Финансовая грамотность дошкольников
Автор: Кудишова Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Подвязьевский детский сад», Рязанская область
В данной статье рассматривается тема обучения финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Стремительное развитие современного мира, актуализирует проблему разработки национальных стратегий повышения финансовой грамотности. В настоящее время, в условиях увеличивающегося использования финансовых услуг и появления сложных и трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения важны как для России, так и для большинства стран мира.
В 2017 году утверждено Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.».[2]
Центральный задачей, согласно указанному документу, становится обеспечение качества начальной финансовой грамотности с дошкольного возраста, а также формирование основ финансово грамотного поведения как единства финансовых знаний, установок, стандартов и навыков, необходимых для принятия успешных финансовых решений во взрослом возрасте и, наконец, для достижения финансового благополучия.
Возрастные особенности дошкольников осложняют решение поставленной задачи.
Ключевые слова: финансовая грамотность дошкольников, экономическое воспитание.
Финансовая грамотность детей как основа экономического образования рассматривается как одна из передовых проблем современного образования. Современный социальный дискурс требует воспитывать ребенка как субъекта экономической социализации и образования. В обществе четко прослеживается тенденция к изменению экономических приоритетов: финансовые выгоды становятся существенно важными для человека, иногда в ущерб моральным ценностям [1].
Финансовая грамотность и экономическое образование детей – это довольно новое направление в развитии детей. В контексте основной образовательной программы решаются отдельные задачи экономического образования. Соответственно, взаимодействие с родителями в этом вопросе также не отражено в методической литературе, что послужит возможностью для инновационной деятельности в этом направлении.
Что же такое экономическое воспитание и чем отличается от финансовой грамотности. Экономическое воспитание детей следует понимать как организованную педагогическую деятельность, которая направлена на формирование экономического отношения к материальным и духовным ценностям, развитие элементарных экономических идей, знаний, понятий, способствующих развитию нравственных и экономических качеств личности.[2]
Л.Н. Галкина считает, что основными задачами экономического воспитания детей являются развитие экономических навыков и рациональной организации труда, воспитание нравственных и экономических качеств личности, развитие разумных экономических потребностей [3].
Финансовая грамотность – это результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, навыков и моделей поведения, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном счете, для достижения финансового благополучия.[2]
В МБДОУ «Подвязьевский детский сад» разработано тематическое планирование для детей 6-7 лет по формированию финансовой грамотности. Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе режимных моментов, культурных практик, в ходе непрерывной образовательной деятельности (далее НОД). Продолжительность НОД составляет 25-30 минут. Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.
Знания по финансовой грамотности даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д. Я, как воспитатель, столкнулась с тем, что современные дети с раннего детства, так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести – также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике появилось отдельное направление - экономическое воспитание, позволяющее создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.
Работа по формированию финансовой грамотности строится на основе принципа «от простого к сложному», и ставит перед собой задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, необходимо выбирать интересные формы занятий. В первую очередь, это подразумевает включение в их структуру игрового компонента. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам), викторины, соревнования.Игра - наиболее приемлемый метод обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а воспитательего незаметно направляет.
Предметно-пространственная развивающая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:
- информационную (произведения художественной литературы экономического содержания);
- занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);
- деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.).
Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.
Процесс развития финансовой грамотности и экономического образования детей неразрывно связан с нравственным и трудовым воспитанием и является важной составляющей воспитательной работы. При анализе научно-педагогических исследований, связанных с экономическим воспитанием детей, следует обратить внимание на то, что семья играет большую роль в экономическом воспитании детей, ребенок получает социальный опыт при столкновении с понятиями «деньги», «дорого», «дешево», «зарплата», «семейный бюджет».
Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам. Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Основные направления и формы работы с родителями:
1. Информационные методы: для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения;
2. Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительская почта. Всё это позволяет воспитателю получить необходимую информацию для размышления.
3. Проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, конкурсов, праздников, театрализованных постановок, выставок, экскурсий.
4. Проведение маршрутов выходного дня: банк, торговый центр, музей… Через прохождение «образовательных маршрутов» наиболее эффективно приобретаются и усваиваются новые финансовые знания и умения.
5. Проведение встречи с интересными людьми: финансисты, представители страховой компании, бизнесмены…
6. Конкурсы на составление рекламы фирменного блюда или изделия, на использование бросового материала «Вторая жизнь вещей».
7. Детско-родительские проекты: «Магазин моей мечты», «Как мы экономили бюджет», «Как мы копили деньги». [4]
Перечислим несколько способов, которыми родители могут начать прививать привычки финансовой грамотности:
1. Различайте желания и потребности.
Научите детей понимать разницу между тем, что им «нужно», по сравнению с тем, что они «хотят», поскольку это поможет им сделать оценочные суждения о своих расходах в будущем. Знание того, когда не тратить деньги, является важным аспектом управления своими финансами.
2. Дайте им возможность зарабатывать и тратить.
Дайте детям возможность по дому закончить работу по дому и «заработать» карманные деньги, а также создайте для них возможности потратить свое с трудом заработанное пособие. Позволяя детям зарабатывать деньги, они получают возможность научиться их использовать. Когда вы предлагаете карманные деньги в обмен на домашние дела, они также узнают ценность своей тяжелой работы.
3. Постепенно вводить темы финансовой грамотности.
Одна ошибка, которую часто совершают родители, - это попытка научить своих детей всему, что нужно знать о финансах, за один раз. Финансовое образование обширно и охватывает множество различных тем; поэтому важно медленно знакомить детей с этими темами, чтобы они полностью понимали каждую из них, прежде чем двигаться дальше. Введение всех концепций в один урок может ошеломить детей, и часто они не будут помнить многое из того, что обсуждалось.
4. Продемонстрируйте важность сбережений.
Продемонстрируйте важность экономии для детей, заставляя их копить часть своих сбережений каждый месяц, чтобы купить то, что они хотят. Научите их ценности бережливости и опасности импульсивных расходов, а также укрепите тот факт, что любой долг - плохая идея. Это поможет им понять последствия использования кредитных карт и легких денег.
5. Научите их отслеживать свои расходы.
Подчеркните важность отслеживания своих расходов, и если дети будут вести ежемесячный отчет о том, где они тратят свои деньги, сведение их в таблицу в конце месяца, несомненно, станет для них открытием. Важнейшая часть того, чтобы лучше экономить, включает в себя знание того, куда идут ваши деньги.
В дополнение к этим нескольким приемам родители должны стараться быть открытыми в отношении своих финансовых решений и должны поднимать их во время обычных дискуссий со своими детьми.
Существует ряд проблем, затрудняющих реализацию элементов финансовой грамотности в ДОО. Знание этих проблем дает импульс, в котором следует действовать для их устранения. Перечислим направления работы, способствующие снятию обозначенных затруднений:
- активнее использовать уже имеющиеся и разрабатывать новые парциальные программы по освоению финансовой грамотности в ДОО с учетом требований времени; интегрировать элементы основ финансовой грамотности в существующие образовательные области ФГОС ДО;
- разработать методические рекомендации для педагогических работников по использованию социо-игровых технологий проведения занятий;
- обеспечить для педагогов соответствующее обучение (система повышения квалификации) для последующего проведения занятий по основам финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях; организовать непрерывную профессиональную поддержку педагогов посредством дистанционного образования, обучения и создания онлайнбиблиотек методических материалов и наглядных пособий по финансовой грамотности и экономическому воспитанию;
- стимулировать родителей к обсуждению с детьми вопросов, связанных с финансовой грамотностью и экономическими знаниями, консультировать их в рамках данного направления;
- развивать социальное партнерство ДОО с образовательными, финансовыми организациями, государственными и некоммерческими организациями, профессиональными сообществами и ассоциациями в целях обеспечения процесса освоения финансовой грамотности практико-ориентированными занятиями.
Таким образом, при проектировании и реализации образовательных программ и проведении различных мероприятий, включающих финансовое образование и просвещение, целесообразен комплексный подход по схеме «дети – родители – педагоги».
Список литературы:
1. Бичева И. Б., Николаева Л. Ю., Степаненкова А. В. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. // Проблемы современного педагогического образования. –2019. – №64-4, С. 24-27.
2. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ (Дата обращения: 23.08.2022)
3. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.
4. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 26 с.
Скачать вложение