РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Формирование финансовых представлений у детей дошкольного возраста

Автор: Анурова Татьяна Александровна, Кубанова Елена Игоревна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 37», г. Рязань

Аннотация. В настоящее время в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным. Одним из вариантов решения этой проблемы является формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. В статье раскрываются методы и приемы формирования финансовых представлений у детей дошкольного возраста. Процесс формирования финансовых знаний и представлений раскрывается как важное направление экономического образования дошкольников.

Ключевые слова: финансовые представления, дети дошкольного возраста, игра.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования одной из задач выделяет «формирование элементов финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов» [4].

Важно осознать, что финансовая грамотность – это не только умение считать деньги и управлять своими финансами. Это также понимание экономических процессов, правильного распределения ресурсов, умение принимать финансовые решения и оценивать их последствия. Дети, овладевшие финансовыми навыками, получают преимущество в будущем и могут успешно адаптироваться к переменам в экономической среде.

Одним из вариантов решения этой проблемы является проведение занятий по финансовой грамотности в рамках образовательной области «познавательное развитие». Такие занятия помогут детям лучше понять, что такое деньги, как они зарабатываются, сохраняются и используются. Занятия по финансовой грамотности могут быть интерактивными и игровыми, чтобы привлечь внимание детей и сделать обучение эффективным.

В ходе формирования финансовых представлений педагогу рекомендуется использовать следующие виды деятельности:

- организацию разных видов игр (сюжетных, дидактических, развивающих, игр-соревнований, квестов, командных, аукционов, др.): «Семейный бюджет», «Бизнесмен», «Доходы из отходов», «Супермаркет», «Салон красоты», «Кондитерская фабрика», «Мамино кафе», «Доходы», «На пути к финансовой грамотности»;

- включение разнообразных моделей, символов, ребусов, кроссвордов, обозначающих различные финансовые и экономические понятия, креативных заданий, др.;

- решение экономических и финансовых задач, проблемных ситуаций (например, «Давайте помечтаем, если бы у меня было много денег...», «Как я помогаю маме», «Кого можно назвать богатым человеком?», «На что бы я потратил деньги?», др.);

- анализ поступков героев литературных произведений, сказок, (например, И. Шведова «Экономическая азбука для детей и взрослых», К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены», др.);

- просмотр мультфильмов и их последующее обсуждение («Винни-Пух и все-все-все», «Лето в Простоквашино», «Дядюшка Скрудж», «Утиные истории», др.);

- проведение ролевых игр, где дети могут играть роли банкира, инвестора, потребителя и т.д., чтобы они лучше поняли роль финансов в реальной жизни;

- организация игровых экономических ярмарок или бирж, где дети могут торговать с помощью условных единиц различными товарами и услугами, чтобы понять, как работает рынок;

- создание «банка» или «кооператива», где дети могут понять основы финансового управления и взаимодействия с другими людьми;

- проведение игр по созданию бюджета, инвестированию, управлению, чтобы дети получили практические навыки финансового планирования;

- использование онлайн-платформ и приложений, которые помогут детям изучать финансовые понятия и вести учет своих финансов;

- проведение экскурсий в банки, предприятия и другие организации, где дети смогут увидеть, как работают различные финансовые учреждения и предприятия;

- обращение к устному народному творчеству («Хорошо дешево не бывает», «Копейка рубль бережет», «Маленькая добыча лучше большого наклада», «Не деньги богатство, а бережливость и разум» бережливость, др.) и др.

Особое значение в современных условиях приобретают информационно-коммуникационные технологии, расширяющие возможности ребенка в освоении финансовых представлений. Поэтому в процессе работы особое внимание следует уделить:

- интерактивным играм: «Бюджет семьи», «Деньги в кошельке», «Что можно купить за деньги», «Кто больше заработает», «Куда потратить деньги?», «Дорогой или дешевый товар: что лучше», «Размен монет», «Семейный доход», «Путешествие по городу профессий», «Участь работать и зарабатывать», «Товарный склад», «Сказка про деньги»;

- занятиям с использованием информационно-коммуникационных технологий: «Путешествие в страну финансовой грамотности», «Расходы или как потратить деньги с пользой»; компьютерных презентаций «Семейный бюджет», «Крупные компании нашей страны», «Как работает сбербанк», «Что такое бизнес», др.

Занятия рекомендуется проводить в различных формах: в форме квест-игр, сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, игр помощи сказочному персонажу в решении финансовых проблем, в форме мини-экскурсий, виртуальных экскурсий, викторин и др.

Процесс формирования финансовых знаний и представлений как важное направление экономического образования дошкольников, представляет собой единую воспитательно-образовательную систему, обеспечивающую экономическую социализацию детей. Социализация ребенка в области экономики осуществляется в процессе освоения экономической реальности, индивидуального этического наполнения экономических категорий, организации экономического пространства жизнедеятельности.

Важно также привлекать родителей к процессу обучения финансовой грамотности. Дети часто учатся на примере своих близких, поэтому если родители сами обладают определенными навыками, они смогут передать их своим детям. Кроме того, родители могут совместно с детьми создать своеобразную домашнюю экономику, где дети будут учиться планировать расходы, управлять своими сбережениями и принимать финансовые решения.

Проблема отсутствия финансовой грамотности в детских садах должна быть решена при помощи совместных усилий образовательных организаций, правительства и общества в целом. Предоставление детям возможности освоить финансовые навыки уже на ранних этапах их развития сделает их гораздо более готовыми к будущим финансовым вызовам. Таким образом, инвестиции в финансовую грамотность детей сегодня принесут выгоды обществу в целом в будущем.

Список литературы:

1. О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства Просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных государственных стандартов общего образования и образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08 ноября 2022 № 955 – Текст: Электронный// Консультант плюс. Версия Проф. – Москва: 2022.

2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: утверждена приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028/ Министерство просвещения Российской Федерации. – Текст: Электронный// Консультант плюс. Версия Проф.– Москва: 2022.

3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с.



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru