РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Экспедиция с совенком Пако или «Загадки весеннего леса»

Автор: Слётова Ирина Ивановна, учитель – логопед, МДОУ «Павелецкий детский сад» муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области

Конспект занятия по коррекционно – образовательной деятельности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация

В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи.

С точки зрения требований ФАОП дошкольного образования (раздел 43.11.Осуществление квалифицированной коррекции нарушений речевого развития обучающихся с ТНР) [2]необходимо вести работу не только по увеличению количественных, но прежде всего качественных показателей: расширение значений слов; формирование семантической структуры слова; введение новых слов и словосочетаний в самостоятельную речь, существительных с уменьшительным и увеличительным значением, с противоположным значением, подбирать существительные к прилагательным, образовывать от названий действия и т.д.

На протяжении всего времени дошкольного обучения коррекционно- развивающая работа предусматривает реализацию общей стратегии коррекционного воздействия, направленную на преодоление и (или) компенсацию недостатков речеязыкового, эмоционально – волевого, личностного, моторно- двигательного развития, несовершенства мыслительных, пространственно – ориентировочных, двигательных процессов, а также памяти, внимания и проч. Этот системный подход предусматривает обязательное профилактическое направление работы, ориентированное на предупреждение потенциально возможных, в том числе отсроченных, последствий и осложнений, обусловленных нарушением речеязыкового развития ребёнка с ТНР (ФАОП 43.11.4. пункт 5)[2].

Особенность работы заключается в том, что в своей практической деятельности мы стремимся каждое занятие выстроить с применением облегчающих и активирующих приемов обучения. Неоднократное повторение тренировочных упражнений, широкое использование игровых форм занятий, технологий визуального обучения способствует успешному усвоению детьми навыков грамматически правильной речи. Это связано с тем, что словесный метод обучения детей дошкольного возраста с ТНР без опоры на наглядность малоэффективен. Использование визуального подкрепления также обусловлено возрастными особенностями и особенностями вербального внимания у детей данной категории.

Цель: способствовать формированию навыков связной речи у детей.

Задачи:

Коррекционно- развивающие:

1. Продолжать работу над развитием связной речи.

2. Учить детей обследовать предмет, не видя его. Делать описание, не называя предмет.

3. Упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом, составлении сложносочинённых предложений с использованием предлогов.

4. Упражнять детей в употреблении относительных прилагательных, в подборе слов-действий, согласовании числительного и существительного.

5.  Учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

Программные:

1. Учить применять на практике полученные знания и навыки для решения проблемных ситуаций.

2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги; определять местоположение предмета в пространстве. Учить навыкам самоконтроля, умению найти и исправить ошибку.

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.

4. Воспитывать умение взаимодействовать со взрослым и сверстниками, способность понимать и учитывать интересы и чувства других и умение договариваться.

Активизация и обогащение словаря: обогащение – экспедиция, смешанный; активизировать слова, определяющие оптико-пространственную ориентировку и использование предлогов в определении местоположения предмета, существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом, относительных прилагательных, глаголов настоящего времени.

Предварительная работа: беседа об изменениях в природе весной, беседа «Что такое экспедиция?», дидактические игры природоведческого характера.

Оборудование. игрушка совенок, «чемоданчик исследователя» и набор предметов для него: доски, маркеры, для логопеда – проверочные карты и др. предметы, не относящиеся к экспедиции, папка с файлами «Дневник экспедиции» и странички к ней, звукозапись «птичье пение», пазлы с изображением животных и их детенышей, картинки: дуб, береза, осина, рябина, липа (сосна), цифра 5, коробка с прорезями и набором предметов, карточки- отгадки: шишка сосновая, шишка еловая, желудь, листок дерева, гриб, ягоды, картинка домика, игровизор.

ХОД

I. Организационный момент

Логопед: Посмотрите, ребята, сегодня я пришла не одна. Хочу вас кое с кем познакомить (показывает совенка). Кто это? (Можно использовать экран).

Дети: Совенок.

Логопед: Это совенок по имени Пако. Он учится в лесной школе. Совенку дали задание: узнать обо всех изменениях, происходящих в лесу весной. Что происходит с деревьями? Как животные встречают весну?

- Пако нужно найти ответ на эти трудные вопросы, а может и разгадать загадки весеннего леса. Он просит помощи у Вас. Хотите ему помочь? Как нам помочь Пако? 

Дети отвечают.

Логопед: Чтобы помочь Пако, мы не просто отправимся в весенний лес, а проведем самую настоящую экспедицию. Что такое экспедиция? (ответы детей). В экспедиции люди находят и исследуют что-то новое. Вы готовы пойти в экспедицию?

Дети: Да.

Логопед: Для того, чтобы отправиться в экспедицию, нам понадобится чемоданчик - исследователя.

Логопед: На столе лежат разные предметы. Возьмите с собой только те из них, которые на Ваш взгляд могут пригодиться в экспедиции. Выбрали?

II. Основная часть.

Логопед: Пако еще очень маленький. Долгие полёты ему не по силам, поэтому совенок подождет нас в детском саду. А чтобы Пако успешно ответил на вопросы, мы соберем для него дневник экспедиции. Будем складывать в свой чемоданчик все, что узнаем нового. В экспедиции нам необходимо быть осторожными и внимательными, а чтобы не потеряться- выстроимся друг за другом.

Логопед: Вокруг себя повернись- в лесу весеннем окажись!

Логопед: Вот мы и на лесной полянке. (Звучит птичье многоголосье). Куда же нам двигаться дальше? Посмотрите, перед нами лежат пазлы! Зачем они здесь?

Дети: Предположения детей.

Логопед: Давайте их соберем, может тогда мы узнаем, куда идти дальше.

Дидактическая игра «Собери пазл» Цель: упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом.

Игровое действие: Пазлы имеют различную, не повторяющуюся конфигурацию. Принцип соединения: вместе составляются только те пазлы, на которых расположены схожие картинки (белка – бельчонок) и т.д. В левом верхнем углу стоит буква (словосочетание «высокий дуб»). При составлении пазлов логопед просит назвать предмет, а потом назвать вторую картинку с использованием уменьшительно- ласкательного суффикса.

Логопед: Дети, здесь написано «Высокий дуб». Что же это означает?

Дети: Предположения детей.

Логопед: Вот мы и узнали, куда нам идти дальше. Что нам помогло об этом узнать?

Дети: (дети отвечают). Если дети не ответят - Мы знаем лесных животных и умеем ласково называть их детенышей.

Логопед: Эту информацию мы положим в дневник экспедиции. Кладет листок с символами.

Логопед: Идем к высокому дубу.

Посмотрите, дети. Весной происходит чудо, все деревья одеваются. Как вы понимаете «деревья одеваются»?

Дети: Предположения детей.

Логопед: Давайте оденем все деревья, каждое в свой наряд.

Дидактическая игра «Оденем дерево» Цель: упражнять детей в употреблении относительных прилагательных, согласовании числительного и существительного.

Игровое действие: Дети делятся на пары. Логопед предлагает подобрать листочки к нужному дереву (картинки). После этого предлагает ответить на вопросы: Какое это дерево? Как называется его лист? (береза – березовый). Пересчитайте листики. (один березовый листок, два…). А если в лесу одни ели, то лес какой…(еловый). А сосны… и т.д. А если в лесу есть и ели, и сосны, и березы, и дубы? Как будет называться этот лес? (смешанный). Правильно, молодцы.

Логопед: Что мы здесь делали? Вот об этом и будет следующий листок, который мы тоже заберем с собой.

Логопед: Какой свежий весенний воздух в лесу! Сделаем глубокий вдох носом, пальцем зажмем одну ноздрю, а выдохнем воздух другой ноздрей. Ещё один глубокий вдох, теперь зажали другую ноздрю пальцем, а выдох делаем свободной ноздрёй. И ещё один глубокий вдох, а выдох ртом. Молодцы!

Логопед: А сколько листочков было на каждом дереве? (5). Может нам надо искать цифру 5?

Дети: Предположения детей.

Логопед: Двигаемся к цифре 5.

Логопед и дети: 

Идем мы прямо по пути,
Шагая дружно в ряд.
Шагаем дружно, как отряд.
И Пако помочь здесь каждый рад!

Логопед: Но тут на пути река. Как нам перейти речку, если мост сломан?

Дети: Починить надо. У нас в чемоданчиках есть доски.

Дети собирают доски мостика. Прикладывают доски друг к другу местом стыка, при этом у каждой доски свой замок. Нужно найти пару каждому полотну, чтобы легко состыковывались места соединения. На одном краю доски картинка (бабочка, кузнечик, божья коровка, муравей, шмель), а на другом знак вопроса (Что делает?).

Логопед: Кто у вас изображен? Как назвать одним словом? Что делает каждое из насекомых?

Дидактическая игра «Образуй слова»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании глаголов настоящего времени.

Бабочка – летает, порхает, кружиться.
Кузнечик – прыгает, стрекочет, скачет.
Божья коровка – ползает, летает, крылья расправляет.
Муравей – ползает, тащит, строит.
Шмель – летает, жужжит, опыляет.

Логопед: Вы совершенно правы, весной просыпаются насекомые. А вот и еще страница дневника экспедиции. Что помогло получить нам эту страницу?

Дети отвечают. Если дети не ответят (знания о том, что делают насекомые).

Логопед: Перейдя по мостику через речку, мы пришли к цифре 5. А на ней написано:

Пять – перепять

В лесу путаница опять!

- Что бы это значило? Дети, все ли здесь правильно?

Предположения детей.

Логопед: Давайте наведем порядок в лесу.

Дидактическая игра «Расставь все по местам» 

Цель: тренировать употребление предлогов "в", "на", "под", "около" и др.

На экране картинка с перепутанными изображениями:

1. На елке растет гриб.

2. Рыба на березе (в воде).

3. Белка в берлоге, а медведь в дупле.

4. Заяц сидит на березе.

5. Петух в гнезде.    

Логопед: А вот и еще страница дневника экспедиции. Что помогло получить нам эту страницу?

Логопед: А куда же нам дальше идти?

На экране появляется старичок Лесовичок (изображение).

Лесовичок: Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки. Я помогу вам найти дорогу, если вы разгадаете мою загадку. (Появляется коробка с прорезями для рук).

Вот волшебный коробок,
Руки опусти, дружок.
И сейчас мне расскажи,
Что лежит внутри!

Дидактическая игра «Узнай и расскажи»

Цель: учить детей обследовать предмет, не видя его. Делать описание, не называя предмет.

Дети работают в парах. Один ребенок описывает, другой находит картинку с предметом, подходящим под описание.

Логопед: Дети, разделитесь на пары, один из вашей пары опустит руки и будет описывать словами выбранный предмет. Важно: не называть сам предмет по имени, а лишь называть его качества, какой он. А второй ребенок будет искать картинку- ответ.

В коробке: шишка сосновая, шишка еловая, желудь, листок дерева, гриб, ягоды и др.

Лесовичок: Молодцы, ребята, справились вы с моим заданием и правильно описали все дары леса. А двигаться вам надо, вон, к тому грибку.

Логопед: А вот и еще одна страница дневника экспедиции. Что помогло получить нам эту страницу?

Логопед: Ой, ребята, кажется, под грибом что-то есть. Давайте исследуем, что там прячется. (картинка с изображением домика).

Логопед: Возьмите маркеры и помогите каждому животному найти свой домик, проведя линию.

Дидактическая игра "Найди мой "домик"

Цель: определение места жительства животного.

Игра проводится с использованием игровизора и проверочных карт.

У каждого ребенка игровизор, на карте заданий слева - животные (белка, медведь, лиса, птица, волк, бобер (хатка), рыба). На каждой карте заданий звери расположены по-разному. Карты пронумерованы. Справа изображено жилище, не совпадающее с расположением животного. Ребенок находит нужное совпадение и соединяет линией. После выполнения задания ребенком, логопед дает проверочную карту, соответствующую номеру карты задания. Ребенок проводит самоконтроль, если потребуется, исправляет ошибки.

Логопед: Что мы здесь делали? Вы правильно определили жилище каждого животного. Вот об этом и будет следующий листок, который мы положим в дневник экспедиции.

III. Заключительная часть.

Логопед: Мы собрали полный дневник. Пора возвращаться!

Логопед: Вот и закончилась наша экспедиция в весенний лес. Вокруг себя повернись- в детском саду окажись!

Логопед: Как Вы думаете, помогли мы Пако? Ответит он в школе на уроке? Пожелаем совенку успехов. А вам, дети, наш друг Пако говорит «Большое спасибо»! Совенок с дневником экспедиции отправляется в школу. Пойдемте его провожать!

 Литература

1.    Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - Автореф. канд. дис. М.,1987.

2.    Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (Дата обращения 08.10.2023)

3.    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (Дата обращения 08.10.2023)

4.    Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 224 с.

Конспект во вложении (pdf 173KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru