Игрушки
Автор: Дубровина Елена Александровна, Мишакина Кристина Геннадьевна, Тулина Светлана Вячеславна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №116», г. РязаньКонспект занятия по развитию речи для детей средней группы.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. С каждым годом происходит увеличение численности детей, имеющих речевые нарушения, поэтому возникает необходимость в организации коррекционно- развивающего воздействия на речь детей дошкольного возраста. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа грамотной, красивой и чёткой речи. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями и пронизывать все режимные моменты. В ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» прописаны направления развития, включающие в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха.
Согласно требованиям образовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) современный педагог ставит перед собой цели и задачи по развитию всех компонентов речи детей: от свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, развития грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, – до практического овладения воспитанниками нормами родного языка.
Проводя с детьми занятие, мы, в первую очередь, уделяем большое внимание игре. Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарный запас, связность речи, должны быть интересными, увлекательными Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям; рассказать о животном, об игрушке; составить рассказ по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом. В играх «Достань предмет и назови его», «Большой- маленький» ребенок отыскивает знакомый ему предмет, а затем рассказывает о нем. Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития.
Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- учить с помощью взрослого отвечать на вопросы;
- закреплять словарь существительных по теме «Игрушки»;
- закреплять у детей знания об игрушках: их назначении, правилах пользования;
- употреблять в речи существительные, уменьшительно- ласкательные слова;
- развивать наблюдательность, внимание;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Методы: словесный: ответы-вопросы, игровой: игры.
Оборудование: мяч, пирамидка, кубик, кукла, машинка, барабан, резиновые игрушки: Дети рассаживаются на стульчиках полукругом, воспитатель вносит в группу «Чудесный мешочек».
Предварительная работа: Чтение стихотворений об игрушках; беседы с детьми о взаимопомощи друг другу в наведении порядка в группе.
Ход занятия:
I. Ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, дети из старшей группы передали нам вот такой чудесный мешочек. Как вы думаете, что там лежит?
Дети: Ответы детей (подарки, конфеты)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Достань предмет и назови его». Я буду вам показывать предмет, а вы будете называть его.
Игра «Достань предмет и назови его»
Дети: Это машинка, это пирамидка, это кукла, это кубик, это мяч и другое.
Воспитатель: Ребята, как можно назвать эти предметы одним словом?
Дети: Игрушки.
Воспитатель: Правильно, игрушки. А какие ваши любимые игрушки?
Дети: Ответы детей (машина, куклы, робот).
Воспитатель: Как можно играть с пирамидкой, кубиками, мячиком?
Дети: Ответы детей (собирать, строить, играть в футбол).
Воспитатель: Правильно, молодцы.
II. Основная часть
Воспитатель: Меня в руках музыкальная игрушка барабан.
Давайте с вами немного поиграем с барабаном.
Подвижная игра «Барабан»
С барабаном ходит ежик,
Бум- бум- бум (Дети маршируют по кругу)
Целый день играет ёжик, (Изображают игру на барабане)
Бум- бум- бум.
С барабаном за плечами, (Руки за спиной идут по кругу)
Бум- бум- бум.
Ёжик в сад забрёл случайно,
Бум- бум- бум,
Очень груши он любил, (То одной то другой рукой подносят ко рту груши)
Бум- бум-бум.
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в гостях резиновые игрушки «Дикие животные». Это животные, которые живут в лесу. Они очень любят, когда их называют ласково. Давайте с ними поиграем в игру «Назови ласково». Я вам буду показывать игрушку, а вы будете называть её ласково.
Дети: Заяц- зайчик, лиса- лисичка, медведь- мишка, белка- белочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, им очень понравилось играть с вами, а теперь им нужно возвращаться в лес.
Давайте скажем им «До свидания».
Дети: До свидания.
Игра: «Большой - маленький»
Воспитатель: Вы знаете, что игрушки бывают и большие, и маленькие. Каждый из вас расскажет о своей игрушке: «Большая – рыба, а маленькая – рыбка».
Дети: Ответы детей
большая кукла – маленькая …(куколка)
большой мяч – маленький … (мячик)
большая машина – маленькая … (машинка)
большой заяц – маленький … (зайка)
большой барабан – маленький … (барабанчик)
Воспитатель: Молодцы, ребята, им очень понравилось играть с вами.
- Давайте скажем им «До свидания».
Дети: До свидания.
III. Заключительная часть
Чтение художественной литературы.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках книга она называется «Игрушки». Написала эту книгу детская писательница А.Барто. Сейчас я её вам прочту.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, хорошо ли дети обращались с игрушками?
Дети: Ответы детей (плохо)
Воспитатель: А вы бережёте свои игрушки?
Дети: Ответы детей (мы любим свои игрушки)
Воспитатель: Молодцы, игрушки нужно беречь и не ломать
Рефлексия.
Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки, давайте вспомним, откуда они взялись у нас в группе? (из волшебного мешочка).
- А что мы делали с ними? (ответы детей)
- А ещё?
Дети: Еще называли ласково.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, нашим новым игрушкам понравилось у нас в гостях? Хотят они у нас остаться?
Дети: Да!
Воспитатель: Я с вами согласна и предлагаю вам подойти поближе к уже нашим игрушкам и поиграть с ними. Но не забывайте, как нужно относиться к игрушкам: бережно, не ломать, не бросать, делиться с друзьями.
Дети играют новыми игрушками.
Литература:
1. «От рождения до школы» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2018.– 368с.
2. Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников Изд. «Детство- ПРЕСС», 2016. – 28с.
3. Ушакова О.С., Струнина Е.М, Развитие речи детей 3 – 4 лет : программа: Методические рекомендации: конспекты занятий : игры и упражнения – М. : Вентана-Граф, 2010. – 42с.
4. Хрестоматия для детей 3-4 лет. Зиновьева И. Издательство: Феникс-премьер,2015г. – 236с.
Скачать вложение