Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста в поисково–исследовательской деятельности
Автор: Кельцына Ольга Викторовна, заместитель заведующего по АХР, МБДОУ "Детский сад №121", г. РязаньАктуальность и важность данной темы мы можем отметить, исходя из требований современного законодательства. А именно из требований Федеральной образовательной программы (ФОП), которая вступила в силу 1 сентября 2023 года. [11]
Открыв содержательный раздел, мы увидим задачи и содержание образования по возрастам. Проведя анализ, можно сказать, что окружающий мир и природу ребенок начинает постигать уже с 1 года. Количество задач в данной области с каждым годом только увеличивается. А рассмотрев возраст пяти лет, мы делаем вывод о том, что именно с этого возраста ребенку доступно включение в поисково–исследовательскую деятельность.
Проблемой формирования экологических знаний у дошкольника занимались многие отечественные и зарубежные ученые, например, такие, как Александр Александрович Вахрушев, Наталья Александровна Рыжова, Светлана Николаевна Николаева, Николай Николаевич Поддъякова и другие. [2]
Ян Амос Каменский считал природу лучшим источником знаний для детей дошкольного возраста, так как именно природа была доступным средством для развития не только познавательной области, но и воспитания чувства прекрасного и положительного отношения к живому вокруг. [3]
Главной единицей экологического воспитания являются экологические знания. Ребенок должен понять для себя, что он является частью природы, что его жизнь и здоровье зависят от состояния природы. Также у него должен сформироваться ряд ценностей. Стоит прививать ребенку понимание того, что полезные ископаемые природы не бесконечны, и их стоит расходовать разумно. [10] Развитие эмоций и чувств ребенка неразрывно связаны с экологическими знаниями. Ребенку необходимо привить сочувствие и заботу о природе (растения и животные живые – поэтому им так же требуется уход, питание и т.д.), умение видеть прекрасное вокруг (как красивы бабочки летним днем, или насколько блестящий и переливающийся снег можно заметить морозным утром). [5]
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка).
Одним из первых и актуальным по содержанию программ экологического воспитания остается «Юный эколог», автором которого является Светлана Николаева. Данная программа удобна тем, что в ней по разделам прописаны все знания, которые необходимо привить ребенку за период дошкольного детства, так идет именно в этот период происходит разбор предметно–развивающей среды. [4]
Николай Николаевич Поддъяков, занимавшийся изучением формирования экологических знаний детей дошкольного возраста, выделил ряд методов, способствующие этому: практические, к ним относят наблюдение, экспериментирование, игровая деятельность с природным материалом, труд в природе; и опосредованные – такие, как словесные, игры с дидактическим материалом, рассматривание картин. [8]
Существует достаточно большое количество методов и средств формирования экологических знаний, но хотелось бы отметить самые эффективные. Самым простым из них является наблюдение. Когда человек выходит на прогулку, у него происходит совместное наблюдение за живой и неживой природой. Углубляясь в поисково–исследовательскую деятельность, хотелось бы отметить необходимость наличия в группах дошкольного образовательного учреждения уголков природы. При оформлении уголка природы мы обязательно опираемся на требования СанПиНа. [9] Также одним из важных средств является огород на окне. Он достаточно интересен и позволяет ребенку притронуться к природе.
Все вышеописанные средства и методы активно используются, но, к сожалению, через них ребенку дают готовые знания, которые не только не запомнятся на долгое время, но и зачастую не интересны для ребенка. Более значимым для ребенка дошкольника будет та информация, которую он добыл самостоятельно, проводя собственные исследования, но, конечно, мы учитываем тот факт, что на первых этапах включения в экспериментальную деятельность все действия совершаются по показу педагога. В подтверждение данных слов можно так же обратиться к ФОП, в целевом разделе которого прописаны задачи: «обеспечение….. инициативности, самостоятельности ребенка». [6]
Хотелось бы более подробно рассмотреть поисково–исследовательскую деятельность как средство формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста. Экспериментирование можно начинать с 5 лет. [1] Самостоятельная поисково–исследовательская деятельность строится по следующей структуре: изначально ребенок выдвигает проблему, которая требует решения; далее предполагает, как это сделать, опираясь на исходные данные; проводит проверку своей гипотезы в виде экспериментирования (опыта); и делает общий вывод – была ли его гипотеза верна и насколько. В этот момент педагог следит за детьми и стимулирует его любознательность и интерес, а также демонстрирует возможный способ действия. [7]
Обращаясь к целевому разделу Федеральной Образовательной программы, можно увидеть цель программы, которая звучит следующим образом: «Всестороннее развитие и воспитание ребенка на основе духовно нравственных ценностей народов Российской федерации, исторической и национально–культурных традиции». [11] Встает вопрос о том, как нам построить исследовательскую деятельность, чтобы реализовать упомянутую цель, то есть затронуть региональный компонент с учетом патриотического воспитания и сохранить процесс самостоятельного собирания знаний детьми дошкольного возраста.
На самом деле, это возможно. Достаточно на мотивационном этапе связать проблему с региональным компонентом, не забывая учитывать возрастные особенности детей. Хотелось бы привести пример из опыта. Детям старшей группы в качестве сюрпризного момента предлагается мешочек с веществом, но изначально мешочек не открывается. Дети делают предположения, прощупывая мешочки, что же в них находится – сахар или соль (в этот момент уже начинается поисково–исследовательская деятельность). Далее дети уже могут осмотреть это вещество через лупу и остановиться на том, что в мешочке была соль, так как по сравнению с сахаром представленные кристаллы довольно крупные. Далее можно рассказать непосредственно о соли, о том, что это полезное ископаемое нашего региона, чем оно полезно, где применяется и т.д. Затем ребенок может продолжить его изучать (но только после заранее проговоренной техники безопасности, которая в том числе включает в себя запрет пробовать представленное вещество). Тем самым мы реализуем и цель, и задачи Федеральной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из выше сказанного, следует сделать следующий вывод. Несомненно, у детей дошкольного возраста необходимо формировать экологические знания. Проведя анализ научной литературы, а также нормативно–правовых актов, включая требования современного дошкольного образования, можно отметить, что лучшим средством формирования экологических знаний является поисково–исследовательская деятельность.
Список используемой литературы и иных источников информации
1. Белканова Л.В, Королева Л. Познавательно–исследовательская деятельность в ДОУ/ Л.В.Белканова, Л. Королева – Детство–Пресс, – 2020 г. – 64 с.
2. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир: Часть 2. Пособие для дошкольников 5–6 лет/ А.А. Вахрушев – Изд. Баласс, – 2014 г. – 80 с.
3. Коменский Ян Амос: Учитель учителей «Материнская школа», «Великая дидактика»/ Я. А. Каменский. – М.: Карапуз, 2009, 288 с.
4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста/ С. Н. Николаева – М., 1998. – 80 с.
5. Нищева Н.В. «Организация опытно экспериментальной работы в ДОУ» – Детство – Пресс, 2021г. – 240с.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства Просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных государственных стандартов общего образования и образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» – Текст: Электронный// Консультант плюс. Версия Проф. – Москва: 2022.
7. Рыжова Л.В. «Методика детского эксперементирования» – Детство – Пресс, 2021г. – 208с.
8. Савенков А.И. Путь к одаренности. Психология исследовательского поведения дошкольника. – СПб., 2004. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1990.
9. Санитарно–эпидемиологические правила и нормативы 2.4.1.3049–13: Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 29.05.2013 года/ Министерство юстиции Российской Федерации – Текст: Электронный// Консультант плюс. Версия Проф.– Москва: с изменениями на 27 октября 2020 года.
10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Эксперементальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста – Детство – Пресс, 2021г.– 128с.
11. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования: утверждена приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1022/ Министерство просвещения Российской Федерации. – Текст: Электронный// Консультант плюс. Версия Проф.– Москва: 2022.
Полный вариант статьи во вложении
Скачать вложение