Дидактическая игра для детей с ОВЗ
Автор: Ермакова Мария Юрьевна,Королева Марина Васильевна, Шишова Елена Николаевна, воспитатели МБДОУ "Детский сад № 105", г. Рязань
Дети с ограниченными возможностями здоровья в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном воздействии взрослого, и дидактическая игра является одной из основных форм воздействия и развития, познания окружающего мира детей с ОВЗ.
Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. Для развития детей с ОВЗ дидактическая игра широко охватывает всю личность ребёнка: умственно – эмоциональную, двигательную, волевую сферу. Она способствует всестороннему развитию, развивает восприятие, внимание, память, наблюдательность, помогает развитию чёткой и выразительной речи, способствует активизации познавательной деятельности. При решении разнообразных игровых задач у детей с ограниченными возможностями развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение. Дидактическая игра является и средством всестороннего воспитания и развития личности ребенка. С помощью дидактической игры у детей с ОВЗ, успешно корректируются, развиваются личностные качества ребенка-ответственность, активность, творчество, самостоятельность, физические и творческие способности.
Дидактическая игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. Дидактическая игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. В процессе игровой деятельности у детей активно работают воображение, память, мышление, усиливаются его эмоции.
У детей с проблемами в развитии действия часто сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения. Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в обучении необходимо уделять особое внимание дидактическим играм. Дидактические игры могут быть использованы воспитателями в рамках непосредственно образовательной деятельности, для индивидуальной работы с детьми, организации самостоятельной деятельности детей, а так же для обучения и закрепления имеющихся знаний детей.
Таким образом, дидактическая игра выступает как важное средство обучения, воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.
Проект конспекта дидактической игры "Ателье" для детей с ОВЗ.
Возраст детей 5-6 лет.
Ермакова Мария Юрьевна, учитель - логопед
1. |
Возраст детей |
5-6 лет |
2 |
Вид ОВЗ ребенка |
Общее недоразвитие речи |
3 |
Тема НОД |
Дидактическая игра "Ателье" |
4 |
Цель воспитателя |
Обогащение словаря детей |
5 |
Педагогические задачи: |
Познакомить детей с правилами игры, организовать практическую деятельность. |
|
- образовательные; |
Формировать речь детей, упражнять в правильном произношении слов и предложений, расширять представление детей об окружающем мире. |
|
- коррекционные. |
Активизация словаря, образование качественных прилагательных |
6 |
Содержание игры |
Педагог предлагает детям «сшить» одежду из разной
Педагог: - Дети, кукла Катя сегодня идет в театр, а нового наряда нет. Давайте поможем, и сошьем ей новый наряд. Мы отправимся с вами в магазин тканей. - Какая есть ткань в магазине? (ситец, атлас, шерсть, лен) ( Дети рассматривают, трогают) Педагог: - Дети, у вас у каждого есть трафарет одежды, предлагаю вам приложить трафарет на ткань и рассказать кукле Кате какой у неё наряд. Платье из ситца – ситцевое, юбка из льна – льняная, костюм из шерсти – шерстяной, брюки из атласа – атласные…. Кукла Катя благодарит детей за наряды. |
7 |
Опишите условия, необходимые для проведения игры |
Кукла, трафареты одежды, ткань: ситец,
|
Проект конспекта релаксационного упражнения " Коробка переживаний"для детей с ОВЗ.
Возраст детей 5-6 лет
Шишова Елена Николаевна, воспитатель
1. |
Возраст детей |
5 - 6 лет |
2 |
Вид ОВЗ ребенка |
Задержка психического и речевого развития |
3 |
Тема НОД |
Релаксационное упражнение "Коробка переживаний" |
4 |
Цель воспитателя |
Организовать деятельность детей , направленную на снятие психологического напряжения. |
5 |
Педагогические задачи: |
Познакомить с правилами игры, организовать практическую деятельность. |
|
- образовательные; |
Способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; способствовать развитию умения контролировать своё эмоциональное состояние |
|
- коррекционные. |
Способствовать развитию монологической речи |
6 |
Содержание игры |
Воспитатель показывает небольшую коробку и говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания. Дети высказывают «в коробку» свои переживая, обиды, огорчения.
|
7 |
Опишите условия, необходимые для проведения игры |
Картонная коробка. |
Проект дидактической игры на тему «Построй снежинке домик»
Королева Марина Васильевна. воспитатель
1. |
Возраст детей |
3-4 года |
2 |
Вид ОВЗ ребенка |
Нарушение речи |
3 |
Тема НОД |
Дидактическая игра "Построй снежинке домик" |
4 |
Цель воспитателя |
Организовать деятельность детей, направленную на развитие ориентировки в пространстве |
5 |
Педагогические задачи: |
Познакомить детей с правилами игры; организовать практическую деятельность; осуществить контроль игровой деятельности. |
|
- образовательные; |
- Создать условия для развития конструктивной деятельности. - Способствовать развитию мелкой моторики и ориентировки в пространстве. |
|
- коррекционные. |
- Способствовать формированию правильного речевого дыхания (ЗКР). |
6 |
Содержание игры |
Воспитатель просит детей построить домик из кирпичиков для снежинки, но так, чтобы не было дырочек, щелочек и снежинка не улетела. Проверка правильности выполнения задания: наклонившись над столом, подуть на снежинку, если улетает, то нужно исправить. При выполнении проверки необходимо следить за тем, чтобы дети не раздували щеки, при выдохе, набирали воздух носом, а выдыхали ртом. |
7 |
Опишите условия, необходимые для проведения игры |
Материал: набор кирпичиков, вырезанные из бумаги снежинки для каждого ребёнка |
Литература:
1. Е.А. Алябьева «Психогимнастика», Творческий центр Москва 2003
2. Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике /Дефектология –1996.№2.
3.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС 2001.
Скачать вложение