Дикие животные зимой
Автор: Малахова Ирина Сергеевна, воспитатель МДОУ Семионовский детский сад «Ласточка» МО-Кораблинский муниципальный район Рязанской областиКонспект занятия (НОД) по познавательному развитию в средней группе
Цель: Организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, питании, образе жизни в зимний период.
Задачи:
- создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления, наблюдательность;
- способствовать обогащению словаря детей;
- способствовать воспитанию бережного и заботливого отношения к природе и её обитателям.
Материалы и оборудование: телевизор с DVD-проигрывателем, аудиозапись «Волк», нарисованные следы животных (лиса, заяц, волк, белка), дидактическая игра «Где чей дом?».
Ход занятия
Воспитатель:
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу).
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).
И друг другу улыбнёмся"(улыбаются).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку на окне), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!
«Здравствуйте девочки и мальчики! Мы – лесные жители, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!».
Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?
(ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?
(ответы детей)
Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!
Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».
(выполнение движений по тексту)
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку, (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, («завязываем» шарфик)
Я надену варежки, (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
Я надену валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Воспитатель: А на чем можно добраться зимой до леса?(ответы детей)
А мы с вами будем добираться на лыжах. (Дети вместе с воспитателем имитируют ходьбу на лыжах).
- Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила (не шуметь, не ломать веток....). Пока идем на лыжах вспомним, как называют животных, которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель: Ну, вот и пришли. Посмотрите какая красота в лесу: деревья стоят в снежном убранстве, кругом все бело, тишина в лесу...(подходим к месту ,где следы лисы).
-Ой, ребята, а чьи это следы? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим на лису. Лиса-это хищница, очень хитрая. У нее пушистая, рыжая шерстка и длинный пушистый хвост. Лиса слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей. Ещё лиса гоняется за зайцами. Живет в норе.
- Скажите, кого мы встретили? (Лису).Ну что, поедим дальше?
- Посмотрите, здесь опять чьи-то следы?! (Следы зайца) Как вы думаете, кому они принадлежат? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, какой он? Почему? (Беседа о зайце).
Заяц белый. У него длинные уши, быстрые длинные ноги. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой - белый, для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников. Зимой питается корой деревьев. Зайчонок рождается меньше ладошки, но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?
(ответы детей)
Воспитатель: На улице так холодно, давайте погреемся немного.
Раз - присядка, два – прыжок. (присядка, руки на пояс)
Это заячья зарядка, ушки на макушке.(показываем «ушки» над головой)
А лисички как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть. (виляем «хвостиком»)
А волчата - спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну,а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.
(Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель: Что это, дети? (ответы детей)
Воспитатель: Смотрите, дети, тихо, а то волки придут сюда. Видите вон следы волков. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут.(Беседа о волках).
- Давайте посмотрим на волка. Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются - логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
- В каких сказках мы встречаем волка? («Красная шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»). (ответы детей)
Воспитатель: Ну, что же, давайте возвращаться в детский сад, пока волков не встретили. (Возвращаемся, имитируя езду на лыжах). Снимем теплую одежду и сядем за стол.
Вот и закончилось наше путешествие. А чтобы не забыть, кого мы повстречали в лесу, сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к отгадкам.
1) По полю скачет, ушки прячет. Встанет столбом, ушки торчком.(заяц)
2) Кто осенью холодной ходит злой, голодный? (волк)
3) Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет. (лиса)
Воспитатель: Молодцы! Всех правильно назвали. А теперь поиграем в игру «Где чей дом?». (По очереди достаем из мешочка карточку с животным и находим на доске, на картине с лесом, «дома» животных.)
Молодцы! Можете продолжить знакомство с лесными зверями дальше. Предлагаю поиграть за столиками в настольные игры. (На столах предложены разные игры по данной теме).
Скачать вложение