Домашние животные
Автор: Жаринова Марина Александровна, воспитатель МДОУ "Детский сад "Березка" муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской областиКартотека развивающих игр для детей 2-3 лет
Возраст детей: 2-3 года.
Количество детей на занятии: 12 человек.
Оборудование: магнитофон, картинки с домашними животными, экран, ноутбук, проектор, погремушки, мяч, мягкие игрушки «Зверята», игровые иллюстрации «Ферма», ватные палочки, пластилин, гуашь, кинетический песок.
Аннотация
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования основным принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. (ФГОС ДО п.1.4[5]).
«Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве».
«В игре ребенок сам стремиться научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные чувства». (ФГОС ДО п.2.7[5]).
« Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности». (ФГОС ДО п.2.7[5]).
Игра является сквозным механизмом развития ребенка, посредством которой реализуется содержание пять образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как в общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Для детей раннего возраста характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
В данных играх, мы решили обогатить представления детей о домашних животных, встречающихся в ближайшем окружении. Постарались раскрыть все особенности образа жизни: где живут, какие звуки издают, что и как едят, как двигаются.
Участие детей в игровой деятельности, направленной на изучение домашних животных, позволит максимально обогатить знания и представления детей о домашних животных; обогатить словарный запас и творческие способности детей, развивать фонематический слух и речь.
Тема “Домашние животные”
|
Примерные упражнения |
Место проведения |
Первый блок « Художественно-эстетическое развитие» |
||
«Художественно-эстетические игры» |
Музыкальное приветствие для младших дошкольников Картушиной "Здравствуйте" |
На коврике в кругу
За общим столом |
|
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьет - Забодает, забодает, Забодает!
Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись: Наша деточка пойдёт, Через киску упадёт!..
Уж ты, котенька - коток, Котя - серенький лобок! Ты приди к нам ночевать, Нашу деточку качать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока.
Ты уж ешь, не кроши, Больше, котик, не проси. «Козонька» Козонька рогатая, Козонька бодатая Убежала за плетень, Проплясала целый день. Ножками коза Топ-топ! Глазками коза Хлоп-хлоп! «Лошадка» По дорожке гладкой-гладкой, Ты скачи, моя лошадка! У лошадки каблучок - Цок-цок-цок да цок-цок-цок!
Вышла кисонька на мост Вышла кисонька на мост, Четыре лапы, пятый хвост, Бархатная спинка, В лапке хворостинка.
Бай, бай, бай, бай Бай, бай, бай, бай, Поскорее засыпай. Иди, котик, на торжок, Купи, котик, пирожок — Да сладенький, Да румяненький. Надо Оленьке отдать, Оля съест, и будет спать.
Из-за леса, из-за гор Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках. Съехали с гор, Развели костёр, Кушают кашку, Слушают сказку.
Ну-ка, милый пастушок Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок, Там Бурёнка лежит, На теляток глядит. А домой не идёт, Молочка не несёт. Надо кашу варить, Деток кашей кормить.
«Привяжу я козлика» Привяжу я козлика К белой берёзке. Привяжу рогатого К белой берёзке. Стой, мой козлик, Стой, не бодайся. Белая берёза, Стой, не качайся. |
|
Элементы танца Творческая работа |
Шла коза на каблуках Шла коза на каблуках В модных красных сапогах (Идем на носочках) По дорожке: цок-цок-цок! Поломала каблучок. (идем прихрамывая) Вот коза на одной ножке Поскакала по дорожке Прыг-скок, прыг-скок! (скачем на одной ножке) Вновь сломала каблучок! (осторожно падаем на пол) Вот коза сняла сапожки, Зашагала по дорожке: Топ-топ! Топ-топ! Как легко без каблуков! (весело шагаем)
Рисование, лепка, смешанные техники
Можно использовать как по рисованию при помощи ватных палочек, так и для лепки скатывать маленькие шарики. |
|
Второй блок «Речевое развитие» |
||
«Речевые игры». |
«Холодно!» Кто мяукнул у дверей: «Мяу!»? - Открывайте поскорей! Мяу! Очень холодно зимой! Мяу! – Мурка просится домой, - Мяу! (О. Высотская) «Все спят…» Жучка тявкнула во сне: «Ав!», А потом зевнула: «А-а-а-…» В мягком кресле, у окна, Кошечка уснула: «Мур-р-…» (С. Капутикян) «Конь» Скачет конь наш: Чок-чок-чок, чок-чок-чок, - Слышен топот быстрых ног. Перешёл он на галоп: топ, топ, топ. «Огорчённый телёнок» Слышно в поле: «Му-у-у-, му-у-у-…» Кто зовёт и почему «Му-у-у-…»? Это же телёнок! Бурёнкин он ребёнок! Очень огорчается: Никто не откликается! «Му-у-у-…!» |
За общим столом |
Артикуляционная гимнастика
|
«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Упражнения на дыхание: «Кошка мяукает» 1-перебирать лапками перед собой (вдох); 2- на выдохе произносить: «Мяу-мяу! Мяу-мяу!» Повторить 2-3 раза. «Собака лает» 1- вдох носом; 2- на выдохе произносить: «Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!» Повторять 3-4 раза. «Лошадка улыбается» Губы растянуты в улыбке, зубы сжаты и хорошо видны.
«Телёнок» «Киска лакает молоко» «Киска лакает молоко» – движения языком вперед-назад, при движении в ротовую полость боковые края языка немного загибаются, как будто образуя ковшик. Это упражнение тренирует умение быстро менять положение языка, укрепляет его боковые мышцы, растягивает подъязычную связку (уздечку) также хорошо для постановки звука [ш], и [р], при постановке последнего очень важна хорошая растянутость уздечки. |
|
Знакомство с окружающим миром |
Тематические презентации |
|
Третий блок «Познавательное развитие» |
||
Свободная игра |
«Пересыпаем песок» Малыша 2 -2,5 года можно знакомить с основными свойствами песка. Покажите ребенку, как пересыпается сухой песок. Для этого можно использовать мельницу из песочного набора и ситечко. Малышу это обязательно понравится. «Куличики из песка» Делать куличики из песка любят все малыши. Эта простая игра в песок развивает координацию движения, внимательность и приносит детям много радости. «Отпечатки на песке» Из влажного песка можно строить различные фигурки. Двухлетний малыш не всегда может сделать куличик или фигурки без помощи взрослого, а смотреть и не участвовать в игре не всегда интересно, поэтому двухлетнему малышу можно предложить сделать на влажном песке отпечатки своих рук и ног. Особенно это интересно делать летом на море или около реки, озера, где есть песочный пляж, а потом наблюдать, как накатывает волна и не оставляет и следа от этих отпечатков. Можно поиграть в сравнение: следы, оставленные родителями – большие; старшего брата или сестры – средние, а вот у малыша и следы – маленькие. Для сравнения можно оставить отпечаток на сухом песке, потом полить его водой и сделать отпечаток уже на влажном песке. Показать малышу, чем отличаются эти отпечатки. Пусть он посмотрит, где отпечаток получится более четким, а где практически незаметным. Отпечатки можно делать ладонями, кулаками, пальцами. Также можно предложить малышу сделать отпечатки следов животных или различных предметов. Ребенка такая игра может увлечь довольно на длительное время. Откапывание спрятанной вещи в песке руки взрослого или животного. Поиграть с малышом можно и в такую игру – показать, как можно спрятать в песке свою руку, а потом вместе с ребенком находить ее. |
В общем пространстве |
Четвертый блок «Социально – коммуникативное развитие» |
||
Инсценирование сказки |
«Репка» Воспитатель задает загадку гостям: Дай-ка в глазки погляжу, Сказку вам я расскажу А сказка будет вот про что… Круглый бок, желтый бок Сидит на грядке колобок В земле засела крепко Конечно, это …. («Репка») Воспитатель: Вы хотели бы сегодня В сказку "Репка" заглянуть? Тогда смелее в путь! Ведущий - воспитатель: Посадил Дед эту Репку. (выходит дед – ребенок) Но засела она крепко. Дед за Репку тянет – тянет (тянет репку) Пот струёй со лба бежит: (ребенок вытирает пот со лба) Репка вдруг и говорит. Репка (Даша): Ты, Дедуля, не спеши, (ребенок ходит вокруг репки) Лучше силы береги. Видишь, я какого роста? Вытянуть меня непросто! Дед: (Пробует тянуть репку опять и говорит) Что-то Репка крепко села! Позову - ка Бабку я. Вмиг управимся тогда. Бабка, Бабка - помоги, Репку вытащить беги. (выходит бабушка - ребенок, и держится за деда) Ведущий - воспитатель: Бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянуть, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Зовет бабушка внучку. Бабка: Внучка, Внучка! Выручай! Бабке с Дедом помогай! (выходит внучка – ребенок, и держится за бабку) Ведущий - воспитатель: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка жучку. Внучка зовет жучку. Внучка: Жучка, Жучка, выручай! Нам скорее помогай! (бежит жучка – ребенок, «лает», держится за внучку) Ведущий - воспитатель: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала жучка Мурку. Жучка зовет мурку. Жучка: Мурка, Мурка, выручай! Нам скорее помогай! (выходит мурка – ребенок, «мяукает», держится за жучку) Ведущий - воспитатель: Мурка за жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Мурка мышку. Мурка зовет мышку. Мурка: Мышка, Мышка, выручай! Нам скорее помогай! (выбегает мышка – ребенок, «пищит, как мышка», и держится за мурку) Ведущий - воспитатель: Дед и Бабка, Внучка с Жучкой, Кошка с Мышкой встали дружно, Друг за друга ухватились Поднатужились и вот Репка из земли идёт. (держатся друг за друга и «тянут» репку) Воспитатель читает детям стихотворение: Хоть большая была репка, Хоть в земле сидела крепко, Вместе репку мы тащили, Только дружбой победили! (все участники кланяются) Ведущий - воспитатель: Мы вам сказку показали Хорошо ли плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтобы вы нам похлопали! (дети уходят) |
За общим столом |
Пятый блок «Физическое развитие» |
||
Спортивная разминка
Элементы спортивных игр-занятий
Пальчиковая гимнастика |
Ходьба, ползание, бег «Козочка»
Я козочка Ме-ке-ке (дети идут по кругу) «Доползти до погремушки» На одной стороне площадки положено 5 – 6 погремушек (веточек, шишек, ленточек). 5 – 6 детей встают на четвереньки, на линии, расположенной в 3 – 4 м от предметов, и ползут к ним указанным педагогом способом. Доползают до погремушки, берут её, встают и гремят над головой. Кладут на землю. Затем упражнение выполняют другие дети. Правила: ползти указанным способом; подняв погремушку вверх, хорошо потянуться. Усложнение: ползти между двух линий, шнуров. «Бегал по двору щеночек»
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте) «Мы–друзья» Ходьба и бег парами, взявшись за руки. «Лошадки» Взрослый и ребенок идут рядом, стоя на четвереньках. « Лошадки» Ребенок сидит на спине взрослого, опираясь руками на его плечи или держась за шею. Взрослый ползет вперед в разном темпе. «Самолет» Взрослый держит ребенка за руки или за подмышки лицом к себе и кружит. «Обезьянки» Ребенок и взрослый стоят лицом друг к другу, держась за руки. Ребенок, слегка присев, подпрыгивает и обхватывает своими ногами туловище взрослого, повиснув на нем. Затем спрыгивает и снова запрыгивает. «Бревнышко» Взрослый и ребенок, лежа на мягкой поверхности, обнявшись, перекатываются то вправо, то влево. «Лови – бросай» Взрослый и ребенок стоят лицом друг к другу и бросают мяч друг другу, стараясь не уронить его. Взрослый неторопливо произносит слова: «Лови, бросай, упасть не давай». «Солдатик» Ребенок стоит спиной к взрослому, сгибает руки в локтях и напрягает их. Взрослый, слегка присев, держа под локти, приподнимает ребенка, прижимая к своему туловищу. «Дружные ножки» Взрослый сидит на полу, руки в упоре сзади. Ребенок сидит на его ногах, опершись спиной о грудь взрослого. Оба партнера поочередно поднимают то обе правые ноги, то обе левые. « Обезьянки»
Взрослый становится на четвереньки, ребенок обхватывает его руками за шею, ногами за туловище и держится таким образом. Взрослый продвигается с ребенком вперед. Родители - гнездышки, а дети птички. Взрослые садятся в одном конце зала, а дети-птички легко летают в другом конце. На сигнал «Птички в гнездышки», дети бегут к своим родителям и садятся к ним. Каждый родитель обнимает своего ребенка
Массаж «Черепаха» «Кошки – мышки» Эта ручка – мышка. (Правая рука.) Эта ручка – кошка. (Левая рука.) В кошки – мышки поиграть (Пошевелить пальцами.) Можем мы немножко. Мышка лапками скребёт, (Соответственно.) Мышка корочку грызёт. (Правая рука «покусывает» пальцы левой руки.) Кошка это слышит (Рука к уху.) И крадётся к мыши. (Правая рука «крадётся».) «Про кошку» Раскроем ладошку, расскажем про кошку. Вот кулак, (Сжать кулак.) А вот – ладошка, (Раскрыть ладонь.) На ладошку села кошка. (Соответственно из пальцев.) И крадётся, и крадётся, (Пальцы взбираются по руке.) Видно мышка там живёт. Кошка мышку там найдёт. (Пробежать пальчиками по предплечью и плечу.) «Десять котят» (Ладони и пальцы обеих рук прижаты друг к другу. Локти стоят на столе.) У Мурочки нашей есть десять котят. (Покачать руками из стороны в сторону, не разъединяя пальцы.) Сейчас все котята по парам стоят. (Постукивать соответствующими пальцами друг). Два толстых, два ловких, о друга, начиная с большого. Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых и самых красивых. Этот пальчик – маленький, Этот пальчик – слабенький, Этот пальчик – длинненький, Этот пальчик – сильненький, Этот пальчик – толстячок, А все вместе – кулачок! Раз, два, три четыре, пять Надо братцев сосчитать! Этот брат дрова рубил, Этот братец щи варил, Этот брат готовил кашу На семью большую нашу. Этот веником махал, Чисто-чисто подметал. Но, а этот – маленький Спал у нашей маменьки! |
На коврике в кругу |
Завершение |
Сажаем малыша на коленки лицом к себе и повторяем, действия стишка. Зайка серенький сидит и ушами шевелит – Вот так, вот так и ушами шевелит. Заинька замерз сидеть - надо лапоньки погреть - Вот так, вот так надо лапоньки погреть. Заинька устал стоять - надо зайке поскакать - Вот так, вот так надо зайке поскакать. (свои ноги вверх-вниз) Зайка волка увидал - быстро зайка убежал! (развиваем коленки и малыш "падает" в ямку) По ровненькой дорожке (Шагом, повторять два-три раза) Шагают наши ножки. Раз-два, раз-два, раз-два... По камешкам, по камешкам (Подпрыгивать, повторять 2-3 раза) Шагают наши ножки. Раз-два, раз-два, раз-два.. Вдруг в ямку бух! Стенка, стенка, — потрогать щечки Потолок — потрогать лобик Две ступеньки — прошагать пальцами по губам Дзинь - звонок! — нажать на носик. |
На коврике в кругу |
Литература
1. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: Корона-Принт, 2021г. – 272 с.
2. Кнушевицкая Н. Стихи и речевые упражнения по теме "Домашние животные". – М.: Гном, 2017г. – 48 с.
3. Колесникова Е.В.Учебно-методическое пособие к иллюстративному материалу "От звукоподражаний к словам". – М.: Ювента, 2016. – 68 с.
4. Янушко Е. Рисование и лепка для детей от 2 до 3 лет. – М.: Эксмодетство, 2017г. – 34 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . –М.: УЦ Перспектива, 2014.–32 с.
Полный текст во вложении (pdf 266KB)
Скачать вложение