Говорушки
Автор: Батина Татьяна Евгеньевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №48», г. РязаньПрограмма по логопедической ритмике для детей 3-4 лет
Пояснительная записка
Новизна. Данная Программа имеет общеразвивающую направленность и предполагает такую работу педагога с детьми, в процессе которой будут использованы разнообразные виды деятельности детей дошкольного возраста. Это и ритмические, счетные, вокальные, психогимнастические упражнения, упражнения на активизацию памяти и внимания, развитие мышечного тонуса, двигательные игры и упражнения (в том числе различные виды ходьбы и бега) на координацию движений, речи и музыки, речевые упражнения без музыкального сопровождения, упражнения на развитие фонематического восприятия, развития чувства темпа, чтение стихов под ритм или музыку, слушание музыки, ударный оркестр.
Работа по Программе «Говорушки» направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение им двигательными навыками, на развитие способности ориентироваться в окружающем мире, понимать смысл предлагаемых заданий, на творческое проявление себя.
Логоритмические занятия дополнительной Программы «Говорушки» – это одна из эффективных коллективных форм работы с детьми по профилактике и исправлению нарушений всех компонентов речи: фонематического восприятия, грамматического строя языка, звукопроизношения, словарного запаса, связной речи; фонематического и фонетического слуха, речевой функциональной системы (артикуляционного, голосообразовательного, дыхательного отделов), двигательной сферы, в которой происходят внешние проявления активности ребенка в его взаимодействии с окружающей средой, выступающие в виде моторных реакций, психомоторных действий, психомоторной деятельности и двигательного поведения в целом, включая моторный облик, артикуляционной моторики, познавательных процессов (памяти, внимания; ощущение восприятия и представления; мышления, воображения, речи), творческих способностей детей.
Актуальность. Возросший интерес родителей (законных представителей) к раннему развитию своего ребенка делает возможным организовать дополнительный кружок по логопедической ритмике и наиболее полно удовлетворить образовательные потребности семьи.
Педагогическая целесообразность Программы – поиск новых игровых форм, развитие музыкальных, речевых и двигательных способностей дошкольников 3-4 лет средствами игровой логоритмики.
Цель Программы: всестороннее развитие ребенка через движение, пение, речь, в том числе развитие двигательной, сенсорной сферы.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- обучать детей музыкально-ритмическим движениям;
2. Развивающие:
- развивать пространственные и временные ориентировки;
- развивать речевые, музыкальные, двигательные навыки дошкольников;
- развивать психические процессы, творческое воображение.
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку и художественное слово.
Особенности Программы
Программа «Говорушки»:
1) учитывает возрастные и индивидуальные способности детей в возрасте 3-4 лет;
2) ориентирована на развитие двигательного, речевого, ритмического опыта детей;
3) осуществлена интеграция всех образовательных областей: познавательной, физической, художественно-эстетической, речевой и области социализации.
Срок реализации: 1 год.
Данная программа составлена для детей 3-4 лет.
Форма обучения – групповые занятия. Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителями.
Программа разработана на основе методических разработок М. Ю. Картушиной, Н. В. Нищевой, О. А. Новиковской, Е. А. Судаковой в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 №16 (СП 3.1/2.4.3598-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Методы работы:
Наглядные:
-наглядно-слуховой- выразительное исполнение музыки, движений педагогом, вопросы, краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств движения, утрированный показ движений, индивидуальная мотивировка задания; оценка ответа или исправление, художественное слово.
-наглядно-зрительный, двигательный- показ игр, плясок, артикуляции звука в образной форме, отдельных элементов.
Словесные - образный рассказ педагога о новой игре, напоминания о приемах исполнения, объяснение, углубление восприятия движений, пояснения в ходе выполнения упражнений, напоминания об их приемах, четкие короткие указания, разъяснения, творческое предложение педагога детям о создании своей музыкально-ритмической импровизации (просьба, загадки, похвала), сочетание групповых и подгрупповых ответов детей.
Практические - совместные или индивидуальные повторения музыкально-ритмических движений, игр с пением, речевых игр, танцев, исполнение танца, плясок с пением, показ педагогом исполнительских приемов в танце, движении (приемы постановки корпуса, правильного положения рук и ног, спины, головы), привлечение детей к активным действиям, упражнения, в которых многократно повторяется и варьируется знакомый материал.
Периодичность проведения занятий составляет два раза в неделю.
Продолжительность занятий у детей 3-4 лет составляет – 15 минут.
Принципы построения занятия по логопедической ритмике:
1. Тесная связь движений с музыкой. Именно музыка служит организующим началом и используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и координации речи и движения.
2. Обязательное включение в упражнения речевого материала.
3. На занятиях отрабатываются ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
4. Последовательность разучивания репертуара с учетом сложности упражнения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
5. Внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента и физиологических особенностей.
6. Разучивание проходит в атмосфере радости и интереса со стороны детей.
7. На каждом занятии ставятся новые задачи для поддержания интереса у детей.
8. Обучение движениям с музыкой носит игровой характер.
9. В работе используются разнообразные предметы, игрушки, маски, костюмы и многое другое.
10. Неоднократное повторение выученных упражнений, что способствует желанию детей использовать эти упражнения в самостоятельной деятельности.
Построение занятия. Структура занятия обеспечивает необходимую преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материала, программных навыков, умений. Структура занятия обусловлена младшим возрастом занимающихся, видом речевой патологии, этапом логопедической работы и варьируется в зависимости от указанного.
Примерная структура логоритмического занятия:
1. Организационный момент.
2. Ритмическая разминка.
3. Музыкально-ритмические упражнения, развивающие разные виды внимания, чувство ритма и темпа, координацию речи с движением; регулирующие мышечный тонус.
4. Слушание музыки. Пение.
5. Упражнения, направленные на развитие пальцевой моторики.
6. Упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания.
7. Упражнения, направленные на развитие движений органов артикуляции и на развитие мимических движений.
8. Музыкальная подвижная игра.
9. Релаксационная пауза.
10. Подведение итогов.
11. Заключительное упражнение.
Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы.
Метод диагностики. В процессе работы над Программой «Говорушки» мы взяли за основу авторской методикой диагностики Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахи и на ее основе разработали авторскую методику. Мониторинг достижения ребенком ожидаемых результатов освоения Программы проводится один раз в год (в конце учебного года).
Критерии диагностирования:
- двигательная деятельность;
- речь;
- сенсорная сфера.
Ожидаемые результаты для детей 3-4 лет: При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, умению выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.
Оценка уровня развития (для детей 3-4 лет) на конец учебного года:
I. Высокий уровень (45-66 баллов).
II. Средний уровень (23-44 баллов).
III. Низкий уровень (0-22 баллов).
Критерии оценки:
1. Слуховое внимание (кол-во баллов за оба задания 2-6).
1. Замечает звучание игрушек (бубен, погремушка, дудочка, гармоника).
3 балла-замечает звучание игрушек
2 балла-сомневается в том, что игрушка звучала
1 балл-ничего не замечает
1. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева.
3 балла-определил все направления источника звука
2 балла-определил с подсказкой или неточно направления источника звука
1 балл-ничего не определил
2. Восприятие и воспроизведение ритма (кол-во баллов за семь заданий 7-21).
1. Прохлопывание ритмического рисунка по показу педагога (3 варианта). Педагог отстукивает ритм, ребенок повторяет его хлопками, без слов (1-3 балла).
2. Прохлопывание ритмослогов (например, тук-тук-туки-тук). Педагог отстукивает ритм с проговариванием слогов, ребенок повторяет (1-3 балла).
3. Проговаривание и прохлопывание знакомых потешек или текста (1-3 балла).
4. Выявление скоординированности движений (рук и ног) в заданном ритме. Педагог предлагает ребенку ритм со словами, а ребенок отхлопывает и отстукивает его последовательно то руками, то ногами, предварительно договорившись с ребенком, что действие «хлопки руками» будет называться «хлоп», действие «отстукивание ногами»-«топ». Например, хлопки руками - «Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (четвертями)», затем тот же ритм со словом «Топ-топ-топ-топ» ребенок должен протопать поочередно ногами (1-3 балла).
5. Прохлопывание ритма по карточкам (3 варианта). Педагог предлагает ребенку ритмические карточки, ребенок прохлопывает ритм с названием длительности звуков «та» и «ти» (1-3 балла).
6.Ритмическая игра. Например, «Играет кот на скрипке» [4, 58]. Ребенок должен передать ритм в сочетании со словом и движением (1-3 балла).
7. Упражнение на артикуляцию. Предложить ребенку протяжно исполнить гласный звук на одной высоте, пиком, волной, показав направление движения звука рукой (либо на схеме) (1-3 балла).
3 балла-точно выполняет задание
2 балла-выполняет задание, но бывают неточности
1 балл-не выполняет задание
3. Ориентирование в пространстве (кол-во баллов за оба задания 2-6).
1. Рукой показать глаз, правое ухо и т.д.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
3 балла-выполняет задание без ошибок
2 балла-выполняет задание с некоторыми неточностями
1 балл-не выполняет задание
4. Состояние общей моторики (кол-во баллов за пять заданий 5-15).
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 3-балльной шкале:
- силу движений,
- точность движений,
- темп движений,
- координацию движений,
- переключение от одного движения к другому.
3 балла-движения ребенка уверенные, точные, темп соответствует музыке, скоординированы, умеет переключаться с одного движения на другое
2 балла-ребенок двигается с недостаточной силой, не совсем точно, в движениях теряется темп, не совсем точная координация рук и ног, замедляется переключение от одного движения к другому
1 балл-ребенок не выполняет соответствующие задания либо выполняет их вяло, с затруднениями, остановками, нет координации, не переключается от одного движения к другому.
5. Состояние мелкой моторики (кол-во баллов за четыре задания 6-18).
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Семья».
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим».
4. Переключение от одного движения к другому.
1. «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1).
2. Игра «Колечки» (правой, затем левой рукой). Соединение подушечками пальцев воображаемых колечек.
3. Чередование движений: выполнять «колечки» поочередно от мизинцев до больших пальцев и обратно.
3 балла-ребенок точно выполняет все предложенные задания без затруднений
2 балла-ребенок выполняет задания с некоторыми исправлениями, не всегда может выполнить все задания
1 балл-не выполняет задание или сильно затрудняется
Результаты заносятся в таблицу: «Уровни развития детей 3-4 лет»
Полный текст программы во вложении (pdf 289Kb)
Скачать вложение