Это - волшебница вода
Автор: Алферова Людмила Борисовна, воспитатель, Шутова Елена Болатовна, воспитатель, Масленникова Татьяна Валериевна, учитель-логопед, «МБДОУ Детский сад № 119» г. Рязань.Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи
Аннотация
В современном мире, несмотря на стремительное развитие медицины, растёт число детей с нарушениями речи.
Процесс образования таких детей состоит из нескольких направлений: обучения, развития, воспитания и коррекции.
Для создания желаемых условий предоставления одинаковых возможностей необходимо обеспечить разностороннее развитие каждого из воспитанников. Это становится возможным, если воспитатель находиться в тесном взаимодействии с учителем-логопедом. Целью такой деятельности является включение детей с тяжёлыми нарушениями речи в образовательное пространство, ориентированное на нормальное развитие. Для успешного освоения адаптированной образовательной программы необходимо создание педагогами условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной (диалогической и монологической) речи, совершенствованию коммуникации детей-логопатов.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи испытывают неуверенность в себе, часто замыкаются и обижаются, не могут общаться со сверстниками или взрослыми в полном объёме. Важно создавать для таких воспитанников ситуации успеха с учетом их индивидуальных особенностей в режимных моментах, играх, на занятиях в группе.
Экспериментальная деятельность – это один из эффективных механизмов, позволяющих реализовать эти вышеперечисленные условия. Детское экспериментирование располагает большим потенциалом формирования и развития речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Познаваемое через эксперимент или собственный опыт лучше воспринимается, запоминается. Происходит процесс активного усвоения учебного материала, стимулируется речемыслительная активность.
В ходе организованного и продуманного педагогом исследования у ребёнка-логопата результат выполнения задания будет гарантировано успешным, что повышает его самооценку, интерес и вовлечённость в образовательный процесс.
В каждом эксперименте раскрывается причина наблюдаемого явления, воспитанники подводятся к суждениям, умозаключениям.
По итогам каждого опыта дети делают выводы, что позволяет им научиться взаимодействовать в группе, излагать свои мысли, пополнить словарный запас, активизировать диалогическую речь.
Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать словами обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Интегрированное занятие в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Это-волшебница вода» в рамках тематической недели «Водоёмы. Животный мир водоёмов» является примером непосредственной образовательной деятельности по развитию речевой активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через использование познавательно-исследовательской деятельности.
Цель: Организовать образовательную деятельность, направленную на расширение и уточнение представлений детей о воде, способствовать активизации речи детей, обогащению словарного запаса, развитию умения наблюдать и делать выводы; пробудить бережное и осознанное отношение к воде.
Оборудование: предметные картинки с сюжетами использования воды, карточки в виде капелек воды с загадками;
Методические приемы: загадки, вопросы, проведение опытов.
Ход занятия
Мотивационный этап
Занятие проводиться в группе. Дети стоят в кругу с педагогом.
Логопед: Ребята, нас пригасила в гости фея-волшебница, а как ее зовут и к какой фее мы попадем, вы узнаете, отгадав загадки.
Ориентировочный этап
Логопед: Вы готовы отправится в гости к фее? Присаживайтесь на стульчики.
Дети по очереди достают из ведерка капельки и отгадывают загадки. Педагог читает загадку, дети отгадывают, опираясь на предложенные логопедом картинки. (кусочек льда, снежинка, туча с капельками дождя)
Эта вода как камень тверда,
Солнце припечет-она потечет (лед)
Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало все кругом бело.
Чем дороги замело? (снег)
Стало в комнате темно,
Стук послышался в окно.
Ты на улицу идешь?
Зонт возьми -там льется (дождь)
Логопед: Какие вы молодцы! Справились, отгадали все загадки. Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами сегодня? С чем связаны наши все отгадки?
Дети: О воде.
Исполнительский этап
Логопед включает компактный настольный фонтан в виде водопада и говорит: «Ребята, послушайте чью же песенку мы слышим? Что она делает?»
Ответы детей.
Логопед добавляет: Плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Так что же такое вода?
Ответы детей.
Логопед задает наводящие вопросы: Она какая? Твердая? Жесткая?
- Ребята, вода-это жидкость. (педагог крепит на доску картинку со стаканом воды).
- Дети, давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».
Педагог начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети продолжают фразу, подбирая определения, противоположные по смыслу.
Логопед: Я скажу вам слово чистая. А вы ответите?
Дети: Грязная.
(холодная-горячая, жидкая-твердая, сладкая-соленая).
Логопед: А хотите узнать тайну о воде?
Ответы детей.
Педагог: Хорошо, нас уже ждет в своей волшебной лаборатории фея-вода. Ребята, лаборатория - это помещение, в котором нельзя шуметь, мешать другим, быть очень аккуратными, уметь слушать и следить за результатами своего опыта. Вы готовы.
Фея: Здравствуйте, ребята! Я фея-вода и очень рада видеть вас в своем королевстве. Хотите быть маленьким волшебниками и творить чудеса? Как вы думаете имеет ли вода цвет?
Ответы детей:
Фея: А вот сейчас давайте мы это проверим. Возьмите камешек и бросьте его в стакан с водой, а другой камешек в стакан с молоком, молоко это тоже жидкость ребята. В каком стакане мы хорошо видим наш камешек? Что мы можем сказать про воду? Какого она цвета? Какого цвета молоко? Молоко белого цвета, а вода прозрачная.
- Ребята, скажите мне, а вода может приобрести цвет?
Ответы детей.
Фея: Давайте проверим. Возьмите кисточку, макните в краску и опустите ее в прозрачную воду. У кого какого цвета стала вода?
- Поменяла цвет вода? Вода осталась прозрачной?
- Значит, вода не имеет цвета, но может его приобрести. (педагог крепит на доску картинку с изображением двух стаканов: стакан с прозрачной водой, стакан с подкрашенной водой).
- Ребята! Как вы думаете, имеет ли вода запах?
- Понюхайте, пахнет ли, чем- то вода?
- Понюхайте теперь сок, у кого какой сок налит в стаканчик,
Ответы детей.
- Вылейте сок в стакан с водой, понюхайте теперь водичку, чем она пахнет?
Ответы детей.
- Так какой вывод мы сделаем с вами, ребята. Вода запаха не имеет, она его может приобрести. (педагог выставляет картинку с соответствующим изображением)
Логопед: Ребята, что мы сегодня узнали с вами о воде?
Педагог показывает картинки-подсказки из лаборатории феи-вода и повторяет вместе с детьми: «Вода-жидкость, она не имеет формы, не имеет цвета, не имеет запаха, но может все это приобрести.»
- Ребята, скажите, а зачем нам нужна вода? А кому еще на земле нужна вода? Разве мы не можем обойтись без нее? Сможем мы жить без воды? Сможем ли мы прожить без воды?
Ответы детей: Нет.
Логопед: Правильно, на земле без воды все живое погибнет.
Слышится голос речки. (запись) ребята, спасите помогите, когда-то я была самой чистой и прозрачной, а теперь в мою воду набросали столько бумаги, банок, коробок, что я задыхаюсь от грязи пожалуйста, помогите мне!
Ребята, как можно оказать помощь речке? Что мы можем сделать?
Дети: Просто взять и очистить ее от бумаги от мусора.
Ребята! Вы настоящие волшебники, вы очистили речку от мусора, спасли ее и послушайте как зажурчала в ней водичка. (звучит пение птиц и журчание воды).
Рефлексивный этап
Логопед: Ребята, а что вам понравилось в занятии, больше всего?
Ответы детей.
Перспективный этап
Фея-вода выносит детям формочки с подкрашенной водой. Педагог предлагает детям взять эти формочки на прогулку и оставить их на улице, в результате вода замерзнет, получатся разноцветные ледяные фигурки, которыми дети украсят построенную родителями снежную горку.
Литература:
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 336 c.
2. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2007. – 368 с.
3. Коноваленко В. В., С. В. Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего возраста с ОНР. — М. Гном и Д., 2001г. – 89 с.
4. Красильников Н.Н. 500 считалок, загадок, скороговорок для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
Конспект во вложении (pdf 185 KB)
Скачать вложение