РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Древняя и юная Рязань

Автор: Сорокина Елена Владимировна – воспитатель, Захарова Яна Вячеславовна – инструктор по физической культуре, Овчарова Ирина Юрьевна – учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 121», г.Рязань

Конспект занятия по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

В современном мире, когда происходят серьезные изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с детьми дошкольного возраста становится нравственно–патриотическое воспитание.

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Именно в период дошкольного возраста у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности. Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где он вырос, где прошло его детство. Эти воспоминания, след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве.

«Родной дом» – сложное, разностороннее понятие. Которое дает возможность понять отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям. Ребенок и его первые друзья – детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом – все это дает ребенку представления о родном доме, о своей «изначальной» родине. Поэтому задача педагога научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.

Цель: организовать деятельность детей, направленную на расширение представлений по теме «Моя Родина»; способствовать пополнению, уточнению и активизации словарного запаса по теме занятия; вызвать интерес и желание узнать об истории родного города, создать условия для формирования у детей чувства любви к Родине.

Словарная работа: герб, гимн, достопримечательности, рязанцы, государство.

Оборудование: макет флага, герба, презентация, аудиозаписи гимна России, песен о Рязани и России, микрофон.

Предварительная работа:

-      беседы о городе;

-      чтение художественной литературы по теме;

-      подбор и рассматривание материалов, заучивание стихотворений. 

Ход занятия

I. Организационный этап.

Занятие проходит в музыкальном зале. На центральной стене герб и флаг России, макет Рязанского кремля. Дети сидят за столами.

Ход занятия сопровождается показом презентации [Приложение 1].

Звучит песня о России.«МОЯ РОССИЯ» Слова: Н. Соловьева, музыка: Г.Струве

II. Основной этап.

Воспитатель: Ребята, о чем эта песня? (О России).

- А что такое Россия? (Россия – страна, в которой мы живем).

- Как называется главный город нашей страны? (Москва).

- А как по-другому называется главный город нашего государства? (Столица).

Воспитатель: Дети, у каждой страны есть свой герб, флаг.

Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен двуглавый орел.

Флаг, как и герб – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства. Какого цвета флаг России? (Белый, синий, красный). Что означает белый цвет? (Благородство). Что означает синий цвет? (Честность). Что означает красный цвет? (Смелость и великодушие).

Гимн – это торжественная песня. Его слушают стоя. Государственный гимн исполняется в торжественных случаях, например, при награждении победителей международных спортивных соревнований, героев труда, воинов-победителей.

Слушают гимн.

Воспитатель: Стихи к нему написал Сергей Михалков, а музыку композитор А. Александров – наш земляк. В каком городе мы живем? (В Рязани).

- Наш город древний и основан он раньше Москвы. А что в древнем городе строиться раньше всего? (Кремль). Что значит Кремль? (Крепость). Почему строили крепость? (Защищаться от врагов). Рязанскому народу часто приходилось бороться с внешними врагами – татаро-монголами, которые нападали на город и разоряли его. Кремль окружает высокий земляной вал и глубокий ров с водой. Рязанцы во все века защищали свой родной город и поэтому на гербе Рязани изображен воин, а воин – всегда защитник. И в нашем городе есть высшие учебные заведения, где готовят офицеров-защитников нашей Родины.

У нас в городе много достопримечательностей. А что такое достопримечательности? (Исторические места, куда любят приходить люди, чтобы отдохнуть, полюбоваться на красивый дом, памятник. Их показывают гостям). В наш город на экскурсию приезжает много гостей, чтобы познакомиться с его достопримечательностями.

- А вы хотите побольше узнать о своем городе? (Да).

- Давайте совершим с вами экскурсию по нашему городу. Сегодня вы будете сами экскурсоводами, и начнется наша экскурсия с исторического центра. (виртуальная экскурсия, презентация [Приложение 1])

Воспитатель: Как вы думаете, куда мы сейчас пойдем? (В Кремль).

Вот мы и пришли. Кто же нам расскажет о Кремле? 

Это Рязанский Кремль. Он был построен очень давно, между рек Ока и Трубеж. Кремль обнесен высоким земляным валом и служил для защиты от нападения врагов. Его много раз разоряли и отстраивали вновь. И сейчас это самое красивое место в городе. В центре Кремля пятиглавый Успенский Собор. В Кремле расположен исторический музей. (слайд 2) 

Как называются люди, проживающие в Рязани? (Рязанцы). Да, Кремль – это историческое место Рязанцев. Ежегодный праздник – День города – начинается от стен Кремля с показом театральных сцен об истории нашего города. 

- Вот сейчас мы посмотрим отрывок из уже знакомого на произведения «Авдотья Рязаночка».(слайд 3) 

Показ сцены встречи царя татарского с Авдотьей Рязаночкой.(в презентации) 

Воспитатель: Среди рязанцев много знаменитых людей. Кого вы знаете? (Академик Павлов – врач; Константин Циолковский – конструктор космических ракет; Федор Полетаев – герой войны; Скобелев – белый генерал; братья Пироговы – певцы-музыканты; Сергей Есенин – поэт).

О, Русь – малиновое поле

И синь, упавшую в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску…

Воспитатель: Чьи это стихи? (С. Есенина). И сейчас от Кремля по набережной пойдем с вами к памятнику Сергею Есенину. Но прежде чем туда попасть давай те с вами отдохнем. 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания – руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-лево, вперед-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнем. (Приседания) 

Воспитатель: Кто будет у нас экскурсоводом?(слайд 4)

Скульптор А. Кибальников изобразил нашего земляка Сергея Есенина с раскинутыми в стороны руками и смотрящим на голубые рязанские просторы. Есенин любил свою родину и посвятил ей много стихотворений. 

Стихотворение С. Есенина «Гой, ты Русь моя родная…» (Читает ребенок)

Гой, ты Русь моя родная,

Хаты, в ризах образа

Не видать конца и края

Только синь – сосет глаза… 

Воспитатель: Рязанцы любят свой город, свою Родину и когда Родина в опасности – встают на ее защиту, не жалея своей жизни. И сейчас мы отправимся на площадь Победы, где в честь погибших воинов горит вечный огонь. Кто хочет рассказать о пл. Победы?(слайд 5)

Это площадь Победы. Она названа в честь победы нашего народа над фашистами. Здесь установлена стела, на которой изображен орден Победы и памятник воинам освободителям. А кто знает, что такое стела? (Каменная плита или столб с высеченными на ней текстами или изображениями). На гранитной плите высечены имена всех Рязанцев, не вернувшихся с войны. В честь воинов горит вечный огонь. Рязанцы чтят память воинов и приносят к памятнику цветы. 

Воспитатель: Наш город большой и красивый. В нем много скверов, парков, улиц, театров.

- Какие театры вы знаете? (Драмтеатр, кукольный, театр им. С. А. Есенина, зал камерной музыки, цирк, Рязанский государственный областной театр юного зрителя)

- Дети, а кто узнал это здание? (Театр Драмы) Кто может рассказать об этом? (слайд 6) 

Воспитатель: Это - театр Драмы. Он находится на площади Театральной. Это высокое, красивое здание с белоснежными колоннами. В театре можно посмотреть спектакли для взрослых и детей. 

Театральная площадь очень красивая. В зеленом тенистом сквере находится необычный фонтан с изображением театральных масок. 

Воспитатель: А вы любите Ходить в театр? (Да)

- А почему?

- Да, дети, очень интересные спектакли можно посмотреть в театре. Давайте заглянем в театр и посмотрим отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане и князе Гвидоне». 

Просмотр сказки.(слайд 7) 

Воспитатель: Да, я поняла, что вы любите ходить в театр.

- А где проходят самые веселые представления? (в Цирке)- Кто же нам сможет рассказать нам о Цирке?(слайд 8) 

Воспитатель: Это большое красивое здание с куполом наверху. Там проходят самые веселые представления с клоунами, акробатами, фокусниками, дрессированными животными. 

- Дети, а что нужно делать для того, чтобы быть сильными, здоровыми, выносливыми? (заниматься спортом, есть здоровую еду, кушать витамины)

- А какие спортивные сооружения есть у нас в городе? (стадион, бассейн, спортивная школа, Ледовый дворец) (слайд 9) 

Воспитатель: Все правильно, ребята. Недалеко от нашего детского сада находится Ледовый Дворец, где проходят соревнования по хоккею, гимнастике, спортивным танцам. В ледовом дворце работают кружки, которые вы посещаете. Вот такой наш город – древняя, но вечно юная Рязань. 

Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу. Ребята, а вам понравилось наша экскурсия? (ответы детей)

- Какие достопримечательности нашего города мы с вами сегодня посещали? Что узнали нового о любимой Рязани?

- А что вам понравилось больше всего? Что вы хотели бы посетить? 

III. Заключительный этап.

Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, за что вы любите свой город, чем он вам нравится? (ответы детей) – Ребята, обязательно расскажите своим друзьям и близким, что нового вы сегодня узнали.

Воспитатель: Да, мы любим наш город за его сады, парки, скверы, проспекты, красивые магазины, старинные здания, театры, институты, школы, детские сады, просто за то, что мы здесь родились и живем, что мы рязанцы. Может быть кто-то захочет нарисовать нашу Рязань, обязательно приносите в сад и мы с вами устроим выставку. (слайд 10)

Послушайте стихотворение.

Стихотворение «Гимн Рязани».

Священный свет Рязанского кремля,

Исконных песен гордое звучанье

Ты отстояла, Отчая земля, -

Не отдала врагам на поруганье!

 

Твой путь былинной памятью богат

И в будущем вовек благословенен.

Твой дух хранит Евпатий Коловрат,

Красу твою поет Сергей Есенин!

 

Неодолимой славою воспрянь,

Мечтой своей коснись небесной сини,

Родимая, любимая Рязань –

Немеркнущая молодость России!

(В. Хомяков «Гимн Рязани»)

Приложение 1.

Презентация Древняя и юная Рязань преза.zip (97.6 Мб) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cloud.mail.ru/stock/eFFifg8w9cJZK8A1ErD6C8s6

 

Список литературы

1. Потапов А. Н. Рязань. – Рязань: Издательство: «Проверенный», 2005.

2. Города и районы Рязансокй области: историко-краеведческие очерки / Сост С. Д. Цуканова. – Рязань: Моск. рабочий. Рязанское отделение, 1990.

3. Даркевич В. П. Путешествие в древнюю Рязань: Записки археолога. – Рязань: «Новое время», 1993.

4. Издание о Рязанском крае [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: (https://kraeved.rounb.ru/izdanija-o-rjazanskom-krae.html) (дата обращения 25.05.2023).

5. Край Рязанский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cbs-rzn.ru/uploads/userfiles/file/Bibliografy/putevoditel2.pdf) (дата обращения 25.05.2023).

Конспект во вложении (pdf 221KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru