День рождения Золотой рыбки
Автор: Воистинова Татьяна Михайловна, учитель-логопед, Прошина Ольга Владимировна, воспитатель, Окунь Светлана Борисовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №123», г. РязаньКонспект НОД по подготовке детей подготовительной группы к обучению грамоте.
Нейроигры в развитии речи дошкольников.
Развитие речи – трудный и непрерывный процесс. Педагоги постоянно находятся в поиске эффективных методов и приёмов в работе с детьми по этому направлению. Как преодолеть речевые нарушения, развивать умственные способности ребёнка, сохраняя и улучшая при этом его физическое и психическое здоровье? Ответ на этот вопрос мы нашли, используя в своей работе игры на развитие межполушарного взаимодействия. Этот подход нам подсказали исследования таких учёных, как Лурия А.Р., Бехтерева Н.П., Хомская Е.Д., Леонтьева А.Н. и др. Когда работа полушарий скоординирована, человек лучше запоминает и обрабатывает информацию.
Нейроигры - это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют мягко воздействовать на мозговые структуры. Они повышают у детей интерес к занятиям, работоспособность, улучшают восприятие, мышление, концентрацию внимания, формируют усидчивость, совершенствуют графомоторные навыки, благотворно влияют на закрепление речевого материала. Гимнастика для мозга – это и способ предотвратить появление дислексии.
В свои занятия, режимные моменты (утренняя зарядка, прогулка, логопедический час) в детском саду с детьми, начиная с 5 лет, мы включаем: кинезиопозы пальцевого праксиса разного уровня, нейромоторные упражнения с мячом и мешочками, кинезиостихи (скороговорки, песенки). Наши педагоги постоянно пополнят картотеку игр и пособий на данную тему: «Нейротаблицы», «Умные дорожки», «Зеркальное рисование», «Игры-показушки», «Волшебная песочница» и т.д. В своей работе мы используем дифференцированный подход к обучению, и подбираем задания в соответствии в актуальной зоной развития конкретного ребенка.
На первом этапе мы отрабатываем простые кинезиопозы по показу взрослого или по карточкам, стремимся к тому, чтобы движения обеими руками были синхронными и скоординированными. Добившись определённых результатов, переходим к следующему уровню сложности: усложняем вариации, добавляли речевой материал, увеличиваем объём выполняемых заданий. Очень важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому предварительно индивидуально работаем с каждым ребёнком, создаём для него ситуацию успеха.
Занимаясь с детьми и сопрягая кинезио с речью каждый день, мы замечаем, что ребята становятся гораздо усидчивее, внимательнее, сообразительнее, снижается утомляемость у детей и взрослых, повышается способность к произвольному контролю. Эта работа даёт положительный результат в исправлении звукопроизношения путём подключения моторной нейропрограммы рук. А почему? Потому что детям интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полётам. Кроме того, выполняя упражнения, они всегда знают, что нейроигры помогают лучше думать, запоминать, говорить. Да и педагоги видят, что непроизвольный игровой момент развития даёт больше пользы, чем наскучившие методы обучения.
Конспект НОД по подготовке детей подготовительной группы к обучению грамоте: «День рождения Золотой рыбки»
Цель: организовать речевую деятельность детей, направленную на автоматизацию и дифференциацию звука [Р] в слове и фразе; создать условия для развития фонематического слуха, слухового восприятия, слухового и зрительного внимания, памяти, зрительного гнозиса и пальцевого праксиса, навыков самоконтроля;пробудить интерес ребенка к правильному произнесения звука [Р] в словах в собственной речи.
Ход занятия:
(все задания даются по вариантам, которые учитывает педагог:
1 группа – дети с ТНР, звук [Р] на этапе автоматизации.
2 группа – дети с ФНР, сонорные звуки на этапе дифференциации.
3 группа – дети с развитием речи, приближенной к норме)
1. Организационно – мотивационная часть.
Педагог: Сегодня буква Р принесла нам приглашение на День рождения к Золотой рыбке. Все хотят на праздник? Тогда послушаем, как вы умеете произносить твердый согласный звук [Р] (Дети встают в колонну друг за другом и, походя по очереди к педагогу, выполняют кинезиологическое упражнение «Колечки», проговаривая заданный педагогом набор слогов: РА-РО-РА или УР-ОР-УР-ОР и т.д.).
2. Основная часть.
На День рождения гости приносят подарки. Вы получаете карточки-подсказки (карточки со звуковыми схемами):
- Предлагаю: (для детей 1ой группы):подобрать картинку с предметом к звуковой схеме, а также первую букву слова; (для детей 2ой группы): подобрать картинку с предметом к звуковой схеме и составить из напечатанных букв первый слог данного слова;(для детей 3ей группы): подобрать картинку с предметом к звуковой схеме и карточку с напечатанным словом.
(Все картинки со звуковыми схемами на мольберте)
Педагог:
(1-ая группа) - Чей сыр? Ребёнок: Мой сыр. В этом слове первая буква С….
( 2-ая группа) – Чья роза? Ребёнок: Моя роза. В этом слове первый слог РО…
(3-я группа) – Чья радуга? Ребёнок: Моя радуга. В этом слове 6 букв).
Педагог:
- Будем складывать подарки в коробку, определяя при этом количество слогов в словах. Поднимите руку, в чьих словах 1 слог. Кладите картинку в коробку и произносите слово по слогам. Вы занимаете места в первом «батискафе». (Аналогично с двусложными и трёхсложными словами. Продолжается работа с картинками из первого задания).
(дети занимают места за тремя столами)
- Выпускаем воздух: ммммм (стучим указательными пальцами по крыльям носа).Заводим мотор: тттрррррррррррр с движением рук.Опускаемся: блблбл (артикуляционное упражнение «Индюк»).
Педагог:
- Пока мы опускаемся на дно, давайте поделимся впечатлениями: «Где и что лежит на дне, выполняя движение кистями».
(на столах ряды с ракушками и картинками, расположенными:
(для 1-ой группы): «над» и «под» ракушками;
(для 2-ой): «над», «под», «в» …..;
(для 3-ей): «над», «под», «в», «между» (на доске картинки с движениями пальцевого праксиса; дети составляют предложение, выполняя движения кистями рук: «Над ракушкой трава, под ракушкой муравей» и т.д.)
Педагог: – Мы незаметно опустились на дно. Предлагаю размяться и выполнить весёлое задание «Разложи сокровища» (дети проходят по массажным коврикам, слева или справа, от которых стоят стаканчики: правой рукой кладём «камушек» в стакан справа, левой – в стакан слева) (1 вариант – просто опускают камешки в нужный стакан, 2 – опуская камешек справа, приседают, слева – наклоняются).
(далее дети ложатся на ковре на живот, располагаясь по кругу)
Педагог: - Смотрите, русалки плывут. Они держат в руках зеркала с секретом. Давайте с помощью фонарика, узнаем, что там и расскажем, отвечая на мой вопрос полным предложением.
(для 1-ой группы) - Что ты видишь, Аня? (Я вижу ракушку) Передай фонарик Артёму (аналогично).
(для 2-ой группы) - Что в зеркале? (В зеркале роза)…
(для 3-ей группы) - Что в зеркале у русалки? (В зеркале у русалки помидор).
- А теперь сядьте, вытянув ноги вперёд, положите обе руки на колени соседей. Начиная с Саши хлопаем ладонью по очереди, называя тот предмет, который вы увидели у русалки. Не торопитесь, будьте внимательны.
Педагог:
– Обратите внимание, праздник уже начался, и некоторые гости уже танцуют, давайте их рассмотрим и посчитаем (стол для рисования песком с подсветкой: на нём фигурки рыбок, дельфинов, ракушек).
(для 1 группы) - Сколько ракушек, посчитай, Аня? (обводит предметы в круги одновременно двумя указательными пальцами, затемсчитая, проговаривает словосочетание «одна ракушка, две ракушки…»);
(для 2 группы) - Сколько зелёных (фиолетовых) рыбок? («одна зелёная рыбка…»);
(для 3ей группы) - Сколько оранжевых (розовых) рыбок? («Одна оранжевая рыбка….» обводят в квадраты)
Педагог:
- Пора за стол на мастер-класс по изготовлению пиццы: берём только те продукты, в названии которых есть звуки (Р): (дети пластмассовым пинцетом выбирают картинки с подносов и кладут на свои тарелки).
(Для 1-ой группы): сыр, яйцо, помидор, сосиски…
(Для 2-ой группы): редис, морковь, огурец, сыр…
(Для 3-ей группы): перец, помидор, оливки, сыр, лук.
Расскажите, пожалуйста, с чем у вас пицца, правильно проговаривая все звуки (можно работать группой на одной пицце).
Рефлексивно-оценочная часть.
(на интерактивной доске появляется мультипликационный образ Золотой рыбки)
Педагог:
- Ребята, пора поздравить именинницу, подарить нашу коробочку с подарками и поделиться впечатлениями, что вам запомнилось сегодня больше всего….. Наступила пора возвращаться, занимаем место в батискафах, а в пути посмотрим мультфильм («Предки. Азбука.Буква»)
Литература:
1. Колганова В.С.,Пивоварова Е.В. Нейропсихологические игры с детьми. М., Айрис-Пресс, 2019. – 416 с.
2. Черткова А.В. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля. М., Феникс, 2019.– 47 с.
Полный вариант статьи с приложением к занятию во вложении (zip, 500Kb)
Развитие речи – трудный и непрерывный процесс. Педагоги постоянно находятся в поиске эффективных методов и приёмов в работе с детьми по этому направлению. Как преодолеть речевые нарушения, развивать умственные способности ребёнка, сохраняя и улучшая при этом его физическое и психическое здоровье? Ответ на этот вопрос мы нашли, используя в своей работе игры на развитие межполушарного взаимодействия. Этот подход нам подсказали исследования таких учёных, как Лурия А.Р., Бехтерева Н.П., Хомская Е.Д., Леонтьева А.Н. и др. Когда работа полушарий скоординирована, человек лучше запоминает и обрабатывает информацию.
Нейроигры - это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют мягко воздействовать на мозговые структуры. Они повышают у детей интерес к занятиям, работоспособность, улучшают восприятие, мышление, концентрацию внимания, формируют усидчивость, совершенствуют графомоторные навыки, благотворно влияют на закрепление речевого материала. Гимнастика для мозга – это и способ предотвратить появление дислексии.
В свои занятия, режимные моменты (утренняя зарядка, прогулка, логопедический час) в детском саду с детьми, начиная с 5 лет, мы включаем: кинезиопозы пальцевого праксиса разного уровня, нейромоторные упражнения с мячом и мешочками, кинезиостихи (скороговорки, песенки). Наши педагоги постоянно пополнят картотеку игр и пособий на данную тему: «Нейротаблицы», «Умные дорожки», «Зеркальное рисование», «Игры-показушки», «Волшебная песочница» и т.д. В своей работе мы используем дифференцированный подход к обучению, и подбираем задания в соответствии в актуальной зоной развития конкретного ребенка.
На первом этапе мы отрабатываем простые кинезиопозы по показу взрослого или по карточкам, стремимся к тому, чтобы движения обеими руками были синхронными и скоординированными. Добившись определённых результатов, переходим к следующему уровню сложности: усложняем вариации, добавляли речевой материал, увеличиваем объём выполняемых заданий. Очень важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому предварительно индивидуально работаем с каждым ребёнком, создаём для него ситуацию успеха.
Занимаясь с детьми и сопрягая кинезио с речью каждый день, мы замечаем, что ребята становятся гораздо усидчивее, внимательнее, сообразительнее, снижается утомляемость у детей и взрослых, повышается способность к произвольному контролю. Эта работа даёт положительный результат в исправлении звукопроизношения путём подключения моторной нейропрограммы рук. А почему? Потому что детям интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полётам. Кроме того, выполняя упражнения, они всегда знают, что нейроигры помогают лучше думать, запоминать, говорить. Да и педагоги видят, что непроизвольный игровой момент развития даёт больше пользы, чем наскучившие методы обучения.
Конспект НОД по подготовке детей подготовительной группы к обучению грамоте: «День рождения Золотой рыбки»
Цель: организовать речевую деятельность детей, направленную на автоматизацию и дифференциацию звука [Р] в слове и фразе; создать условия для развития фонематического слуха, слухового восприятия, слухового и зрительного внимания, памяти, зрительного гнозиса и пальцевого праксиса, навыков самоконтроля;пробудить интерес ребенка к правильному произнесения звука [Р] в словах в собственной речи.
Ход занятия:
(все задания даются по вариантам, которые учитывает педагог:
1 группа – дети с ТНР, звук [Р] на этапе автоматизации.
2 группа – дети с ФНР, сонорные звуки на этапе дифференциации.
3 группа – дети с развитием речи, приближенной к норме)
1. Организационно – мотивационная часть.
Педагог: Сегодня буква Р принесла нам приглашение на День рождения к Золотой рыбке. Все хотят на праздник? Тогда послушаем, как вы умеете произносить твердый согласный звук [Р] (Дети встают в колонну друг за другом и, походя по очереди к педагогу, выполняют кинезиологическое упражнение «Колечки», проговаривая заданный педагогом набор слогов: РА-РО-РА или УР-ОР-УР-ОР и т.д.).
2. Основная часть.
На День рождения гости приносят подарки. Вы получаете карточки-подсказки (карточки со звуковыми схемами):
- Предлагаю: (для детей 1ой группы):подобрать картинку с предметом к звуковой схеме, а также первую букву слова; (для детей 2ой группы): подобрать картинку с предметом к звуковой схеме и составить из напечатанных букв первый слог данного слова;(для детей 3ей группы): подобрать картинку с предметом к звуковой схеме и карточку с напечатанным словом.
(Все картинки со звуковыми схемами на мольберте)
Педагог:
(1-ая группа) - Чей сыр? Ребёнок: Мой сыр. В этом слове первая буква С….
( 2-ая группа) – Чья роза? Ребёнок: Моя роза. В этом слове первый слог РО…
(3-я группа) – Чья радуга? Ребёнок: Моя радуга. В этом слове 6 букв).
Педагог:
- Будем складывать подарки в коробку, определяя при этом количество слогов в словах. Поднимите руку, в чьих словах 1 слог. Кладите картинку в коробку и произносите слово по слогам. Вы занимаете места в первом «батискафе». (Аналогично с двусложными и трёхсложными словами. Продолжается работа с картинками из первого задания).
(дети занимают места за тремя столами)
- Выпускаем воздух: ммммм (стучим указательными пальцами по крыльям носа).Заводим мотор: тттрррррррррррр с движением рук.Опускаемся: блблбл (артикуляционное упражнение «Индюк»).
Педагог:
- Пока мы опускаемся на дно, давайте поделимся впечатлениями: «Где и что лежит на дне, выполняя движение кистями».
(на столах ряды с ракушками и картинками, расположенными:
(для 1-ой группы): «над» и «под» ракушками;
(для 2-ой): «над», «под», «в» …..;
(для 3-ей): «над», «под», «в», «между» (на доске картинки с движениями пальцевого праксиса; дети составляют предложение, выполняя движения кистями рук: «Над ракушкой трава, под ракушкой муравей» и т.д.)
Педагог: – Мы незаметно опустились на дно. Предлагаю размяться и выполнить весёлое задание «Разложи сокровища» (дети проходят по массажным коврикам, слева или справа, от которых стоят стаканчики: правой рукой кладём «камушек» в стакан справа, левой – в стакан слева) (1 вариант – просто опускают камешки в нужный стакан, 2 – опуская камешек справа, приседают, слева – наклоняются).
(далее дети ложатся на ковре на живот, располагаясь по кругу)
Педагог: - Смотрите, русалки плывут. Они держат в руках зеркала с секретом. Давайте с помощью фонарика, узнаем, что там и расскажем, отвечая на мой вопрос полным предложением.
(для 1-ой группы) - Что ты видишь, Аня? (Я вижу ракушку) Передай фонарик Артёму (аналогично).
(для 2-ой группы) - Что в зеркале? (В зеркале роза)…
(для 3-ей группы) - Что в зеркале у русалки? (В зеркале у русалки помидор).
- А теперь сядьте, вытянув ноги вперёд, положите обе руки на колени соседей. Начиная с Саши хлопаем ладонью по очереди, называя тот предмет, который вы увидели у русалки. Не торопитесь, будьте внимательны.
Педагог:
– Обратите внимание, праздник уже начался, и некоторые гости уже танцуют, давайте их рассмотрим и посчитаем (стол для рисования песком с подсветкой: на нём фигурки рыбок, дельфинов, ракушек).
(для 1 группы) - Сколько ракушек, посчитай, Аня? (обводит предметы в круги одновременно двумя указательными пальцами, затемсчитая, проговаривает словосочетание «одна ракушка, две ракушки…»);
(для 2 группы) - Сколько зелёных (фиолетовых) рыбок? («одна зелёная рыбка…»);
(для 3ей группы) - Сколько оранжевых (розовых) рыбок? («Одна оранжевая рыбка….» обводят в квадраты)
Педагог:
- Пора за стол на мастер-класс по изготовлению пиццы: берём только те продукты, в названии которых есть звуки (Р): (дети пластмассовым пинцетом выбирают картинки с подносов и кладут на свои тарелки).
(Для 1-ой группы): сыр, яйцо, помидор, сосиски…
(Для 2-ой группы): редис, морковь, огурец, сыр…
(Для 3-ей группы): перец, помидор, оливки, сыр, лук.
Расскажите, пожалуйста, с чем у вас пицца, правильно проговаривая все звуки (можно работать группой на одной пицце).
Рефлексивно-оценочная часть.
(на интерактивной доске появляется мультипликационный образ Золотой рыбки)
Педагог:
- Ребята, пора поздравить именинницу, подарить нашу коробочку с подарками и поделиться впечатлениями, что вам запомнилось сегодня больше всего….. Наступила пора возвращаться, занимаем место в батискафах, а в пути посмотрим мультфильм («Предки. Азбука.Буква»)
Литература:
1. Колганова В.С.,Пивоварова Е.В. Нейропсихологические игры с детьми. М., Айрис-Пресс, 2019. – 416 с.
2. Черткова А.В. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля. М., Феникс, 2019.– 47 с.
Полный вариант статьи с приложением к занятию во вложении (zip, 500Kb)
Скачать вложение