Делим слова на слоги вместе с Ушастиком
Автор: Генералова Елена Сергеевна, Новикова Полина Евгеньевна, Кальницкая Татьяна Александровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №1 «Светлячок», город СкопинКонспект занятия для детей старшей группы.
Формирование таких грамматических понятий как «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период – одна из важнейших задач. Одним из самых главных условий успешного обучения русскому языку является правильно организованная работа на начальном (добукварном) этапе обучения грамоте. Проблема заключается в том, что уровень формирования грамматического строя речи старших дошкольников не всегда соответствует норме речевого развития.
Для решения проблемы необходимо организовать занятия с детьми старшего дошкольного возраста таким образом, чтобы в процессе усвоения новых знаний, у детей развивалось мышление и речь, и обогащался словарный запас.
Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Известно, что дидактические игры и упражнения – лучшее средство для формирования грамматически правильной речи. Благодаря дидактическим играм, их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять в повторении нужных словоформ.
Методический аспект формирования грамматического строя речи у детей старшего возраста рассматривается Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Л.Г. Парамоновой, Е.И. Тихеевой, Л.В. Ковригиной, Ушакова О.С., Струнина Е.М. и другими.
Положительное влияние на развитие грамматического строя речи дошкольников оказывают знакомство с окружающими предметами, с природой, с художественной литературой, с деятельностью по развитию речи, (словесные игры, сюжетно – дидактические, театрализованные). Но чтобы эти представления отразились на уровне овладения грамматическим строем, необходимы творческие упражнения, требующие применения полученных умений в речевой или игровой деятельности (составление рассказов, загадок, сюжетов игр). Знакомясь с художественной литературой, воспитанники учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы, разговоры о прочитанном) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка. Так создаются благоприятные условия для формирования грамматического строя речи ребенка, что соответствует требованьям ФГОС ДО.
Цель: Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры.
Задачи:
· учить выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
· развивать умения различать слово и слог;
· активизировать и расширять словарный запас;
· расширять представления детей об слоговой структуре слова;
· развивать любознательность, интерес к родному языку;
· воспитывать дружеские взаимоотношения, желание взаимодействовать в коллективе, согласовывая свои действия.
Активация словаря: слоги, слова, полное предложение.
Обогащение словаря: признак, антонимы, правила переноса.
Материалы и оборудование: проектор и экран, презентация «Делим слова на слоги вместе с Ушастиком»», Демонстрационный материал: сюжетная картина, слоговые схемы;
Раздаточный материал: предметные картинки, слоговые схемы, карточки с изображением животных, цветные карандаши, ножницы, полоски бумаги со слоговыми схемами.
Методы и приемы: словесный (рассказ воспитателя, указания, обобщение, пояснение, словесная инструкция, показ образца воспитателя, вопросы, наглядный (показ, практический (речевые упражнения, пальчиковая гимнастика, физминутка).
Форма организации: фронтальная.
Демонстрационный материал: сюжетные картинки, слоговые схемы.
Схема расположения мебели и технического оснащения на занятии:
Дети здороваются с воспитателем.
Сюрпризный момент – (на слайде заяц Ушастик с букварем в руках) слайд 1. Далее воспитатель сообщает детям, что она по электронной почте получила письмо от зайца Ушастика. Он скоро идет в школу, но совсем не умеет делить слова на слоги и определять количество и последовательность слогов в слове. Ему необходима ваша помощь .
Дети с воспитателем решают, что обязательно нужно помочь тем, кому необходима их помощь.
Ориентировочный этап
Воспитатель предлагает детям отправиться в небольшое путешествие и помочь Ушастику. Научить его делить слова на слоги.
Готовы? В путь! Закрываем глазки, вдохнули воздух носиком и выдохнули. Говорим дружно: «Раз, два – Ушастику помогать пора!». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.
Есть у радости подружка
В виде месяца она.
На лице живёт детишек.
У девчонок и мальчишек,
Грусть и тоска ее боится,
Им лучше с нею не встречаться. (улыбка) Слайд 2.
- Подарим друг другу улыбку.
- Посмотрите, а вот и Ушастик? Слайд 3.
Исполнительный этап
Предлагаю вам, научить Ушастика, произносить нашу любимую чистоговорку. C помощью чистоговорок ребенок научится правильно произносить звуки, слоги и слова.
Са – cа - са – в лесу бегает лиса.
Со – со - со – у медведя колесо.
Су – су - су – было холодно в лесу.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Усь – усь – усь – на лугу пасётся гусь.
Ся – ся - ся – покормили мы лося. Слайд 4.
А сейчас предлагаю вам вместе с Ушастиком рассмотреть, на ваших листах, слоговые схемы и соединить соответствующие схемы с названием животного.
Слайд 5,6,7.
Знакомство с новым материалом
- Сегодня мы с Ушастиком хотим рассказать вам историю, которая случилась на лугу.
- Как вы думаете, какой был луг? Слайд 8.
- И вот жила в лесу зайчиха со своими зайчатами, которых звали Тома и Пушистик.
- Какие зайчата?
- Пушистые, милые, ловкие, белые… это слова, которые описывают животных и предметы отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
- Что они любят делать, скажите, пожалуйста, чем они питаются?
- Однажды пошла зайчиха со своими зайчатами на прогулку.
Разыгрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко от мамы.
Слайд 9.
- Стала звать их зайчиха: «То - ма, Пу – ши - стик».
- Не слышат зайчата. Давайте вместе их позовем (То - ма, Пу – ши - стик).
- Видно далеко убежали, не слышат. Позовем их еще раз (То - ма, Пу – ши - стик).
- Услышали, наконец, зайчата и прибежали обратно. И обещали они никогда больше не убегать далеко. Слайд 10.
Физкультминутка
- Предлагаю и нам погулять на лугу.
На весенний луг на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Полюбуйтесь дети лугом,
Улыбнемся раз, два, три. Слайд 11.
- Когда мы звали зайчат, мы произносили слово по частям (слогам). Послушайте еще раз. То - ма, Пу – ши - стик.
- Когда мы произносим слово по частям – мы делим слово на слоги.
- Послушайте, как я сейчас произнесу слово зайчиха и хлопну в ладоши на каждый слог и нарисую на доске схему этого слова.
- Давайте вместе (зайчиха)
- Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
- Как называют детёнышей зайчихи? (зайчата)
Давайте разделим следующее слово (зай - ча -та). Сколько слогов?
Какой слог 1, какой 2, 3.
Игра «Слово-слог».
- Предлагаю вам поиграть в интересную игру. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите
слог – помашите Пушистику правой рукой, а если слово - левой.
Но, курицам, со, слон, медведь, крот, зи, ко, да, волк, поросенок, га.
Упражнения на закрепление правила переноса.
- Ушастик очень рад, он теперь знает, как правильно делить слова на слоги. Он сразу же захотел научить своих друзей.
Он помчался по самой короткой дорожке, но на пути оказалась река.
- Река, какая? Ее можно перейти?
- А ручей, какой? Его можно перейти?
- Река глубокая и широкая, а речей наоборот узкий и мелкий.
Слова противоположные по значению называют - антонимы.
Давайте поможем Ушастику переплыть через речку, если выполним задание.
Разделить слова для переноса: река, плот, весло, лес. Слайд 12.
- У вас на столе лежат листочки со слоговыми схемами. Их нужно разделить на части, чтобы хватило соорудить плот.
Воспитатель вместе с детьми разрезает листы бумаги, на которых написаны слова, на части.
Дети выкладывают на столе имитацию плота.
- Ушастик перебрался через речку и увидел друга медвежонка и утенка и рассказал им о том, что он сегодня узнал. Слайд 13.
- Что рассказал Ушастик своим друзьям?
Рефлексивный этап
Скажите, кто сегодня приходил к нам в гости?
Как вы думаете мы помогли Ушастику?
Сможет он в школе делить слова на слоги?
Что нового узнали? Что понравилось? Что было самым сложным?
Перспективный этап
- Предлагаю вам дома нарисовать слоговые схемы, а ваши друзья угадают, какие слова там прячутся?
Литература
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М.: Мозаика-синтез, 2019. – 336 c.
2. Иванищина О.Н., Румянцева Е.А. Развитие связной речи детей. – М.: Учитель, 2014. – 239 с.
3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2016. – 272 с.
4. Мовчанский К.Е. Учимся читать по слогам.- М.: Эксмо – Пресс, 2015. – 33 с.
Презентация к занятию во вложении (pptx, 4Mb)
Скачать вложение