РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

III Региональный конкурс проектов (социальной рекламы) «Мы против наркотиков» для студентов среднего профессионального образования
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности «Финансовая перемена»

Игры на липучках как средство развития познавательной и речевой активности детей 2 - 4 лет

Автор: Власова С.В., воспитатель, МБДОУ «Полянский детский сад «Сказка», Рязанская область.

Методическая разработка лэпбук «Времена года» 

Аннотация
Методическая разработка лэпбук «Времена года» разработана для воспитанников 2-4 лет с целью формирования более высокого уровня развития детей, получения и закрепления необходимых знаний об окружающем мире. При составлении методической разработки учтены возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста, требования СанПиН. Особое внимание в ней отводится практической деятельности: дети получают навык коллективной работы, развивают мелкую моторику, речь, усидчивость, интерес к природе. 
Лэпбук – это средство обучения, которое соответствует требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО. Лэпбук представляет собой самодельную красочную большую книжку-папку, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся листочков, и прочих забавных деталей. Это привлекает интерес ребенка к самой папке. Лэпбук – прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. (Приложение)
Данное пособие прекрасно подходит как для групповой/подгруповой деятельности, так и для индивидуальных занятий, а также свободных занятий детей с дидактическими играми.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Он насыщен (разные атрибуты, изображающие птиц, листья, цветы, снежинки, фрукты и другое); трансформируем (не закреплено к одному месту, может передвигаться); полифункционален, вариативен, доступен и безопасен в использовании. Лепбук многофункционален и информативен, способствует всестороннему развитию ребенка. 
Благодаря лепбуку «Времена года» у детей сформируются знания о цикличности природных явлений, об особенностях растений в разное время года, об отличиях в занятости человека соответственно времени года. Дети приобретут опыт работы в команде, получат удовольствие от процесса игры с дидактическим пособием. Игры с лепбуком способствуют пополнению словарного запаса, развитию мелкой моторики и повышению общего интеллектуального уровня детей. Готовое пособие можно использовать при диагностике знаний детей на тему «Времена года». 
Для создания альбома педагогу необходимы материалы: компьютер, ламинатор, матовая бумага, принтер, липучки на клейкой основе, пленка для ламинирования, шаблоны деталей игры.
Цель: формирование знаний о сезонных изменениях в природе средствами дидактических игр на липучках. 
Задачи:
- обучающие: обогатить и активизировать словарный запаса по теме «Времена года»; расширить представления детей раннего и дошкольного возраста о цикличных изменениях в природе, их особенностях; 
- развивающие: развивать фантазию, умение видеть гармонию и красоту окружающего мира, стимулировать творческую активность дошкольников развивать мелкую моторику;
- воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде. 
Для ознакомления детей 2-4 лет с окружающим миром и формированием его целостной картины необходимо поместить детали на ветках дерева и по всему полотну так, что бы они соответствовали тем изменениям, которые происходили  с деревьями и в природе в разное время года:
- зимой на дереве можно увидеть снежинки и снегиря; лепим снеговиков, катаемся на коньках;
- весной на дереве цветочки, солнце яркое с радугой, появляются насекомые, прилетают птицы, появляются подснежники;
- летом дерево покрыто листьями, солнце светит ярко, поспели ягоды, летают над цветами бабочки и т.д.;
- осенью на дереве появляются разноцветные листья, поспели яблоки, на небе тучка и дождь и т.д.
Данное пособие очень удобно тем, что его можно постоянно обновлять и дополнять новыми предметами. Благодаря этому поддерживается постоянный интерес у детей. Фото лепбука «Времена года» и некоторых игр представлены в Приложении.
Примеры некоторых дидактических игр, заданий пособия «Времена года»:
1. Игра «Неразбериха»
Цель: Закрепить знание детей о временах года.
Материалы: Деревья, цветочки, листочки, снежинки, фрукты.
Ход игры:
Ребенку предлагаются картинки с изображением (цветочки, листочки, снежинки, фрукты) почему фрукты не могут расти на елке, почему не цветут цветочки зимой, в какое время года надо собирать фрукты и т.д. (Фото №1).

2. Игра «Подберем куклам одежду»
Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Ход игры:
Педагог. Ребята, куклы Коля и Катя собираются в гости, но они никак не могут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться, где чьи вещи.
Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Коли и для девочки Кати.
Педагог. Что носят девочки, а что мальчики?
После того как дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Колю, а другой - Катю. (Фото №2).

3. Игра «Найди по описанию»
Цель: учить детей находить предмет по описанию.
Ход игры: 
Воспитатель предлагает детям найти предмет круглой формы, красного цвета, внутри семечки, бывает сладкое, а бывает кислое на вкус. (Фото №3).

4. Игра «Одень по сезону на прогулку малыша» 
Цель: развивать мелкую моторику, внимание, обогащать словарный запас (название одежды и её материала), развивать представления детей об одежде, её связи с холодным и тёплым сезоном. 
Ход игры: 
Педагог предлагает ребёнку выбрать картинку с определённым временем года, после чего закрепить её на игровом фоне. Далее воспитанник выбирает нужную одежду и одевает бумажную куклу-малыша. В игру включён набор одежды, который находится в шкафу. (Фото №4).

5. Игра «Угадай, что изменилось»
Цель: развивать память, внимание, речь.
Ход игры: 
На дереве выложены элементы, характерные для весны (осени, зимы, лета). Дети рассматривают картинку, запоминают, что на ней расположено. Потом они отворачиваются, а педагог быстро добавляет другой элемент. Дети поворачиваются и угадывают, что изменилось. В младших группах меняется один элемент, в старших два и более. (Фото №5).

6. Игра «Лото»
Цель:расширять преставления детей о временах года (зима,весна,лето, осень), сезонных явлениях, развивать зрительную память, устную речь, наблюдательность, формировать умение определять время года по характерным признакам, закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также упражнять в согласовании притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» с именами существительными в роде и числе. (Фото №6).

7. Игра «Признаки зимы»
Цель: расширение представлений детей о зиме, как времени года.
Материал: карточки с сезонными изменениями природы, детскими зимними забавами, игровое поле «Зима. Признаки зимы»,  карточки с сезонными изменениями природы в сопровождении стихотворения. (Фото №7).

8. Дидактическая игра «Какие предметы (вещи) нужным зимой, весной, летом, осенью» 
Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям в определенное время года; развивать внимание, память. Ход игры: 
а) Педагог называет время года и просит помочь найти и назвать одежду, обувь необходимую для данного времени года.
б) Педагог называет время года, просит помочь найти и назвать предметы, необходимые для игр в данном времени года. 
Оборудование – картинки с изображениями разной одежды и типичных предметов для каждого времени года: санки, коньки и пр. для зимы. (Фото №8).

9. Игра «Когда, это бывает?»
Цель:
Учить различать время года по внешнему виду дерева, развивать связную речь.
Материалы: Деревья
Ход игры:
Показать ребенку дерево (например:елку со снежинками), задать вопрос: «Когда это бывает?» (Фото №9).

10. Игра «Что бывает осенью (летом, весной, зимой)»?
Цель: формировать знания о характерных признаках каждого времени года. Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку найти детали, которые относятся к определенному времени года.
11. Игра «На что похож предмет?» (Яблоко,апельсин,лимон,слива)
Цель: учить детей находить предметы по цвету и форме.
Ход игры: Дети рассматривают  деталь от дерева, определяют ее цвет и называют предметы окружающего мира с таким же цветом. Также можно определить форму детали и назвать предметы, которые имеют такую же форму.

12. Игра «Один-много»
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном падеже. (Лист-листья,яблоко-яблоки,лимон-лимоны,цветок-цветы). 

13. Игра «Когда это бывает?»
Цель:
Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; формирование умения на примерах устанавливать последовательность времен год; обогащение активного словаря; развитие связной речи.
Материал:
В данной игре используются  деревья. Предметные картинки с признаками времен года.
Ход игры:
Педагог предлагает детям, рассмотреть предметные картинки с признаками времен года, выбрать картинки, которые ему понравились (объясняя свой выбор) расположить их на дереве. 

Список используемых источников

1. Бояркина Т. Создание 3D-книги / Т. Бояркина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://boytamara.blogspot.com/p/blog-page_17.html 
(Дата обращения: 15.11.2024).

2. Жбанова И.В. Развивающие игры и игры на липучках как перспективное средство развития детей дошкольного возраста / И.В. Жбанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2022/05/07/razvivayushchie-igry-i-igry-na-lipuchkah-kak-perspe...  (Дата обращения: 20.02.2024).

3. Сулеймонян Д. Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками / Д. Сулеймонян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/igry-s-fonarikom-kak-inovacionyi-podhod-v-ovladeni-znanii-doshkolnika...  
(Дата обращения 08.05.2024).
4. Шабалина С.С. Игры на липучках как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста / С.С. Шабалина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://solncesvet.ru/magazine_work/37128/ 
(Дата обращения 29.05.2024).

5. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
6. Дворская Н. И. Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 201 5 г.). — М.: Буки-Веди, 201 5. — С. 47–51 .

7. Колотовкина Л. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-sredstvo-obuchenija-v-uslovijah-fgos.html. (Дата обращения 29.05.2024).

Полный текст во вложении (pdf 790Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru