Деревья нашего детского сада
Автор: Крамсакова Юлия Владимировна, воспитатель, МБДОУ №88, г. РязаньПрограммные задачи:
- расширять представления детей об осенних изменениях в природе;
- показать объекты экологической тропы в осенний период;
- активизировать познавательную деятельность;
- формировать бережное отношение к окружающей среде.
Методы и приемы:
- беседа;
- игровой метод;
- вопросы;
- загадки;
- наблюдения;
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу; наблюдение за птицами;
- наблюдение за природой;
- рассматривание деревьев, растущих на участке;
- рисование деревьев, цветов.
Материал: объекты экологической тропы: береза, липа, ель, каштан, скворечник и цветник.
Ход:
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Вы хотите узнать, куда именно?
Дети: да
Воспитатель: А пройдемся мы сегодня с вами вокруг детского сада по экологической тропе.
Как вы думаете, что такое экологическая тропа?
Дети: на ней растут деревья и цветы.
Воспитатель: Это такой маршрут, пройдя по которому ,мы встретим разнообразные растения, которые растут вокруг нашего детского сада.
Дети выходят на улицу.
Воспитатель: Ребята, я сейчас вам прочитаю стихотворение, и вы сразу поймете, кто же с нами отправится на прогулку:
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
Дети: Белка
Выходит (воспитатель, переодетый в Белочку).
Белочка: Здравствуйте, дети!
Дети здороваются с Белочкой.
Белочка: Сегодня я покажу и раскрою вам некоторые тайны природы.
Воспитатель: Белочка, наши дети очень любознательные, они любят узнавать все новое и интересное. Правда, ребята?
Дети: Да.
Белочка: Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Белочка: Молодцы! А как вы догадались об этом?
Дети называют приметы осени ( желтеют и падают листья, холодает и тд)
Белочка читает стихотворение об осени.
Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!
Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!
Осень дождички роняет
И деревья раздевает,
Устилая всё кругом
Пышным сказочным ковром! (Груданов Е.).
Белочка предлагает детям потопать ногами по листьям и послушать, как они шуршат.
Она достает из своей корзинки бумажные листочки с загадками.
Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Сейчас я вам загадаю первую:
Стройная девица,
платьице из ситца,
черные сапожки,
по весне – сережки.
Что это?
Дети: Береза
Белочка: Верно, береза, а скажите дети, у нас в детском саду растет береза? Давайте подойдем к ней и рассмотрим ее.
Дети находят березу и рассматривают ее.
Воспитатель: Дети, а как вы узнали, что это береза?
Дети: У березы ствол белый с черным рисунком.
Белочка: Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?
Дети отвечают, а Белочка обобщает их ответы: Лист березы осенью желтого и зеленого цвета!
Белочка: Я предлагаю вам сейчас вам немножко отдохнуть.
Физкультминутка:
Ходит осень по дорожке (топаем)
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень, (кружимся на месте)
Ветер с клена листья сбросил
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Белочка достает из корзинки следующий листик с загадкой. Дети, послушайте загадку и отгадайте, что это?
Осенью на ветке
Подрастают детки
Все без глаз, без рук, без ножек -
Каждый как зеленый ежик.
Дети: каштан!
Воспитатель: правильно. Как вы догадались, что это каштан?
Дети: на этом дереве колючие плоды.
Белочка: Да, правильно, давайте подойдем к каштану и посмотрим на него.
Белочка: Осенью на каштане созревают плоды в колючей шкурке. Эти плоды мы с вами наберем и сделаем из них осенние поделки. Дети собирают плоды каштана.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки каштана.
Посмотрите внимательно, дети и догадайтесь, на что похож лист каштана?
Дети: На ладошку!
Воспитатель: Да, верно, листья каштана, похожи на кисть руки человека. Белочка, куда мы теперь отправимся?
Белочка достает из корзинки следующую загадку и читает ее:
Это грядка для цветов -
Для пионов, ноготков.
Этот островок в саду
Поливать сейчас пойду.
Дети: Клумба.
Воспитатель:
Правильно, это клумба. Давайте подойдем к ней поближе и посмотрим, что же растет на нашей клумбе. А вы знаете, как называются цветы, которые растут на клумбе и цветут до первых заморозков ? (ответы детей). Это Бархатцы. Они бываю разного цвета: оранжевые, желто-оранжевые и темные. У них приятный аромат. Послушайте дети стихотворение про эти цветы:
Бархатцы, как маленькие солнышки,
Сохраняют летнее тепло.
Осенью, под неприятным дождиком,
Как и в ясный день от них светло!
Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах?
Дети: чтобы было красиво.
Воспитатель: Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах растут разные цветы.
Белочка читает следующую загадку:
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки.
Что это?
Дети: Скворечник. Воспитатель с Белочкой проводят детей к дереву со скворечником. Дети рассматривают его.
Белочка:. А вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник)
Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». А где же птицы?»
Дети: улетели в теплые края.
Белочка: Уже наступила осень, многие птицы улетают на юг. Вот и скворцы осенью собираются в стаи и улетают в теплые края, а весной вернутся обратно в свои домики.
Воспитатель: а сейчас Белочка с вами поиграет в игру «Земля, вода, воздух».
Дети становятся в круг, в середине — водящий (Белочка). Она бросает мяч по очереди детям, произнося при этом одно из трех слов: «земля», «вода», «воздух». Если она сказала «земля» , играющий называет зверей; на слово «вода», играющий называет рыб; на слово «воздух» - называет птиц. Кто ошибается, выбывает из игры.
Белочка: Давайте продолжим наше путешествие. И у меня дети для вас есть еще одна загадка
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год
Дети: Ель
Белочка: Да, это ель. Давайте подойдем к ней поближе и рассмотрим ее.
Назовите части дерева.
Дети: Ствол, листья, ветки, шишки.
Воспитатель, обобщая ответы детей: У ели есть корнь, ствол, ветки, иголки, шишки. А как вы думаете, ребята, почему про ель говорят:«Зимой и летом- одним цветом?» Да, так говорят, потому что ель- вечнозеленое дерево. А чем ель отличается от березы или липы?
Дети: У березы и ели - листочки, а у ели - иголки.
Воспитатель:
Да, ель - хвойное дерево.
Белочка: А теперь последняя моя загадка, слушайте внимательно, о каком она дереве:
Во дворе оно растёт...
Добывают пчёлы мёд
из цветочков золотых,
что в ветвях цветут густых.
От простуды и от гриппа
лечит лучший доктор...
Дети: Липа
Белочка: Молодцы, все правильно отгадали, это липа. Давайте подойдем и рассмотрим это дерево. У липы черный ствол и длинные раскидистые ветви. В жаркий летний день вокруг цветущей липы гудит целый рой пчёл. А цветы этого дерева помогают лечить кашель.
Воспитатель: Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Вам понравилось путешествие?
Дети: Да.
Белочка: Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые вы раскрасите, когда вернетесь в группу.
Белочка дарит детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.
Литература.
1. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.
2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 1978г.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольника. 1992г.
4. Николаева С.Н. воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. 2005г.
5. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф. Родной край. 1985г.
6. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. 2003г.
7. Лучик М.В. Детям о природе. 1989г.
8. Экологическое воспитание дошкольников. Под редакцией Прохоровой Л.Н. 2004г.
9. Л. Аветисян «Природа и умственное воспитание дошкольников» - Дошкольное воспитание №7 – 1988г.
10. В. Типикова «Радость общения с природой». - Дошкольное воспитание №7 – 1993г.
11. Н. Рыжова Экологический проект «Здравствуй дерево» - Дошкольное воспитание №3, №7 – 2002г.
12. Т. Гризик «Познаю мир» - Дошкольное воспитание №9 – 2002г.
13. И. Маврина Художественная литература о природе. – Дошкольное воспитание №3 – 2002г.
14. В. Менге Учим детей любить природу. – Дошкольное воспитание №10 – 1989г.
15. Книга загадок для детей Бомон Эмили, Гийоре Мари-Рене, Махаон 2016
Скачать вложение