Использование технологии QR –код в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Калмыкова Ольга Николаевна, Чучина Олеся Олеговна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №2 «Жемчужинка» г. Рыбное», Рязанская областьИнновационный проект
Пояснительная запискаРоссия – наша Родина. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Необходимо ощутить духовную жизнь, принять русский язык, историю и культуру своего народа. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные народом на протяжении многовековой истории.
Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
3 октября 2020 года исполнилось 125 лет со дня день рождения С. А. Есенина, и мы с детьми решили почтить память русского поэта. После проведение тематической неделе по Сергею Есенина, у детей появилось множество вопросов по поводу непонятных слов. Чтобы объяснить детям значение слов и действий возникла идея использования современных средств коммуникации (слайд 2).
Стремительное развитие технологий, влечет за собой необходимость модернизации методов и средств обучения и воспитания. В связи с происходящими переменами также возникает потребность в поиске новой эффективной мотивации детей к познанию чего-то нового и необычного в любом виде деятельности. Одной из новых технологий является технология QR-код («QR - Quick Response) – «Быстрый Отклик» — это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне или планшете.
Создание QR-код является двумерным представлением обычного штрих кода, помещаемого практически на любую производимую продукцию. «QR» символизирует мгновенный доступ к информации, хранимой в коде. На первый взгляд может показаться, что QR-код не способен вместить в себя большое количество информации, но на самом деле вместимость такого кода достаточно велика и зависит от того, в каком виде информацию в него хотят закодировать. Задача QR- кодов заключается в хранении большого объема данных при небольшой площади их размещения. В работе с дошкольниками возможности использования данного кода разнообразны (слайд 3).
Инновационность использования QR-кода в образовательной деятельности ДОУ заключается в следующих характеристиках:
∙ Доступность - для внедрения не требуется дополнительного и длительного обучения в использовании мобильных устройств, для решения образовательной задачи;
∙ Универсальность - данный инновационный продукт может использоваться во всех сферах образовательной деятельности (совместная деятельность с детьми, методическая работа с педагогами, взаимодействие с родителями);
∙ Компактность - необходимая информация не занимает много места, а содержится
в цифровом квадратике.
∙ Тиражируемость - данная технология может использоваться педагогами детских
садов и других образовательных учреждений, занимающихся развитием компьютерных технологий.
∙ Результативность – применяя QR-код в дошкольном учреждении повышается
интерес детей к данной технологии, они готовятся к навыкам жизни в новую цифровую эпоху.
Мы считаем, что данная тема актуальна для исследования, т.к. в жизни мы очень часто встречаем и пользуем данные кодами. И с каждым днем расширяются области их применения.
Тип проекта: практико – ориентированный
Возраст: старший дошкольный возраст
Продолжительность: долгосрочный
Участники: дети, родители, воспитатели МБДОУ.
Формирование у воспитанников познавательного интереса и создание предпосылок для его дальнейшего позитивного развития важнейшие задачи любой ступени общего образования. Стремительное развитие технологий, влечет за собой необходимость модернизации методов и средств обучения и воспитания. В связи с происходящими переменами также возникает потребность в поиске новой эффективной мотивации детей к познанию окружающего мира. С этими проблемами имеют дело большинство педагогов.
Цель проекта создание благоприятных условий развития социализации и индивидуализации детей старшего возраста, через технологию QR – код (слайд 4).
Задачи проекта
-
провести анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по технологии QR – кода для дошкольников;
-
повысить образовательный уровень педагогов в вопросах технологии QR – кода;
-
повысить уровень умений и навыков у детей дошкольного возраста в процессе работы с технологией QR – кода;
-
организовать целенаправленную работу по применению технологии QR – кода в образовательной деятельности во всех возрастных группах;
-
создать мини –музей «Деревенский быт» с альбомом «Экспонаты музея» в группе ДОУ;
-
создать в ДОУ музей достопримечательностей города Рыбное для детей разного возраста и разного уровня развития;
-
разработать методическое сопровождение по работе QR – кода для детей разного возраста;
-
повысить интерес родителей к технологии QR – кода.
Данная работа состоит в применение технологии QR-код, для использования в любой области окружающего нас мира. Технология QR-код стимулирует детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
QR - код:
-
информативен (в одной коде можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
-
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
-
вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Условия реализации проекта. Для реализации проекта необходимо наличие в группе дошкольной образовательной организации мобильного устройства (телефон или планшет) с установленной программой для сканирования QR-кодов.
Оценка рисков и меры запланированные, для работы с QR-кода являются (слайды 5).
Риски проекта |
Меры для их минимизации |
Отсутствие гаджета в группе |
Объединение воспитанников в пары, микрогруппы, подгруппы |
Низкая заинтересованность родителей |
Поиск новых форм взаимодействия с родителями |
Подготовка осуществляется в 3 этапа:
Подготовительный этап.
1. Изучение материалов по изготовлению и применению QR-кодов.
2. Разработка методического материала, для всех участников реализации проекта
3. Поиск информации для разработки мини – музея «Деревенский быт»
4. Демонстрация использования QR – кода в совместной деятельности с детьми на примере мини – музея «Деревенский быт» для родителей.
Основной этап.
1. Консультация для родителей «Использование QR-кодов в работе с родителями».
2. Мастер - класс «Создание QR-кодов в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста»
3. Внедрение цикла QR – кода в рамках проведения тематических недель;
4. Применение современной технологии QR-кодов для формирования предпосылок образовательной деятельности, к совместной работе с взрослыми и самостоятельной деятельности;
5. Посетить экскурсию по музею «Есенинский дом» для закрепления теоретического материала.
Заключительный этап. Подведение итогов.
1. Приобретение умений поисково-исследовательской работы у детей дошкольного возраста, для получения социального и индивидуального значимого опыта;
2. Создание банка данных с QR – кодами;
3. Внедрение новых методических разработок в педагогическую работу;
4. Переход к самостоятельным творческим работам.
Ожидаемые результаты проекта (слайд 6):
В ДОУ созданы условия, способствующие освоению детьми первоначальных знаний, развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а именно:
-
созданы материально-технические условия для овладения детьми технологию QR – кода на этапе дошкольного детства (в группе на мини – музей «Деревенский быт», также музей ДОУ);
-
создана система работы по использованию технологии QR – кода, в непосредственно-образовательной деятельности детей и в свободной деятельности дошкольников;
-
подготовлены педагогические кадры, способные решать обозначенные выше задачи.
Успешность педагогического взаимодействия дошкольников и педагога сегодня во многом зависит от того, насколько эффективно применяются новые информационно-коммуникационные технологии. Использование QR – кода призвано заинтересовать родителей, детей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе.
Считаем, что реализация проекта влечет за собой:
-
рост качества образования;
-
создание пространства для обмена информацией;
-
рост мотивации дошкольников к использованию в работе с QR – кода;
-
сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания, развития и обучения дошкольников, через средства QR – кода;
-
рост престижа профессии педагога.
Перспектива распространения проекта. Данный проект может быть апробирован в других общеразвивающих группах, а также группах компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, так как учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной теме, расширяя не только кругозор, но и формируя умения использовать QR – кода, также раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей.
В заключении можно отметить, что QR-код прост и удобен в использовании, а количество вариантов применения безгранично. Это эффективный метод привлечений детей к познавательной деятельности, ведь 21 век – это век высоких информационных технологий и большинство детей имеют средства, которые позволяют считать данный код в считанные секунды и получить подробную информацию об объекте изучения.
По завершении нашего проекта мы создали видеоролик, перейти к просмотру можно по QR – коду (слайд 7).
Литература
1. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО. Гулидова Т. В.. Издательство: Учитель, 2020г.
2. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Захарова М. А., Костина Е. В. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
Интернет-ресурсы
1. Абальянова Е.Е. Использование QR-кодов в индивидуальном образовательном процессе ДОУ– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nmcsova.ru/metod/kopilka2020/s1/abalyanova-ee-ispolzovanie-qr-kodov-v-individualnom-obrazovatelnom-processe-dou (дата обращения: 08.02.2021).
2. Асланова А. М. Проект «QR – код - современная технология работы с семьей» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-qr-kod-sovremennaya-tehnologiya-raboty-s-semej-4603871.html (дата обращения: 08.02.2021).
3. Серебрякова Вероника Рамилевна Мастер класс «Использование QR-кодов в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/384067-master-klass-ispolzovanie-qr-kodov-v-obrazova (дата обращения: 08.02.2021).
Статья с презентацией во вложении (Архив zip 1MB)
Скачать вложение