Дошкольник в мире профессий
Автор: Торжкова Людмила Анатольевна, Кобзева Дарья Алексеевна, воспитатели МБДОУ «ЦРР -детский сад №96» г. РязаньПроект по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Проект «Дошкольник в мире профессий» был разработан для детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время важным направлением работы дошкольных образовательных организаций является ранняя профориентация. Закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду. К сожалению, в детских садах не уделяется должного внимания этой проблеме, причина этому отсутствие программы по профориентации детей. В дошкольном возрасте можно предположить и выявить способности, склонности, интересы к той или иной деятельности.
Необходимость формирования представлений о труде взрослого, его роли в обществе и жизни человека обоснована ФОП ДО, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» которой выделаются такие задачи:
- формировать представления о профессиях и трудовых процессах;
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;
- развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;
- знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.
В соответствии с ФОП ДО содержание работы по профориентации включает в себя обогащение представлений о труде взрослых, знакомство детей дошкольного возраста с разными видами производительного и обслуживающего труда. Необходимо создавать образовательные ситуации по ознакомлению с конкретными профессиями, обращать внимание на содержание каждой профессии в соответствие с общей структурой действий.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
Вид проекта: долгосрочный, информационный практико-ориентированный.
Цель: дать детям дошкольного возраста начальные и максимально разнообразные представления о профессиях.
Задачи:
- формировать представления о профессиях и трудовых процессах; о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;
- развивать интерес и любознательность к разным видам профессий;
- воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых.
Образовательные области |
Совместная деятельность взрослого и детей |
Средства совместной деятельности |
||
Формы работы |
Задачи |
|||
Социально-коммуникативное развитие |
Ситуативный разговор, встреча с людьми разных профессий |
Расширять представления о профессиях, сформировать интерес к труду взрослых |
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм Настольные игры Художественная литература |
|
Познавательное развитие |
Обучающая ситуация: иллюстрации, упражнения, проблемы, оценки ситуации, наблюдение за трудом взрослым, беседы |
Расширять знания и представления детей о деятельности, орудиях труда, результатах и значении разных профессий в жизни людей, их необходимости |
Дидактические и настольно-печатные игры Игры со строительным материалом |
|
Речевое развитие |
Речевая ситуация, обсуждение мультфильмов, художественных произведений, энциклопедий, разучивание стихотворений |
Сформировать потребность в чтении литературных произведений о профессиях. |
Художественная литература Сюжетные картинки |
|
Художественно-эстетическое |
Инсценировка, драматизация, оформление выставок детского творчества, создание альбомов |
Формировать положительный эмоциональный отклик на труд взрослых |
Мелки, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, иллюстрации, музыкальные и видео материалы
|
|
Физическое развитие |
Подвижные игры, дидактические игры с правилами, игры-соревнования |
Формировать у детей двигательные навыки необходимые для определенных профессий |
Картотека подвижных игр, создание атрибутов, серия картин «Кем быть» |
|
Условия реализации: Организация развивающей предметно- пространственной среды в группе, обеспечивающей эмоциональное благополучие детей и отвечающей их интересам, потребностям, желаниям.
Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОО и семьи.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся: Информирование родителей о задачах и содержании проекта. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; подготовка оборудования, материалов и инструментов; обогащение предметной среды.
Ресурсное обеспечение проекта:
- центр сюжетно-ролевых игр в группе.
- методический инструментарий (дидактические игры, конспекты занятий, сценарий праздника и т.д.).
- подборка художественной литературы.
- подборка демонстрационного материала.
- подготовка презентаций.
Продукты проекта: праздник «Ярмарка профессий» (презентации).
Этапы работы над проектом:
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Насыщение развивающей предметно-пространственной среды группы тематическим содержанием.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Просмотр презентаций «Все работы хороши», «Дело мастера боится», «Профессии».
Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»
Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий»
Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы.
Составление рассказов о профессии родителей.
Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
Мастер-классы с родителями и детьми: «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит».
Выставка творческих работ на тему «Кем хочу я стать»
Чтение художественной и познавательной литературы.
Пополнение библиотеки и «полочки умных книг» новыми энциклопедиями, книгами, журналами по теме.
Оформление атрибутов, пошив костюмов для сюжетно-ролевых игр: «Автомастерская», «Салон красоты», «ПДД», «Поликлиника», «Библиотека».
Формы работы с детьми для решения поставленных задач:
- наблюдение;
- беседа с детьми о профессиях;
- рассказ родителей о своих профессиях;
- виртуальные экскурсии, просмотр видеоматериалов, слайдов с использованием ИКТ;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- чтение и обыгрывание произведений о профессиях.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- фотовыставки;
- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- презентация профессий родителей «Ярмарка профессий»;
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Итоговое мероприятие: «Ярмарка профессий» (презентации).
Оформление информации о проведенной работе по проекту.
Формы работы с педагогами ДОО:
- консультации;
- педагогический совет по обмену опытом работы по профориентации в разных возрастных группах;
- презентация методических пособий;
- просмотр открытых занятий.
Результаты проекта:
1. Сформированы представления о видах и разнообразии профессий.
2. Созданы условия по формированию четких представлений о трудовой деятельности взрослых
3. Расширились знания об общественной значимости той или иной профессии
4. Дети применяют знания и навыки в различных видах труда и творчества, и играх.
Рефлексия:
Выполняя данный проект, мы достигли поставленной цели: были созданы условия по формированию у детей старшего дошкольного возраста разнообразных представлений о трудовой деятельности взрослых.
Информационные источники:
1. Буре, Р. Организация труда детей и методика руководства : из архива ДВ. / Р. Буре // Дошкольное воспитание / Ред. Т.И. Гризик, Е.Ю. Агарева,. – 2019. – 25с.
2. Жуковская, Р. И. Игры и трудовые занятия: Опыт работы с детьми 6-летнего и 7-летнего возраста / Р. И. Жуковская. – Москва, 2019. – 124с.
3. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: изд. «Николаев», 2020. – 52 с.
4. Коротковских, Н. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников / Н. Коротковских // Дошкольная педагогика,2021. – 28с.
5. Литвинович, О.В. Совместная трудовая деятельность в детском саду / О.В. Литвинович // Дошкольная педагогика. – 2020. – 31с.
6. Савченко, В.И. Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ/ В.И. Савченко // Дошкольная педагогика. – 2019. – 11с.
7. Сальникова Т.Г. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). вып. 1 – СПб.: Детство-пресс, 2018.
8. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Детство-Пресс, 2024. – 256 с.
9. Минасова И.Л.Программа по трудовому воспитанию дошкольников «Трудолюбик»
[Электронный ресурс]. – URL:https://users.antiplagiat.ru/report/go?to=CfDJ8CkY6Bq2-jhLlhvJYQso7zmSnGAhlmHhqa4X0GJCLrMDT7WVHQ_gY_nKrs526HvTTTlFKpEsIvHrA_PuXXGmYuMGvou3c52EFNfFGCVZY9KXgBrh1gjBmrQJztmEGGz5rT0TUQDKXBWExk846IvPAbdSny5fhETchotQ35IRZTQ5N3jzzMUTK4XWgSw5-B9Wmajlcl2qzCM2Dzu0id5gwQUtLyRUQrH2ieh-qDX6Pb_g7PxPS9CA4HjHypTV7_pb8A&next=do
(Дата обращения 09.10.2023).
Полный вариант статьи с приложениями во вложении (pdf, 295 Kb)
Скачать вложение