Этот удивительный песок
Автор: Кызина Елена Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №70», г. РязаньМетодическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы 5-6 лет, имеющих ограниченные возможности здоровья (тяжелые нарушения речи).
Методическая разработка подготовлена в соответствии с ФГОС ДО.
Я работаю в группе компенсирующей направленности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (тяжелые нарушения речи, задержку психического развития. Опыт работы показал, как важно воспитывать познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать. Все это помогает ребенку справляться с трудностями в общении, у него лучше развивается диалогическая речь. В рассказе об увиденном, при подведении итогов формируется умение четко выражать свою мысль, хотя для наших детей этот процесс очень трудный.
Ребенок рождается исследователем. Очень важно поддерживать в нем огонек любознательности, создавать условия, чтобы он делал свои маленькие открытия. Познавательно-исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы дети смогли задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.
Развитие познавательной активности у детей – актуальная тема на сегодняшний день. Для того, чтобы повысить познавательную активность, я провожу целенаправленную работу с использованием экспериментирования. В группе создана развивающая среда, стимулирующая разнообразную деятельность ребенка, оборудован «Уголок экспериментирования», который оснащен природными материалами (песок, глина, камни, перья, семена и т.д.), приборами (лупы, весы, песочные часы, компасы), детскими халатами для работы.
Работа по познавательно-исследовательской деятельности строится по трем направлениям: живая природа, неживая природа, человек.
Основная форма детского экспериментирования - опыты. Они проводятся на занятиях и в совместной деятельности в режимных моментах, для этого разработана картотека опытов и экспериментов.
К этой работе стараемся привлечь и родителей. Что бы повысить компетенцию родителей, проводим консультацию по познавательно- исследовательской деятельности. Они помогали оформить «Уголок экспериментирования», пополнить необходимыми материалами.
Данный конспект занятия рассчитан на детей 5 – 6 лет. В ходе занятий дети получают представления о песке, его свойствах, о применении песка. В процессе выполнения опытов дети учатся делать предположения, умозаключения на основе полученных знаний.
Во время занятий происходит интеграция образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие).
Цель: организовать деятельность детей, направленную на знакомство со свойствами песка, способствовать развитию диалогической речи, пробудить интерес к совместной с воспитателем практической познавательно-исследовательской деятельности
Задачи:
1. Организовать мотивацию детей для изучения свойств песка как полезного ископаемого.
2. Организовать практическую деятельность детей, направленную на изучение свойств песка, формирование умения отвечать полными предложения на поставленный вопрос.
3. Организовать контроль знаний детей и рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности на занятии.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий, иллюстраций, детской энциклопедии на тему: «Песок в природе».
Чтение художественной литературы: Н.В.Кузуб, Э.И.Осипук «В гостях у Песочной Феи», М.Семикова «Куда течет песок».
Наблюдения и игры на прогулках: «Песочные узоры», «Кондитер», «Подземные туннели», «Рисуем палочкой», «Необыкновенные следы», «Песочный круг».
Оборудование:
Раздаточный материал:
песок сухой и мокрый в двух тарелочках на каждого ребенка, подкладные доски, лупы, коктейльные трубочки, формочки, пластиковые ложки, мешочек с песком, белые халаты, салфетки.
Демонстрационный материал: карточки с изображением свойств песка, фотографии с изображением применения песка человеком, аудиозапись шума ветра в пустыне, фотография пустыни.
Часть I. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в лабораторию, где будем исследовать один предмет, а какой, сейчас узнаем.
Воспитатель: Давайте по очереди потрогаем мешочек, попробуйте догадаться, что там лежит. (Ответы детей: сахар, мука, соль, земля, песок).
Чтобы прийти к одному мнению, отгадайте загадку:
Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
Как намочишь ты его,
Так построишь хоть чего. (Песок)
Воспитатель: Что такое песок? (Полезное ископаемое)
Как вы думаете, песок - это живая ли неживая природа?
Почему? (Живая природа дышит, пьёт воду, питается, растёт….)
Часть II. Практическое экспериментирование
Воспитатель: Песок – одно из самых удивительных веществ на планете. Чтобы узнать свойства песка, нам необходимо превратиться в лаборантов и произвести некоторые опыты. А сейчас мы наденем белые халаты и пройдём в лабораторию.
Опыт № 1
Моделируем цвет песка
Перед вами две тарелочки с песком. Одинаковый ли в них песок. (Нет. В тарелочке справа лежит сухой песок, а слева – мокрый)
Как вы догадались? (Сухой песок светло-коричневый, желтый, а мокрый темнее.
Магнитная доска разделена пополам: слева карточка-схема «сухой песок», справа – «мокрый песок». На магнитную выставляют карточки-схемы сухой песок «светло-коричневый, желтый», а мокрый – «темно-коричневый».
Опыт № 2
Моделируем свойство сыпучести
Возьмите горсть сухого песка и попробуйте сыпать песок тонкой струйкой. Что вы заметили? (Песок легко сыпется. Он сыпучий.)
Попробуйте то же самое сделать с мокрым песком. Что вы заметили? Он не сыпется, несыпучий.)
Как вы думаете, почему сухой песок сыпучий, а мокрый несыпучий? ( В мокром песке песчинки слиплись)
Давайте все это проверим на опыте.
После опыта дети выставляют соответствующие карточки-схемы.
Опыт № 3
Моделируем структуру мокрого и сухого песка
Дать детям лупы, предложить рассмотреть сухой песок.
Из чего состоит песок? (частичек, песчинок)
Какие они по форме, размеру? (Все разные: круглые, квадратные...)
Сделаем вывод о структуре сухого и мокрого песка (между песчинками сухого песка находится воздух, поэтому их хорошо видно, а между песчинками мокрого находится вода, все песчинки слиплись и их формы не видны)
Рассмотрим мокрый песок.
Видны ли в мокром песке отдельные песчинки? (Отдельных песчинок не видно, они прилипли друг к другу)
Что же привело к тому, что песчинки слиплись? (Вода)
Правильно, когда наливали воду в сухой песок, из него вышел воздух. И вода заняла место между песчинками.
Опыт № 4
Моделируем схему движения песка
Воспитатель показывает детям фотографию песчаной пустыни, на которой изображены барханы.
- Что изображено но фотографии? (Пустыня)
- Как вы думаете, почему в пустыне появились такие песчаные горки, волны? ( Дети высказывают свои предположения)
- Давайте проведем опыт и узнаем, что происходит.
- Возьмите трубочку и подуйте в тарелочку, где лежит сухой песок. Дети дуют в трубочку, направляя струю воздуха на песок.
Что вы заметили? (Песок движется.)
А теперь проделаем тоже самое с мокрым песком. (Песок не движется)
Песчинки разлетелись в разные стороны, появляются волны, песчаные холмы, песок передвигается). Эти песчаные волны в пустыне называют барханами. Сделаем вывод о движении песка (сухой песок под воздействием ветра движется, а мокрый нет).
Опыт № 5
Моделируем форму песка
Предложить засыпать формочки сухим и мокрым песком и их перевернуть.
Что происходит с фигурами из формочек?
Если песок сухой, песочные фигуры рассыпаются, из мокрого нет.
Мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой нет.
Когда песок высохнет, что произойдёт с вашими фигурами? (Рассыпятся). Почему? (Вода между песчинками испарится)
- Спасибо, мои друзья-ученые, вы хорошо сегодня потрудились и очень многое узнали о песке. Предлагаю вам покинуть нашу лабораторию и немного отдохнуть. (Дети снимают халаты и встают полукругом около воспитателя)
Часть III. Физкультминутка
- Представьте, что вы сейчас в пустыне и вы малюсенькие песчинки. Вот подул сильный ветер (воспитатель включает аудиозапись шума ветра в пустыне) и песчинки закружились, понеслись в разные стороны. Дети изображают движение песка)
Часть IV. Выводы.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующие свойства песка с опорой на карточки-схемы.
- Ребята, давайте с вами вспомним свойства сухого и мокрого песка. Какой по цвету сухой песок? (светлый, желтый) А мокрый песок? (темный, коричневый).
- Почему сухой песок под воздействием ветра движется? (сухой песок сыпучий, между песчинками находится воздух)
- Почему мокрый песок принимает нужную форму? ( Между песчинками находится вода, она склеивает их между собой).
Вот, ребята, какое удивительное вещество мы с вами сегодня исследовали.
А теперь посмотрите на фотографии и ответьте на вопрос, Где использует человек песок? (при строительстве добавляют в цемент, при изготовлении стекла, стеклянной посуды, в песочных часах, тушат пожары, зимой посыпают дорожки)
А где можно увидеть много песка? (в песочнице, на пляже, в море, в пустыне)
Часть V. Итог занятия.
Ребята, вам понравилось наше занятие?
Что нового вы узнали о песке и его свойствах?
Что особенно запомнилось?
Кому вы расскажите, какие мы делали эксперименты?
Какой опыт вы могли бы повторить дома вместе с родителями?
Литература:
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа, дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – 4-е изд. перераб. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – 352 с.
2. Дыбина О.В. ,Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников /Под ред. О.В. Дыбиной. – М.:ТЦ Сфера, 2019. – 192 с.
3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальное деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2018. - 128с.
Скачать вложение