Есенинская Русь
Автор: Карцева Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №150» г. РязаниТехнологическая карта непрерывной образовательной деятельности по рисованию для детей 6 – 7 лет.
Актуальность выбранной мною темы, обуславливается тем, художественно - эстетическое развитие является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) п.2.6. говорится о том, что: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)». Для меня особый интерес представляет образовательная деятельность, направленная на реализацию самостоятельной изобразительной творческой деятельности детей.
В настоящее время сложилось несколько основных направлений в понимании процессов формирования творчества. Одно из них представляет творчество как качество личности, присущее человеку от рождения; из этого следует, что творчеству нельзя научить; оно либо есть, либо нет у человека.
Авторы, поддерживающие данное направление предлагают создавать условия для формирования творчества, упражняя детей в «созерцании» окружающей жизни. (А.В.Бакушинский, К Н.Вентцель, В.Глоцер, Р. Риччи, Ф. Шмит, А.Эренцвейг и др.).
Представители второго направления утверждают: творчество - это самовыражение личности, которое развивается самостоятельно при создании определенных условий для его формирования (Б.Джефферсон, В.Лоунфельд, Н. Михайловская и др.).
Представители третьего направления, подчеркивают, что творчество - процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и формируется постепенно под воздействием воспитания и обучения. Врожденными могут быть задатки, на их основе при определенных условиях формируются художественно - творческие способности человека, черты творческой личности. (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Я.А.Пономарев, С.Я.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и многие другие педагоги и психологи).
Исследователи данного направления подчеркивают, что творчество ребенка не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Чем раньше ребенок будет вовлечен в творческую деятельность, тем более высоких результатов можно добиться в его общем художественном развитии.
Для изобразительного творчества дошкольника характерно:
- создание художественного образа;
- использование цвета, колорита как выразительного средства;
- композиционное построение изображения в рисунке;
- оригинальность;
- изобразительная грамотность
Одним из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми в ходе реализации непрерывной образовательной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Исходя из выше сказанного, я стараюсь включать в свою работу новые, интересные методы, приемы, средства по изобразительной деятельности дошкольников.
В представленной методической разработке мною была создана ситуация так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Использование информационно-коммуникационных технологий способствует успешной реализации поставленных задач.
Выбранная мною тема является продолжением темы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством поэта С. Есенина, великого русского поэта, воспевшего родной Рязанский край.
Основная идея методической разработки состоит в том, чтобы в ходе реализации непрерывной образовательной деятельности дети не были ограничены в возможности выразить свои мысли, чувства, переживания, настроение от встречи с творчеством С. Есенина.
Надеюсь, что представленная технологическая карта непосредственной образовательной деятельности будет полезной для педагогов, работающих с детьми подготовительной к школе группе в дошкольной образовательной организации.
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на:
- создание рисунка по мотивам творчества С. А. Есенина;
- развитие самостоятельности детей в выборе темы, композиционного и цветового решения рисунка;
- воспитание аккуратности, доброжелательного взаимодействия друг с другом.
- создать условия для развитие интереса к поэзии С. А Есенина, посредством изобразительной деятельности;
- организовать практическую деятельность детей, направленную на создание сюжетов по мотивам произведений С. А. Есенина;
- создать условия для активизации речи детей по теме НОД;
- организовать контроль и рефлексивную оценку деятельности детей.
Форма организации: подгрупповая
Учебно - методический комплект: игра-приветствие, слайды к викторине «Знатоки творчества С. А. Есенина», видео - запись песни «Отговорила роща золотая» в исполнении Государственного академического Рязанского русского народного хора имени Е. Попова, материал для рисования (по выбору детей), ноутбук, проектор, экран.
Предварительная работа:
- оформление в группе центра: «Рязанский поэт С. А. Есенин»;
- разучивание стихотворений;
- беседы о творчестве поэта (биография, литературные произведения, рассматривание иллюстраций);
- посещение родителями и их детьми Государственного музея -заповедник С.А. Есенина
- проведение НОД по ознакомлению с творчеством поэта с презентациями;
- музыкально – литературный вечер по творчеству С. А. Есенина с участием родителей.
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика Синтез, 2014. – 368 с.
2. Сергей Есенин. Избранное/ Под ред. А.Л. Аслановой. – М.: Славянский дом книги, 2015 – 320 с.
Интернет – источники:
1. Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36724.php (Дата обращения 16.12.2019).
2. «Отговорила роща золотая». С. Есенин - Г. Пономаренко. Рязанский народный хор им. Е. Попова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch?v=-a-RWrl4z4c .(Дата обращения 03.12.2019).
3. Педагогический терминологический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/ (Дата обращения 16.12.2019).
Полный вариант статьи с презентацией к занятию во вложении (zip, 2Mb)
Скачать вложение