РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Идем на День Рождения к Мишке

Автор: Кулешова Светлана Николаевна, Панарина Нина Ивановна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 37», г. Рязань

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию детей 4-5 лет.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е.И. Тихеевой, А.И. Сорокиной и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.
В советской же педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы, её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А, Венгер, А.Л. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О, Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой , одной из основных задач которой-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видах деятельности: игре; формирование активного и бережного отношения к окружающему миру
В своей работе на занятиях, в совместной деятельности я использую всё многообразие средств экологического воспитания, в том числе дидактические игры. Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми я работаю, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности – всё это привлекает мое внимание в данном типе игр. Научно – методической основой для работы являются: пособие «Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко, пособие А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр и упражнений по ознакомлению с окружающим миром».
Одним из видов дидактических игр являются словесные игры. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий.
Также с введением Федеральных государственных образовательных стандартов к ООП ДО, особое внимание уделяется принципу интеграции образовательных областей при построении занятия. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. При этом на занятии решается сразу несколько задач, а дети осваивают параллельно сразу несколько разделов программы.
Цель:
- организовать познавательную деятельность детей 4-5 лет, направленную на закрепление знаний детей о диких животных средней полосы России (лисе, зайце, медведе, белке, ёже).
Задачи:
Создать условия для:
- практических самостоятельных действий детей по отработке умений в назывании: внешнего вида животных, питания, жилищ.
- развития словаря по теме, обогащения новыми определениями;
- развития мелкой моторики в процессе продуктивной деятельности;
- для взаимодействия в детском коллективе;
- контроля результатов самостоятельных действий детей.
  Предварительная работа:
- чтение рассказов, сказок о диких животных «Лисичка сестричка и волк» (обр. М. Булатова), «Зимовье», «Волк и лиса» (обр. И. Соколова – Микитова), «Заяц и ёж» (из сказок братьев Гримм), «Заяц – хвастун» (обр. О. Капицы),
- театрализация сказок «Рукавичка», «Теремок», «Заюшкина избушка»
- отгадывание загадок,
- рассматривание иллюстраций,
- раскрашивание раскрасок,
просмотр мультфильмов про животных:
«Живая игрушка» » Киностудия «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»1982г.,
«Крашеный лис» Киностудия «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»1953г.,
«Дядя Миша» » Киностудия «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»1970г.,
«Лесная история» Киностудия «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»1956г.,
«Лиса и медведь» Киностудия «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»1975г.,
«Волк и семеро козлят» Киностудия «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»1957г.,
- беседы и обсуждения.
Материал:
Демонстрационный: письмо, картинки диких животных и их жилищ, разрезные картинки, муляжи для игры «Кто чем питается?», поднос.
Раздаточный: пластилин, доски, салфетки.
  Словарная работа:
-закрепить в активном словаре детей названия животных (проговариваем хором), названия их жилищ, ввести в словарь новые определения: косолапый, неуклюжий, длинноухий, резвая (проговариваем хором и индивидуально).
Ход деятельности
1. Мотивационный этап
Воспитатель: 
- Ребята, посмотрите какое письмо, я нашла сегодня утром. Хотите узнать, что в нем написано? «Дорогие дети! Приглашаю вас на день рождения. Жду у себя дома, в лесу. Ваш друг».
Воспитатель: 
- Скажите, как вы думаете, кто бы это мог быть? Что мы знаем о нем? Только то, что он живет в лесу? (Ответы детей)
2. Ориентировочный этап
Воспитатель:
- Нам надо вспомнить животных, которые живут в лесу. Посмотрите на доску:(на доске весят картинки зверей (заяц, медведь, лиса, еж, белка, лошадь, свинья, собака)
Обращаю внимание детей на картинки. Проговариваем хором названия зверей.
Воспитатель: 
- Ребята, все ли звери, изображенные на картинках, живут в лесу?
2.1. Проводится дидактическая игра «Кто лишний?»
- Воспитатель: а как называются звери, которые живут в лесу одним словом?
Дети: 
-Дикие.
2.2 Что мы знаем об этих животных? Дидактическая словесная игра «Зверь какой?»
Дети называют знакомые определения, воспитатель добавляет (хором и по раздельности просит повторить новые для детей слова):
Медведь (какой?) - большой, неловкий, сильный, неуклюжий, косолапый.
Заяц (какой?) - серый, маленький, быстрый, трусливый, длинноухий.
Белка (какая?)- любопытная, быстрая, запасливая, шустрая.
Ёж (какой?) - колючий, маленький, тихий.
Лиса (какая?) - рыжая, пушистая, умная, резвая.
- Воспитатель:
- Давайте теперь отправимся в лес и найдем неизвестного друга?
3. Исполнительский этап
- Если мы идем в лес, тогда нужно решить, что возьмем с собой в лес, кого и чем мы сможем угостить?
3.1 Дидактическая словесная игра «Кто чем питается?»
(На столе лежат муляжи: орехи, фрукты, грибы, морковь, рыба, шоколад, мороженое, пирожное)
Дети отвечают, при затруднении с воспитателем вместе:
Медведь питается: мясо, мёд, ягоды, орехи, грибы.
Заяц питается: травой, зелеными побегами, иногда грибами, зимой грызут кору деревьев, также ест капусту, морковь.
Белка питается: ягоды, фрукты, орехи, грибы, семена, разнообразные растения.
Ёжи питаются: насекомыми, червями и лягушками, ест ягоды и плоды.
Лиса питается мясом, рыбой, иногда ест ягоды, грибы, яйца птиц.
- Поэтому мы возьмем с собой….(ответы детей)
А шоколад, мороженое, пирожное пригодятся нам? (ответы детей)
- Воспитатель: Вот мы и готовы идти на поиск неизвестного друга. Но сначала, вспомним правила поведения в лесу.
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно - не шуметь, не ломать ветки деревьев, не пугать животных, не разводить костер.
Воспитатель: 
- Отправляемся в путь. Ребята, вот мы и пришли с вами в лес.
Посмотрите, на какой чудесной полянке мы оказались. А какое дерево красивое. (На интерактивной доске появляется 1слайд)
- Ребята, посмотрите, а что это такое на дереве? (дупло) Кто здесь может жить?
3.3. Загадки
- Юркий, маленький зверёк
По деревьям прыг да скок
Хвост пушистою дугой
Вам знаком зверек такой?
(Белка)
(На интерактивной доске появляется 2 слайд)
Воспитатель:
- Правильно, белочка. (Появляется игрушка белочка, здороваемся, угощаем ее орехами).
Воспитатель:
- Белочка, а почему ты так любишь орешки?
Белка:
-Потому что они не только вкусные, но и питательные. В них очень много витаминов. А еще в них содержится масло, которое делает мою шерстку пушистой и блестящей, поэтому зимой я не мерзну.
Воспитатель:
- Белочка, мы получили приглашение на день рождения, не у тебя ли сегодня праздник?
Белочка:
- Нет, но я тоже получила приглашение.
Воспитатель:
- Тогда пойдем с нами на поиски друга?
Белочка:
- С удовольствием!
(Во время путешествия по лесу дети помогают нести игрушки зверей).
Воспитатель:
- Ой, ребята, я слышу какой-то звук…кто-то прячется за деревьями…кто бы это мог быть?
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(На интерактивной доске появляется 3 слайд)
(Появляется игрушка зайца, здороваемся, угощаем его морковкой.)
Воспитатель:
- Зайка, а почему у тебя такие большие уши?
Заяц:
- Во-первых – чтобы лучше слышать, а во- вторых, – зимой, когда очень холодно, чтобы не замерзнуть.
Воспитатель:
- А где живет зайчик, ребята, давайте вспомним (ответы детей)
(На интерактивной доске появляется 4 слайд)
-Зайка, не у тебя ли сегодня день рождения? Мы с ребятами получили приглашение на праздник, но не можем найти именинника.
Заяц:
- Нет, не у меня! Я тоже получил такое же приглашение.
Воспитатель: пойдем вместе с нами искать друга?
Заяц: пойдем!
Воспитатель: ребята, (На интерактивной доске появляется 5 слайд).
- На чье жилище похоже? Не догадываетесь? Послушайте загадку.
Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый – краса. Кто же это?(Лиса). (На интерактивной доске появляется 6 слайд.)
- Так как называется жилище лисы(нора).
Появляется игрушка Лисы. Воспитатель:
- Чем мы угостим лисичку? (рыбкой).
Лиса:
- Здравствуйте, малыши! Спасибо за угощение! Мне тоже пришло приглашение на праздник, возьмите меня с собой.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте, кто-то шуршит под кустом.
Сердитый недотрога, живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (На интерактивной доске появляется 7 слайд.) Правильно, это ёжик. Ёжики живут…(ответы детей, появляется 8 слайд)
Появляется игрушка-ёжик. Угощаем грибами.
Воспитатель:
- Нам пришло приглашение на День Рождения. Это не ты нас позвал?
Ежик:
- Нет, не я, но я кажется, знаю, кто это. Послушайте загадку.
Он в берлоге спит зимой под высокою сосной
Но уже пришла весна, он проснулся ото сна. (На интерактивной доске появляется 9 слайд, а затем игрушка - Мишка, нарядно одетый, в колпаке)
Медведь: здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Так вот, у кого день рождения. Здравствуй, Мишка!
Медведь: Я родился зимой. И так как я зимой должен спать, то я и проспал свой День Рождения.
Воспитатель: 
- Мишка, чтобы как следует проснуться, надо сделать зарядку:
3.4. Зарядка:
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
(повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
(потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
(Во время зарядки дети сажают игрушки на стульчики-пенечки)
Воспитатель:
- Ребята, но у мишки день рождения, а если день рождения, то должны быть и подарки. А у нас их нет. Что же делать? (подвести к ответу)
Воспитатель:
- Пока мы с вами шли по лесу, что мы делали? (ответы детей)
Воспитатель:
-Правильно, мы собирали ягоды, давайте вспомним какие ягоды мы нашли? (Для этого нужно составить изображение целой ягодки из частей)
3.5. Дидактическая настольная игра «Разрезные картинки. Ягоды.»
Воспитатель:
-Дети, скажите, кто из зверей любит кушать ягоды?(медведь)
Медведь:
- Я так люблю ягоды, а вы можете меня ими угостить?
Воспитатель:
- Конечно, Мишка. Ребята очень любят лепить и дарить подарки. Мишка, садись на стул и наблюдай за нами. Мы слепим для тебя твои любимые ягоды.
Но сначала мы разомнем наши пальчики
3.6. Пальчиковая гимнастика :«Здравствуй, полянка!».
Здравствуй, полянка большая! (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками).
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна
Мы корзиночку несём –
Всю тебя мы соберём.
3.7. Лепка
Воспитатель:
- Возьмите кусочек пластилина, раскатайте круговыми движениями ладоней, чтобы получился шарик. Затем нужно сплющить шарик так, чтобы получилась тарелочка (идет показ и оказание помощи тому, кто не справляется).
Воспитатель:
- Продолжим. Какой формы у нас будут ягодки?
Дети: круглые
Воспитатель:
- Какого цвета возьмете пластилин для ягод?(ответы детей).
Как делать маленькие ягодки вы уже знаете, все ягодки складывайте в тарелочку.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а какую песню мы всегда поём имениннику? (ответы детей). Подарим мишке наш «каравай»? Становитесь в круг.
3.7.Хороводная игра «Каравай» возле мишки.
Воспитатель: Ну вот, теперь можно и подарки подарить.
(Дети дарят ягоды на тарелочках медведю, ставим на общий поднос)
Мишка:
- Спасибо вам большое!
3.7.Итог.
- Воспитатель: Мишка, наши детки очень старались, посмотри, какие нарядные тарелочки, какие аппетитные ягодки вкусные (рассматривание работ)
Воспитатель:
- Ну вот детки, а теперь нам пора возвращаться назад, в группу.
Закроем глаза и скажем волшебные слова.
1,2,3,4,5 - в группу мы пришли опять.
4. Рефлексивный этап
Воспитатель:
- Вам понравилось путешествовать по лесу?
- Кого мы встретили по дороге?
- А как мы порадовали Мишку? (поздравили с Днем Рождения, угостили ягодами)
5. Перспективный этап
Ребята, а ведь Мишка в благодарность тоже нам подарил подарки (каждому ребенку раздается раскраска с изображением медведя), вы можете раскрасить этот рисунок дома и рассказать родителям, у кого в гостях на дне рожденья мы были сегодня.
Литература:
1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! 4-5 лет. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе ДОО. ФГОС». –С.-Пб.:Детство Пресс, 2019. – 160 с.
2. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г «Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет». – М.: Творческий Центр СФЕРА, 2022. – 176 с.
3. Федотова А.М. «Познаем окружающий мир играя. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников» – М.:СФЕРА, 2014. – 112 с.
4. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. ФГОС.» – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 96 с.
5. Соломенникова О.А.«Экологическое воспитание в детском саду». – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 150 с.
6. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. От 4-5 лет». – М.:УЧИТЕЛЬ, 2018. – 302 с.
7. Программа «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – 334с.

Полный вариант статьи с презентацией к занятию во вложении (zip, 3Mb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru