Искатели приключений
Автор: Шишкина Галина Евгеньевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад 154», г. Рязань, Бердникова Анастасия Викторовна, методист ОГБУ ДПО РИРОПсихолого-педагогическая программа по развитию произвольного внимания и произвольности психических процессов для детей 6-7 лет.
Проблема формирования произвольного внимания и произвольности психических процессов в возрасте 6-7 лет является актуальной. Задачи образовательной деятельности в области познавательного развития (Федеральная образовательная программа дошкольного образования): ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в общении и деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу, способен к произвольным действиям [5].
В этом возрасте на фундаменте непроизвольного внимания возникает произвольное внимание. Основной функцией произвольного внимания, по П.Я. Гальперину, является управление протеканием психических процессов [1]. Данное внимание формируется в процессе деятельности со взрослым, который включает ребенка в новые для него виды деятельности, направляя и развивая его внимание. Особая роль принадлежит речи. В шестилетнем возрасте в играх и игровых ситуациях внимание все больше становится произвольным благодаря соподчинению собственного поведения речевой инструкции взрослого. Главные особенности развития внимания в 6-7 лет – возрастание концентрации, объема и устойчивости внимания, появление элементов произвольности в его регулировании, появление элементов послепроизвольного внимания.
В старшем дошкольном возрасте также формируется произвольность психических процессов. Основной чертой произвольного поведения является его осознанность. В 6-7 лет центральная роль в овладении правилами поведения принадлежит взрослому, который объясняет его и делает правило привлекательным и значимым.
Обучающая игра - школа произвольного поведения. В ходе организованной взрослым игровой деятельности выделяется её цель, правила и действия. Ребенок учится сосредотачиваться на картинках, предметах, используемых в игре, у него возникает познавательный интерес к ходу и итогу игры. Такая игра позволяет повысить уровень произвольного управления поведением, что очень важно для образования предпосылок к учебной деятельности.
Программа построена на принципах: системно-деятельностного подхода, гуманистического подхода.
Формирование произвольного внимания позволяет нацеливать сознание на определенную деятельность и удерживать его в течение времени.
Исследования показывают, что дети 6-7 лет уже в состоянии сознательно регулировать свои действия. Это подтверждается данными нейропсихологии и нейрофизиологии о созревании и функционировании структур головного мозга. Однако процесс формирования произвольности длительный и сложный и будет продолжаться и в школе [2,3].
Для детей с невнимательностью характерно отсутствие предварительной готовности к активной работе на занятии. Они постоянно отвлекаются. Главным показателем невнимательности являются низкая продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе. Причинами низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте являются: недостаточная интеллектуальная активность, несформированность навыков и умений учебной деятельности, несформировавшаяся воля. [4]
В программе «Искатели приключений» заложены основные механизмы формирования произвольного внимания:
1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;
2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
3) развитие навыков самоконтроля.
Решение задачи по формированию самоконтроля достигается в процессе обсуждения с детьми того, как дети справлялись с правилами игры.
Занятие построено на принципах:
1) планирование последовательности действий;
2) действия в соответствии с намеченным планом;
3) операции сличения с имеющимся образцом.
Программа основана на создании игры-путешествия, что значительно повышает мотивацию детей к деятельности.
Ключевые слова: дошкольный возраст; произвольное внимание; произвольность психических процессов; самоконтроль; развитие; формирование, мотивация.
Цель: Развитие произвольного внимания и произвольности психических процессов детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Формировать слуховое внимание, восприятие.
2. Развивать произвольное внимание.
3. Формировать контроль за движениями собственного тела.
4. Формировать чувство ритма и темпа.
5. Развивать координацию общих движений и тонких движений пальцев рук.
6. Развивать личностную рефлексию детей: умение осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков.
7. Расширять представления детей о животном мире.
8. Развивать навыки сотрудничества.
Организация работы по программе:
Программа реализуется в цикле, состоящем из 8 занятий по 30 минут. Целевая группа: дети 6-7 лет по 8-12 человек. Режим занятий – 1 раз в неделю.
Принципы работы:
- Добровольность
- Безоценочность
- Конфиденциальность
- Психологическая поддержка
- Профессиональная компетентность ведущего
Основными методами, применяемыми на занятиях, являются игры, игровые упражнения, творческие задания, групповое обсуждение, продуктивные методы (рисование). Программа имеет игровой сюжет «путешествие в Страну Потеряшек», что способствует поддержанию мотивации. В условиях игр с правилами дети размышляют и решают проблемные ситуации, что развивает их познавательную активность.
Дети с помощью взрослого приходят к важным выводам:
- чтобы узнать что-то новое и интересное, надо послушать;
- чтобы что-то увидеть, надо внимательно смотреть;
- чтобы интересно поиграть, необходимо выполнять правила в игре;
- чтобы найти ответ, выполняя задание в команде (2-3 человека), необходимо сотрудничать друг с другом;
- чтобы получить хороший результат, важно играть по правилам.
Структура занятий
1. Разминка, установление контакта
2. Основная часть (игры, упражнения)
3. Рефлексия
Технология реализации программы
Очень важно создать доброжелательную атмосферу на занятии и вовлечь детей в активное взаимодействие: обсуждение в подгруппе, высказывание своего мнения и учёт мнения других. Все высказывания и мнения ребят принимаются без критики, психолог благодарит всех (например, «Спасибо, Катя, твоё мнение очень важно для нашего обсуждения»). Реализации интерактивной технологии способствуют соответствующая организация пространства в помещении и личностно-ориентированный стиль ведения занятия.
Полный вариант статьи, материалы занятий и рецензия
Скачать вложение