Дидактическая игра как средство организации продуктивного диалога с детьми 5 – 6 лет
Автор: Степанова Ольга Сергеевна, Жук Светлана Александровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 121»; Корякина Лилия Михайловна, Козлова Татьяна Николаевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 125»
Персидский поэт и мыслитель 13-го века Саади сказал:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
Речевая деятельность имеет социальный характер. А для нас, педагогов, она составляет основу общения. Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Чтобы выглядеть привлекательно, сколько раз за день мы заглядываем в зеркало? Поправим прическу, подкрасим губы, проверим чистоту костюма, платья, обуви. Для чего мы это делаем? Чтобы выглядеть привлекательнее.
Современные требования ФГОС ДО нацеливают на личностно-ориентированный подход в работе с дошкольниками и выделяют коммуникативную деятельность детей как основную для дошкольников, для развития которой используется, как один из подходов, продуктивный диалог.
Технология проблемного диалога дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Центральную часть данной технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения. Особое внимание уделяется побуждающему диалогу как наиболее сложному методу.
В дошкольном образовании продуктивный диалог реализуется через игровую деятельность.
Дидактическая игра «ЧЕЙ ХВОСТ?»
Цель:
- организовать деятельность детей, направленную на развитие у них универсальных умений задавать вопросы и отвечать на них.
Задачи
- понимание целостного образа животного;
- практические действия детей по выработке умения согласовывать прилагательное с существительным; умения задавать вопросы и отвечать на них;
- контроль результатов самостоятельной деятельности детей.
Описание игры
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка – хвост лисы, у лисы – хвост медведя… Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? – волчий. А это чей такой хвост – маленький, пушистый, белый? – зайца… и т.д. Например, в ходе игры демонстрируется хвост петуха, дети должны задать вопрос: «Разве это хвост дикого животного? Кому нужен такой хвост?», и постараться ответить на него. Теперь все звери нашли свои хвосты.
Дидактическая игра «ШАПКА, КУРТКА, САПОГИ, ПЕРЧАТКИ»
Цель:
- организовать деятельность детей, направленную на развитие у них слухового внимания, зрительного восприятия, общей моторики.
Задачи
Организовать:
- практическое действие детей по выработке умения понимать взаимосвязь речи с движением; умения задавать вопросы и отвечать на них.
Описание игры
Ребята! Когда вы услышите слово «шапка», нужно обхватить руками голову, когда услышите слово «куртка» – обхватите руками плечи, «сапоги» – потопайте ногами, «перчатки» – похлопайте в ладоши.
Вариант I
Во время игры ведущий, называя слова, показывает несоответствующие им движения и жесты.
Задача детей – остановиться и спросить ведущего (воспитателя) что им делать: то, что говорят, или то, что показывают?
Вариант II
Ведущий (воспитатель) во время игры называет дополнительно другие слова, например, «шарф» или «юбка». Задача детей – остановиться, сказать, что задание не выполнимо, и затем задать воспитателю вопрос: "Какое действие нам делать, если таких слов в нашей игре нет?"
Литература
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб: Детство-ПРЕСС, 2010. 128 с.
2. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 46–53.
3. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог.// Начальная школа плюс до и после. 2008. № 08. С. 3-8.
Скачать вложение