайте возьмём ложку и попробуем надавить ей на горку из соли. Что вы слышите? Дети: Слышим хруст.
Как вы думаете, почему соль хрустит? Дети: Кристаллики трутся друг об друга, издают звук.
Опыт №6
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдёт, если мы положим соль воду? Дети: Она растворится.
Дети насыпают в стакан с водой ложку соли, размешивают и видят, что кристаллики соли растворились, и вода стала слегка мутная.
Воспитатель: Соль действительно растворяется в воде. На доску выставляется соответствующая карточка схема.
Опыт №7 (делает воспитатель)
Воспитатель: Опустим в прозрачный стакан с водой куриное яйцо и понаблюдаем. Что вы заметили?
Дети: Яйцо утонуло.
Воспитатель: В другой стакан с водой насыпаем соли и размешиваем. Опустим в раствор яйцо. Что вы заметили?
Дети: Яйцо плавает.
Дети вместе с воспитателем делают вывод, что соль повышает плотность воды, в солёном растворе предметы плавают.
Дети выставляют на доску карточку-схему.
Воспитатель: Наша работа в лаборатории закончена, я приглашаю вас немного отдохнуть.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь.
Рефлексивный этап
Воспитатель: - Что нового вы узнали сегодня о соли?
С опорой на карточки-схемы дети называют свойства соли: белого цвета, без запаха, на вкус соленая, состоит из кристалликов, хрустит, растворяется в воде, соль повышает плотность воды.
- Что понравилось вам на занятиях?
- Как человек использует соль?
Перспективный этап
- Кому вы дома сегодня расскажете о соли? Какой опыт вам хотелось бы повторить дома?
Литература:
1. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников /Под ред. Дыбиной О.В. – М.:ТЦ Сфера, 2019. – 192 с.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальное деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2018. - 128с.
3. Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность, как направление развития личности дошкольника. Опыты и эксперименты. – СПб.: ООО Издательство «Детство – пресс», 2020.-240с.
Полный вариант статьи с презентацией к занятию во вложении (zip, 1Mb)
Скачать вложение