Детский дизайн как средство творческого развития детей с нарушением слуха
Автор: Протасова Ольга Валентиновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65», г. Рязань
Что такое – детский дизайн? Детский дизайн – это художественно - декоративная деятельность детей по изготовлению предметов, имеющих практическое применение (игрушки, сувениры, предметы быта). Детский дизайн это интеграция разных видов художественной деятельности: изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, моделирование одежды [5] Дизайн интересен тем, что одну и ту же задачу дети могут выполнить из разного материала и в разном пространственном оформлении. Это позволит каждому ребенку развить творческие способности, воображение, изобразительные навыки, расширить представления об окружающем мире, а главное – у детей будет развиваться и обогащаться речь. В своей работе с детьми с нарушением слуха я использую детский дизайн.
Работа рассчитана на 2 года обучения детей 5-7 лет с нарушением слуха. Провожу ее со старшими дошкольниками, т.к. они уже обладают определенными трудовыми и изобразительными умениями и навыками.
Дизайнерская деятельность – проектная деятельность. Я учу детей ставить цель, планировать свою работу, подбирать материал, инструменты, использовать рациональные способы достижения результата, доводить работу до конца, давать ей оценку.
С детьми провожу аранжировки трех типов :
1. Плоскостной дизайн (рисунки, фитокомпозиции, аппликация, коллаж, гербарий)
2. Объемный дизайн (игрушки, оригами, сервировка стола, украшения, убранство помещения, макеты)
3. Пространственный дизайн (декорации и реквизит к спектаклю, композиции из природных материалов)
Схема занятий по художественной деятельности в детском саду для детей с нарушением слуха в мало отличается от традиционной. Своеобразие проявляется в использовании специальных методов и приемов, которые помогают детям с нарушением слуха преодолевать трудности, связанные с их особенностями развития. В своей работе я использую звукоусиливающую аппаратуру и уделяю много времени на развитие слуховой функции детей, их умению воспринимать речь, понимать значение слов (фитокомпозиция, коллаж, аранжировка, макет)
Свои занятия я строю, так, чтобы процесс усвоения знаний проходил на продуктивном, развивающем уровне. Осуществляется индивидуальный подход к детям, учитывается состояние их слуха, интеллекта, психического состояния. На занятиях используется больше наглядности т.к. у детей лучше развито зрительное восприятие. Объяснение материала проводится поэтапно с использованием схем изображения предметов, мнемотехники
В дизайн - деятельности даются задании с установкой «дорисуй», «дострой», где ребенок проявляет себя «фрагментарно», а также задания с установкой на творчество, где он более самостоятелен, заданий требующих полной самостоятельности ребенка в творческом поиске, где он сам планирует свои действия.
Темы занятий интересны детям, разнообразны и современны («Модельеры», «Стеклянные истории», «Парики», «Морские глубины», «Моя комната», «Съедобное королевство», «Волшебный клубок» и т.д.)
Дизайнерская работа детей тесно связана с познавательной деятельностью. Обязательными стали для нас прогулки в парк, где дети учатся наблюдать, сравнивать, собирать природный материал для своих композиций. Самое главное дети учатся видеть красивое в природе. На занятиях дети знакомятся с игрушками и предметами декоративно-прикладного искусства. С произведениями искусства, с жанрами живописи мы знакомились при посещении Рязанского Художественного музея, с народной игрушкой на выставке в музее Рязанского Кремля. Я думаю, что все экскурсии, музейная и выставочная атмосфера, оставят след в душе ребенка и послужат опорой в творческом развитии ребенка.
Интересные задачи, которые ставятся перед детьми на занятиях, требуют от них большей работы ума, воображения, фантазии, направлены на развитие творческих способностей детей. Разнообразный материал, когда ребенок сам решает, какой материал взять для работы, как с ним работать, как сочетать краски, какие предметы подойдут в изготовлении работы, чем украсить. В работе с детьми используются игры на развитие воображения: «Забавные человечки», «Часть и целое», «Узнай по силуэту», «Придумай новый предмет»
Детские работы часто несовершенны, но относиться к ним нужно трепетно, с уважением. Ребенок должен видеть, что его работа важна не только ему самому, но и его друзьям, сверстникам, взрослым. В общественной жизни нашего детского сада широко используются детские поделки. Они есть в фойе детского сада, группы, украшают наши утренники и спектакли с участием детей. Ежегодно в группе проводятся сезонные выставки поделок: «Мама, папа и я – рукодельная семья», «Осенняя - фантазия», «Пасхальная неделя», «Зимние чудеса». Дети участвовали в городских акциях: «Мы – наследие героев», изготовили и вручили подарки ветеранам Великой Отечественной войны, «Кормушки для птиц» (изготовление кормушек из бросового материала) Результатом работы стало участие детей в многочисленных конкурсах. В 2018г. Андрей К. и Михаил Г. стали победителями городской выставки декоративно-прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья, Полина У. (в 2016г) и Соня Т.(в 2017г.) награждены дипломами городской выставки декоративно-прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья. Филлип Г. награжден дипломом фестиваля «Экологической культуре - да!», в номинации «Зеленый взгляд». Никита К. и Андрей К. награждены дипломами Форума Талантов «Мещерский Калейдоскоп-2018»
Таким образом, занимаясь с детьми дизайном, мы пробуждаем в них творцов, людей живущих полноценной интересной, гармоничной жизнью. Такие люди способны к нестандартному, творческому решению поставленной задачи, они оказываются востребованными современным обществом, несмотря на свои особенности.
Литература:
1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1967. – 267 с.
2. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
3. Рау М.Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушением слуха. – М.: 1989. – 141 с.
5. Лялина Л.А. Дизайн и дети.- М.: ТЦ Сфера, 2006. – 23 с.
5. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. – М.: Просвещение, 2006.– 191 с.
6. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн //Дошкольное воспитание. – 2006. – №5. – С.26.
Скачать вложение