История возникновения часов и часиков
Автор: Мартынова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №123 «Сказка»Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе.
Цель:
- Создать условия для знакомства детей с историей определения времени людьми и различными видами часов;
- Создать условия для творческой деятельности детей, направленной на закрепление умения изображать часы красками;
- Способствовать пробуждению интереса к определению времени с помощью разных видов часов.
Задачи:
- Организовать познавательную деятельность детей, направленную на установление причинно – следственных связей возникновения разных видов часов.
- Организовать творческую деятельность детей, направленную на развитие творческого воображения детей.
Предварительная работа: создание мини-музея «Часы и часики», чтение сказки Е.Шварца «Сказка о потерянном времени», заучивание пословиц и поговорок о времени, беседы о птицах и растениях.
Материалы: экспонаты мини-музея, картинки с изображением часов, Московских курантов, акварель, альбомные листы, кисти, баночки с водой, салфетки, картинки с изображением цифр, кукла Буратино.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришел Буратино. Он очень грустный. А грустит он из-за того, что опоздал на день рождения к Мальвине. Как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что он не знал сколько времени. Не смотрел на часы. У него нет часов.
Воспитатель: А как можно узнать сколько времени?
Дети: Надо посмотреть на часы.
Воспитатель: Правильно, чтобы узнать время, надо посмотреть на часы. А как вы думаете, всегда ли были часы.
Дети: Нет, не всегда.
Воспитатель: Правильно Часы были не всегда. Давайте сегодня с вами отправимся в путешествие во времени и узнаем, как жили люди раньше, когда не было никаких часов, как узнавали время. Давным-давно часов не было. А что будет, если сейчас исчезнут все часы, что произойдет?
Дети: Люди не будут знать, когда вставать на работу, в школу, в детский сад, когда ложиться спать. Наступит беспорядок.
Воспитатель: Правильно, мы не будем знать, когда и что делать. Раньше, в древние времена, люди ориентировались по солнцу. Когда солнышко вставало, вставали и люди, когда солнышко заходило, и люди ложились спать. А когда ночь длиннее летом или зимой?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Правильно. Со временем люди догадались, что по солнышку можно ориентироваться, когда и что делать. Они заметили, что тень от деревьев длиннее вечером, а днем короче. Утром тень с одной стороны, а вечером с другой. На основании этих наблюдений, они придумали часы. Как вы думаете, как назвали эти часы?
Дети: Солнечные.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, меня на картинке изображены солнечные часы. Как вы думаете удобные эти часы и почему?
Дети: Нет, потому что они работают только днем, их нельзя взять с собой.
Воспитатель: Еще эти часы зависят от погоды, нет солнца – не работают часы. Тогда люди придумали водяные часы. Вода капала через отверстие и отмеряла время (показать картинку). По такому же принципу работают и песочные часы. Песок сыпется и отмеряет время (показать песочные часы). Они могут показать 1 час, 1 минуту, 3 минуты и так далее. Но эти часы не очень удобны, потому что приходится их постоянно переворачивать. Песочные часы, которые есть в нашем музее, рассчитаны на 1 минуту. А много это или мало? Сейчас мы это проверим.
Физкультминутка:
Тик – так, тик – так,
Все часы идут вот так (наклоны головы влево - вправо)
Тик – так, тик – так (наклоны туловища вправо-влево)
Смотри скорей, который час?
Тик – так, тик-так, тик-так,
Налево – раз, направо – раз (повороты туловища вправо-влево)
Мы тоже сможем так:
Тик-так, тик-так, тик-так (наклоны туловища вперед – назад). Ну как? Долго мы играли?
Дети: Нет.
Воспитатель: А хотите, проведем еще один эксперимент? Я предлагаю вам помолчать ровно одну минуту (игра «Молчанка») - А теперь, минута – это много или мало?
Дети: Много.
Воспитатель: Правильно, время долго тянется, если делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Какая пословица, из тех, что мы учили, подходит лучше к этой ситуации?
Дети: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Воспитатель: Правильно. Дети, подумайте и скажите, а какие вы знаете часы, которые можно встретить в природе.
Дети: Это живые часы - цветы одуванчики, лютики, они распускаются и закрываются в определенное время суток. Это птицы – петух, жаворонок, соловей, которые поют в определенное время суток. Мы про них читали рассказы.
Воспитатель: Правильно. Все часы, про которые мы говорили, были не удобны для человека и люди придумали специальные механизмы, с помощью которых можно узнавать время. Давайте посмотрим, какие часы есть у нас в музее. На верхней полке часы, которые вешают на стену. Как они называются? (настенные). На второй полке стоят часы, которые ставят на стол. Как они называются (настольные). А как называются часы, которые у нас лежат в отдельной коробке (наручные). Еще есть часы, которые ставят на пол. Как они называются? (напольные) (показать картинку). Но и у всех этих часов были недостатки. Их надо было часто заводить. Если забудешь завести, то они остановятся, и мы не будем знать, сколько времени прошло. Поэтому придумали электронные часы, которые работают на батарейках. Это самые удобные часы из всех созданных. У нас в музее есть такие часы, посмотрите. В нашей стране есть главные часы, которые всегда показывают самое точное время. Они находятся в Москве на Красной площади. Называются они куранты (показать картинку). Дети, а вот если часы ломаются, то их несут к специальному мастеру, который называется часовщик, он ремонтирует часы.
Но давайте вернемся к нашему гостю Буратино. Я предлагаю вам, нарисовать часы, приклеить на них цифры и подарить Буратино. Тогда наш друг никуда не будет опаздывать.
Дети рисуют, а воспитатель читает стихотворение:
Тихо тикают часы.
Стрелки – длинные усы.
Час за часом каждый день.
Им ходить совсем не лень.
Круглощёкий циферблат
Подсказать нам время рад.
Цифры – как веснушки.
Шляпка на макушке.
Эта шляпка в нужный час,
Зазвенев, разбудит нас.
Тик-так, тик-так! Без часов нельзя никак!
Дети, какие замечательные часы у нас получились, мы их подарим гостю.
А теперь давайте вспомним, в каком путешествии сегодня мы с вами побывали? Что нового вы узнали о часах? Зачем нужны часы? Какие новые виды часов вы сегодня узнали? Какой подарок мы сделали для Буратино?
Список литературы:
1. Стихотворение «Тихо тикают часы», http://www.orendeti.ru/learn_time (22.01.2018).
2. Физкультминутка «Тик-так, тик-так, все часы идут вот так!», http://wikitranslate.org/wiki/All_Clocks_Go_Like_This/Russian (22.01.2018).
Скачать вложение