Экзотический фрукт лимон
Автор: Ходакова Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №43», г.РязаньКонспект опробования продукта по программе Н.М. Крыловой "Детский сад -Дом радости"
Предварительная работа:
- чтение книг: Т.А. Шорыгина «Фрукты. Какие они?», А.Н. Горканова «Экзотические фрукты»;
- рассматривание иллюстраций тематического словаря в картинках «Мир растений. Экзотические фрукты», дидактического пособия «Фрукты»;
- работа по карте мира;
- обрывная аппликация «Лимон»
- опробование других цитрусовых экзотических фруктов.
Материал: лимоны, письмо, «волшебный» мешочек, презентация и проектор, карта мира.
Цель: Организовать познавательную деятельность детей, направленную на знакомство с экзотическим цитрусовым фруктом лимон.
Программное содержание:
Дать сведения о том, как выглядит дерево лимон, какие полезные вещества содержатся в лимонах, какие блюда можно приготовить из лимона, где его используют, кто питается им. Способствовать формированию понятий «заморские» фрукты, тропические, цитрусовые; продолжить работу над активизацией и уточнением словарного запаса детей по теме: «Экзотические фрукты». Способствовать формированию познавательной активности. Продолжить работу по сенсорному воспитанию. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Ход ритуала
1. Мотивационный этап.
Воспитатель: К нам пришел в гости пришел медвежонок. Сегодня у него день рождения. Медвежонок ужасный сладкоежка.
Почтальон (ребенок старшей группы):
- Телеграмма! Телеграмма!
Из Африки, от гиппопотама.
Воспитатель (открывая посылку):Медвежонку его друг из Индии прислал подарок ко дню рождения, чтобы он с этим лакомством попил чай и угостил своих друзей. А вот для того, чтобы узнать, что это за подарок, нам надо пройти испытания и угадать, что там в посылке.
Первая подсказка.
Воспитатель: У меня в руках блюдце, покрытое салфеткой. Сейчас вы будете ощупывать пальчиками через салфетку и отгадывать, что там находится, но вслух не говорить. Это будет вашим секретом до тех пор, пока блюдце не вернется ко мне. Берите блюдечко, ощупывайте пальчиками, что там лежит, подумайте, что это может быть? (дети по очереди передают блюдце друг другу). Итак, блюдце вернулось ко мне, но салфетку пока не снимаю. Как вы думаете, что лежит на блюдечке?
Дети:
Конфетки, орешки, камушки, горох, крупа, семечки и т.д.
Воспитатель: Жаль, что вы не смогли точно отгадать, что лежит в блюдечке. Вам нужна еще подсказка.
Вторая подсказка.
Воспитатель берет пиалу, накрытую салфеткой, в которой лежит половина лимона.
Воспитатель: Вам будут помогать носики. Я подойду к каждому из вас и дам понюхать, а вы закроете глаза. Но не говорите, что это, храните свой секрет. Глаза никто не открывает. Угадали по запаху, что это?
Дети: Конфетка, апельсин, пряник, мандарин, лимон, пирог и т.д.
Воспитатель: И опять вы все не смогли точно сказать, что прислали из Индии.
Третья подсказка.
Воспитатель: Это волшебный мешочек. Вы будете опускать в него руки, ощупывать то, что там лежит, и стараться отгадать, что это. Подсматривать нельзя. Ощупывайте тщательно, не спешите с ответом, а если догадались, то храните свой секрет, пока я вас не спрошу.
Воспитатель: Что удалось вам в нем обнаружить?
Дети: Игрушка, лимон, апельсин.
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения. Теперь глазки будут вам помогать. Я достаю из мешочка…лимон, в пиале лежит половинка лимона, а в блюдечке – его семечки. Теперь мы знаем отгадку – это лимон. Ой, а Медвежонок удивлен, он- то ждал сладостей к чаю, а тут лимон! Что же общего между чаем и лимоном?
Дети: Чай можно пить с лимоном, тогда он ароматный и полезный.
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Какой лимон по форме?
Дети: Овальный, яйцевидный.
Воспитатель: Что еще бывает овальной формы?
Дети: Дыня, огурец, картофель, яйцо.
Воспитатель: Какого цвета лимон?
Дети: Желтого, лимонного, золотого, солнечного.
Воспитатель: Что бывает такого цвета?
Дети: Солнце, цыпленок, банан, одуванчик, яблоко, дыня, витамины, ит.д.
Воспитатель: Чем покрыт лимон сверху?
Дети: Кожурой.
Воспитатель: А знаете, как называется желтая часть кожуры?
Дети: Цедра.
Воспитатель: Правильно, а что же под кожурой?
Дети: Мякоть.
Воспитатель: Да, мякоть, которая разделена на дольки.
Воспитатель: А что еще можно увидеть в мякоти лимона?
Дети: Семена.
Воспитатель: Внутри плода лимона находятся гладкие, светлые семена, до 20 штук, иногда и более.
3. Исполнительский этап.
Воспитатель: Я не знаю более полезного фрукта, чем лимон. Каждый раз, когда мы идем в магазин за покупками, мы обязательно покупаем этот фрукт. Невозможно найти дом, где не знали бы, что такое лимонад и чай с лимоном. А почему мы не можем вырастить его у себя в саду?
Дети: Потому что у нас холодные зимы, а лимоны любят жару.
Воспитатель: Да, лимоны любят климат, где много морской влаги, света и тепла.
Воспитатель: Как называют фрукты, которые привезли из далеких стран, из– за моря?
Дети: Заморские, экзотические.
Воспитатель: Родиной лимона считается Индия. Кто сможет показать, где находится эта страна на карте, на каком материке она находится?
(Работа с картой).
Воспитатель: Название фрукта произошло, вероятно, от малайского слова «лемо», что означает «полезный для матерей».
Воспитатель: Люди каких профессий помогают этому фрукту добраться до нас?
Дети: Капитан, грузчик ,шофер, кок, матрос, летчик…
Воспитатель:
Лимончик желтые бока
На солнышке согрел,
Он теплый и живой в руках
И очень-очень спел!
Его нарежем мы сейчас,
Добавим сахарок —
И будет лакомство для нас
На целый вечерок!
Воспитатель: Угощу тех ребят, кто назовет другие заморские фрукты.
(дети называют и угощаются долькой лимона, кто затрудняется, называет профессии)
Воспитатель: Потрогайте пальчиком, какая кожура на ощупь?
Дети: Шероховатая.
Воспитатель: А какого цвета дольки лимона?
Дети: Светло-желтые.
Воспитатель: Ой, ладошка стала мокрая! От чего?
Дети: От сока.
Воспитатель: Значит лимон какой?
Дети: Сочный.
Воспитатель: А как называется сок лимона?
Дети: Лимонный.
Воспитатель: Что нам скажет носик?
Дети: Лимон ароматный, душистый, пахучий.
Воспитатель: Что скажут зубки?
Дети: Мягкий, сочный.
Воспитатель: Ну, а язычок что сказал?
Дети: Кислый!
Воспитатель: Что бывает такого же вкуса?
Дети: Клюква, яблоко, лайм, кефир.
Воспитатель: А ушки что сказали?
Дети: Не хрустит.
Воспитатель: Какое необычное и кислое у нас сегодня угощение!
Воспитатель:
Какой лимончик яркий,
Наверно очень сладкий,
Попробую кусочек,
Ой, кислый очень-очень.
Воспитатель: А на чем же растут эти заморские фрукты?
Дети: На деревьях.
Воспитатель: На лимонном дереве . (слайд №2)
Воспитатель: Лимонное дерево – невысокое, с колючими ветками и ярко –зелеными продолговатыми листьями. Лимонное дерево называют вечнозеленым, потому что в любое время года его ветки покрыты зелеными листьями. Вечнозеленые плодовые растения называются цитрусовыми. Какие еще цитрусовые фрукты вы знаете?(лайм, памело, грейпфрут, апельсин, мандарин) Цветет цитрусовое лимонное дерево душистыми белыми цветами.(слайд №3)
Воспитатель: В жарких странах Китае, Индии, на Черноморском побережье Кавказа сажают целые плантации лимонов.(слайд №4)
Воспитатель: А кто за ними ухаживает?
Дети: Садоводы.
Воспитатель: Да, садоводы, трудно им приходится, нужно очень хорошо заботиться о лимонном дереве, ведь оно очень плодовито и дает урожай лимонов практически круглый год.
Воспитатель: А как вы думаете, как же собирают урожай лимонов?
Дети: Наверное, как и у нас, яблоки и груши.
Воспитатель: Срезают лимоны обычно зелеными, а желтыми они становятся при хранении. Именно срезают, а не срывают, как яблоко или грушу, потому что плодоножка у лимона крепко соединена с веткой и сама собой от нее не отделится. Лимоны укладывают в ящики и отвозят на рефрижераторное судно, или грузовой самолет и на них зеленые лимоны, дозревая по пути, попадают в нашу страну.
Но так было не всегда. Очень долго лимоны были не знакомы жителям России, пока в 17 веке, царь Петр Первый не привез этот удивительный фрукт, который очень полюбился русским людям. Именно в нашей стране и придумали пить чай с лимоном, в других странах такой чай называют «русским».
Немного спустя, когда купцы странствовали уже по всему миру. турецкий паша(знатный, богатый человек) преподнес русскому купцу из города Павлова (И.С.Карачистову) необычайный подарок - несколько черенков экзотических растений - цитрусовых. Тот чудом сумел в целости довести их домой (путь, между прочим, и при современном-то транспорте не близкий!) и передал своему родственнику, который в свою очередь, не промахнулся, смекнув, что южные растения выживут только в теплом доме на светлом окошке. Стал их выхаживать, и турецкие саженцы прижились - всем на удивление! Так, еще в прошлом веке Павлово стало своего рода родиной комнатного лимона, т. е лимона которого можно выращивать дома.(слайд №5) А мы с вами можем вырастить такое растение?
Дети: Да.
Воспитатель: Как?
Дети: Посадить семена в горшок.
Воспитатель: Летом 2005 года, к дню города Павлова в сквере был установлен памятник "Павловский лимон. (слайд №6)
Воспитатель: Помимо красоты растения, павловские мастера, которые просиживали за работой по 18 часов и дышали очень вредной металлической пылью, замети, что там, где было на окне растение лимон, рабочие болели меньше. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что лимон лекарственное растение.
Воспитатель: Молодцы! Польза лимона заключается в огромном количестве полезных веществ и минералов, входящих в его состав. Благодаря этим веществам лимон действительно считается очень полезным фруктом. Его полезно есть при простуде и недостатке витаминов. Морякам, совершающим длительные плавания, обязательно дают лимоны, чтобы они не болели опасной болезнью цингой.
Он заклятый враг простуды,
Им с тобой лечиться будем.
Дольки в чай его кладем,
С удовольствием мы пьем,
Добавляя мед с малинкой,
Потому что в серединке
Он содержит аскорбинку.
Кислотой наполнен он,
Доктор Айболит – лимон!
Воспитатель: Из плодов, листьев и веток лимонного дерева добывают масло лимона, которое широко используется в медицинской и парфюмерной промышленности.(слайд №7) Если это масло поместить в аромалампу и зажечь ее(это может делать только взрослый), то можно почувствовать аромат лимона.
Воспитатель: А какие блюда можно приготовить из лимона?
Дети: Лимонный кекс , мороженое, мармелад, карамель, конфеты,…
Воспитатель: Немало вкусных блюд научились готовить люди из лимонов. (слайд №8) Лимонный сок добавляют в лимонады и другие напитки. А лимонную кислоту кладут во многие кулинарные изделия. Как можно назвать сок из лимона?
Дети: Лимонный сок.
Воспитатель: Конфета с лимоном.
Дети: Лимонная конфета.
Воспитатель: Пирог из лимона.
Дети: Лимонный пирог.
Воспитатель: Варенье из лимона.
Дети: Лимонное варенье.
Воспитатель: Пирожное из лимона.
Дети: Лимонное пирожное.
Воспитатель: Пирожки с лимоном.
Дети: Лимонные пирожки
Воспитатель: Печенье из лимона.
Дети: Лимонное печенье.
Воспитатель: Вода с лимоном .
Дети: лимонная вода (лимонад).
Воспитатель: Лимоны любят во всем мире. Вот уже 80 лет во Франции каждый год в течение трех недель, с середины февраля по начало марта, в городе Ментоне проходит фестиваль лимонов. Несколько сотен мастеров строят огромные скульптуры из лимонов и других цитрусовых фруктов. Как только фигуры будут закончены, их провозят по улицам города, чтобы все желающие могли полюбоваться их красотой!(слайд №9)
Воспитатель: Лимонами интересуются не только кулинары и художники, но и ученые. Они открыли необычное свойство этого экзотического фрукта – оказывается, он может вырабатывать электричество! Правда в очень небольшом количестве, но этого хватает, чтобы работали необычные часы. Одного лимона хватает на работу этих часов целую неделю! (слайд №10)
Воспитатель: А еще лимон оставил свой след и в мире насекомых. Как вы думаете, как называют вот эту бабочку? (слайд №11)
Дети: Лимонница.
Воспитатель: Да, это бабочка Лимонница! Кто догадается, почему ее так назвали?
Дети: Потому что она желтого цвета, как и лимон.
Воспитатель:
Вы, ребятки, не болейте,
Чаще чай с лимоном пейте.
Ведь лимон на вкус приятный,
Хоть немного кисловатый.
В нем полезных много свойств,
С ним не будет беспокойств.
Если хочешь ты играть,
Давай здоровье защищать!
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Какой заморский фрукт мы с вами сегодня опробовали?
Дети: Лимон.
Воспитатель: Какой он?
Дети: Овальный, желтый, кислый, витаминный, полезный…
Воспитатель: Где растет?
Дети: На дереве лимон, в жарких странах Индии, Китае…
Воспитатель: Кто впервые привез этот фрукт в нашу страну?
Дети: Петр Первый.
Воспитатель: В какой стране устраивают фестиваль лимона?
Дети: Во Франции.
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Вот бы нам побывать на этом фестивале! Но мы с вами можем пофантазировать и придумать эскизы фигур из лимонов и сделать выставку. Попробуйте нарисовать дома!
1. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп./ 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд.: Детство-пресс, 2003г.
2. Лучинин М.В. Детям о природе. - М., 1989г.
3. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они, Изд.: Гном и Д., 2011г.
4. Воронкевич О. А., «Детские экологические проекты»; СПб. ; Детство-Пресс, 2014г.
5.Габова Е. Ягодка, ягодка, как тебя зовут? / Е. Габова,Н. Макарова // Дети древней земли : повесть / Е. Габова, Н.Макарова. – Сыктывкар, 2008г.
6.Николаева С.Н. Методика воспитания экологической культуры в детском саду. – М.: Просвещение, 2002.
Скачать вложение