Федорино горе
Автор: Мускатиньева Ольга Викторовна, учитель-логопед МБДОУ "ЦРР-детский сад №96" г. РязаньКонспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
- Обучающая: организовать речевую деятельность детей, направленную на активизацию и расширение словарного запаса детей по теме «Посуда».
- Развивающая: создать условия для развития речевого дыхания, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением, речевой активности.
- Воспитательная: создать условия для воспитания интереса к поддержанию чистоты, трудолюбия, бережного отношения к посуде.
Задачи:
1. Создать условия для доброжелательного взаимодействия детей.
2. Создать условия для мотивации на познавательную деятельность.
3. Организовать практическую деятельность детей посредством дидактиче-ских игр.
Оборудование: презентация к занятию; игрушечная посуда (ножик, вилка, ложка, чайник, кастрюля, чашка, блюдце, тарелка, сахарница); индивидуальные зеркала (по количеству детей); пособие на дыхание («муха на тарелке», по количеству детей). Музыкальное сопровождение Е. Железновой «Кыш муха»; конверты с разрезными картинками (тарелка, чашка с блюдцем, кружка, кастрюля, сковорода, самовар, хлебница, кувшин). Посуда: салатник, масленка, хлебница, сахарница, конфетница, салфетница, перечница, солонка. Интерактивная игра «Поставь посуду на полку».
Предварительная работа: чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде, разучивание пальчиковой гимнастики «Помощники»; беседа по теме:«Какая бывает посуда?» (кухонная, столовая, чайная); просмотр мультфильма.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
(Логопед заходит с детьми в зал).
Логопед:
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Сегодня мы с вами со-вершим путешествие в сказку. А успех путешествия зависит от нашего настроения, потому что в сказочной стране не любят хмурых и сердитых людей. Давайте закроем глазки. Я досчитаю до пяти, и вы откроете глазки и подарите друг другу хорошее настроение, улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением отправимся в сказку.
2. Сообщение темы занятия
(Дети открывают глаза, улыбаются друг другу)
Логопед: (Декорации дома Федоры, на полу разбросана игрушечная посуда)
Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг, давайте каждый из вас поднимет по одному предмету с пола и скажет, что за предмет он поднял.
(Дети подбирают предметы с пола, называют посуду).
Логопед: А как мы можем, одним словом это всё назвать?
Дети: Посуда.
(Слышится плач)
Логопед: Ой, ребята, слышите, кто то плачет, кто же это давайте посмотрим?!
(на экране появляется Федора)
Логопед:
- Здравствуй, Федора, что у тебя случилось?
Федора (на экране):
- Ой, ребята! Ой, беда! Вся посуда разбежалась,
И разбилась, и сломалась,
Вы, друзья, мне помогите,
Мне порядок наведите и посуду всю верните (плачет)
Логопед:
- Ребята, ну что поможем Федоре?
Дети: Да!
Логопед: Конечно, Федора, мы тебе поможем и порядок у тебя наведем и посуду вернем, но сначала мы с ребятами наведём порядок в наших домиках-ртах. Садитесь, ребята за столы и возьмите в руки зеркала.
3. Выполнение артикуляционной гимнастики.
Логопед: Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
Язычок знаком всем детям.
Мы его улыбкой встретим.
Язык в ротике живёт.
Никогда не устаёт.
Очень любит чистоту.
В домике своём – во рту.
Двери шире открывает.
Свежий воздух он впускает.
А теперь наш язычок –
Моет нёбо – потолок.
Моет двери он вторые,
Наши зубы – ротик шире.
Время даром не теряет,
Губы – двери вытирает.
Чистит стены – это щёки.
Взял щетинистые щётки.
Вот теперь он всё убрал.
На лошадке поскакал.
Логопед: Ну что, ребята, теперь приступим к генеральной уборке в доме Федоры?
Дети: Да!
Логопед: Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била, порядок в доме не наводила вот у неё и завелись пауки, тараканы и даже мухи на тарелках сидят. Давайте с вами прогоним мух с тарелок.
Муха прилетела, на посуду села.
Кыш, муха, улетай!
Нечего тебе делать на нашей посуде.
Подуйте на муху, чтобы она улетела (логопед показывает пример выполнения) щёки мы не надуваем.
4. Дыхательное упражнение «Кыш, муха, улетай»(под одноименную песенку Е. Железновой).
Логопед: Молодцы ребята, все мухи у нас разлетелись, тарелки теперь у нас чистые! Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била. Давай склеим разбитую посуду! Но для начала давайте сделаем гимнастику для наших пальчиков, что бы они быстро и ловко собрали все осколочки.
5. Физминутка «Помощники» (речь с движением)
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли.
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварешку
Мы посуду перемыли
Только чашку мы разбили.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы дружно помогали.
(Н.Нищева)
Дети сжимают, разжимают кулачки.
Трут одной ладошкой другую.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Опять трут ладошки.
Загибают пальчики.
Логопед: А теперь ребята достаньте из конвертиков осколки и соберите посуду.
(Дети собирают разрезные картинки посуды).
Расскажите, какую посуду вы собрали и для чего она нужна.
(Дети: я собрал половник, он нужен для того что бы разливать суп по тарел-кам и стаканам и т.д.)
Логопед: Молодцы ребята, вот и посуду мы Федоре всю склеили. А теперь давайте немного с вами отдохнем.
6. Игра - физминутка "Посуда":
Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик»).
Очень важный, как начальник. (Поставили обе руки на пояс).
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс).
Очень крупные, бедняжки. (Покачиваются из стороны в сторону).
Вот фарфоровые блюдца: (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг).
Только стукни — разобьются. (Хлопок в ладоши).
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой).
Голова на тонкой ножке. (Встали на одну ногу).
Вот пластмассовый поднос. (Ноги, руки в стороны).
Он посуду нам принёс. (Поднимают руки перед собой).
7. Игра «Накроем на стол».
Логопед: А теперь подходите ко мне поближе. Посмотрите, какой беспорядок у Федоры на столе! На столе разбросаны продукты, а вы должны догадаться, куда их сложить? (Каждый выполняет действие и называет «Сахар я положу в сахарницу», масло... в масленку, салфетки... в салфетницу и т.д.)
Логопед: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.
На экране появляется Федора.
Федора: Спасибо вам большое, помогли мне вернуть всю посуду, только вот беда на полку поставить посуду не смогу без вашей помощи – друзья!
Логопед: Ну что ребята, давайте поможем Федоре расставить посуду на полку, а для начала вспомним какая бывает посуда.
- Скажите, как называется посуда, из которой пьют чай? (чайная).
- Та, которую ставят на обеденный стол? (столовая).
- Теперь назовите посуду, которую используют на кухне? (кухонная). Молодцы!
8. Гимнастика для глаз.
Логопед: Ребята, давайте выполним гимнастику для глаз, чтобы наши глазки не уставали и лучше видели.
Глазкам нужно отдохнуть. (ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (глубокий вдох, глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (глаза открыты, движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (глаза распахнуты, улыбаемся)
9. «Расставь посуду на полку» игра на интерактивной доске.
Логопед: молодцы ребята со всеми заданиями вы справились, помогли Федоре!
10. Итог занятия. (На экране появляется Федора).
Федора: Вот спасибо вам ребята за то, что помогли мне, навести порядок в доме и вернуть мне мою посуду! Уж не буду, уж не буду я посуду обижать! Буду, буду я посуду, и любить и уважать. А в подарок я вам приготовила сладкий сюрприз! Спасибо вам ребята! До свидания!
Логопед: До свидания, Федора Егоровна! Ребята, а чему вас научила сказка «Федорино горе»?
(Ответы детей)
Презентация к занятию во вложении (pptx, 7MB)
Скачать вложение