Исцеляющая сила литературы – библиотерапия
Автор: Куликова Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 20", г. Рязань
Профессиональная задача педагога – приводить ребенка к взаимопониманию с самим собой и окружающими – это тот процесс, который мы называем воспитанием. Кроме рисования, лепки, танца и песен, есть удивительно простой и действенный инструмент в арт-терапии, это библиотерапия, то есть исцеление литературой. Именно исцеление, а не лечение.
Исцеляющие свойства литературы мы можем наблюдать в упоминаниях ещё 1300г. до н.э.. Библиотека фараона Рамзеса II имела надпись над входом «Аптека для души».
Мы знаем, как некоторые слова могут по-разному влиять на человека, или воодушевить, а могут ранить человека. Когда Изопа попросили принести блюда самые вкусные и самые не вкусные, он принес язык. Язык говорит самые сладкие, добрые слова, нет слаще языка, и наоборот языком можно ужалить, да так, что хлеще кинжала.
Инструмент языка – это слово.
Библиотерапия появилась в России в 1916 году. Благодаря Николаю Александровичу Рубакину, который создал новую психологическую науку, и дал название ей «библиопсихология».
Процессы в библиотерапии просты, интересны и увлекательны. К тому же это дает новый стимул к чтению книг, что довольно сложно в наше время клипового мышления. Дети будут спонтанно сочинять стихи и прозу, расширять свой словарный запас, глубже будут чувствовать свой внутренний мир. Фантазируя, человек, начинает думать и представляет себе ситуацию.
В литературе много жанров, каждый из которых по-своему влияет на детей:
- книги о животных: служат источником успокоения и удовлетворения, слияния с природой;
- литература по искусству: помогает восхищаться, видеть и замечать красоту произведений;
- классическая литература: разностороннее влияние;
- фольклор: дает психотерапевтический заряд мудрости;
- сказки: помогают формировать осознанное отношение к собственной жизни.
Наше подсознание имеет такое свойство: оно с легкостью принимает то, что готово воспринимать. Так и с детьми. Цель взрослого при чтении детям – читая книги развивать и развиваться. Если мы читаем или даем ребенку читать то что ему не понятно, мало того что на данной ступени развития ему это не интересно, но и чтение будет бесполезным.
Что может дать книга?
1. Знание фактов жизни.
2. Идеи.
3. Настроение.
4. Познакомить со стремлениями и тенденциями.
5. Указать пути, способы и методы действия.
Например: Ребенку грустно. Если ребенку прочитаем про одинокого животного, который остался один, на улице. Если родные не понимают ребенка, то это созвучно его душе. Вдруг у собаки появился друг, кто-то позаботился о нем. Вместе с героем поднимается настроение, и вдруг находится решение, понимает, что ему тоже нужен друг, или он кому-то может помочь.
Николай Александрович Рубакин подчеркивал, что «читая книгу, не нужно забывать, прежде всего, что главная – то суть дела, самая суть полезности данной книги – не в ней, а в вас самих, дорогой читатель. Научить детей, чтобы книга оживала, когда они читают. У них это легко получится. Только взрослым помочь».
Так и с детьми, читая с ними. У них не хватает жизненного опыта, он поймет только то, что близко ему. Ребенок развивается постепенно, именно то, что зацепило его, то мы и будем обсуждать. Задавать наводящие вопросы, какого цвета, а как ты видишь, что ты чувствуешь? Так мы узнаем духовно-эмоциональные ценности ребенка, которые у него пробуждаются.
Когда человеку интересно, он меньше затрачивает сил, когда меньше затрачивает сил, то больше человек ухватывает, следовательно, получается экономия времени и сил. Читая, слушая книгу, рассказы, сказки ребенок перенимает опыт этого героя на всех уровнях, на уровне психики, сознания, понимания, мышц.
Какая должна быть детская литература?
1. Повествование книги должно развлекать ребенка. Не бойтесь этого слова. Развлечение побуждает живой интерес (а что дальше?), этот интерес движет ребенка вперед.
2. Книга должна стимулировать воображение ребенка, помогать ему в развитии интеллекта и упорядочивании чувств, иметь отношение к его страхам и стремлениям, целям.
3. Обеспечивать ребенку полное понимание своих собственных проблем и показывать пути их решения.
В этом помогает сказка. Например: в сказке побеждают драконов, а кто такие драконы – наши внутренние слабости, побеждая их, приобретаем силу.
Все сказки заканчиваются хорошо, победой добра. Финал самый важный, в конце человек празднует победу. Это очень важно.
Как сказки воздействует на детей? Ребенок отожествляет себя с положительным героем, потому что положительный герой это тот герой, который всегда побеждает, а нам нужен образ победителя. Герой в трудных ситуациях побеждает, ему встречаются люди, силы, которые ему помогли. В книгах формируются нравственные ценности. Если человек говорит ложь, то когда она станет явью, от этого человеку станет только хуже. Если человек обманывает, он обманывает, прежде всего, самого себя. Правда, лучше. И тут встает вопрос, как сказать правду. У ребенка в голове получается логическая связка. Говоря правду, познавая правду в себе, ребенок познает как дальше по жизни вести себя.
Как читать детям?
1. Читаем с интонацией (ритм, ударение, мелодика, тембр, мимика), когда это все включается, ребенок начинает себе все представлять, о чем читает взрослый.
2. Делать паузы:
- чтобы дать почувствовать (и дальше…, тихо читаем, остановиться, задать вопросы, поговорить с ребенком);
- чтобы задать вопросы и обсудить волнующие моменты (главное не дочитать, а вклиниться в эту историю, понять).
3. Придумывать новые слова, рифмы. Развитие словарного запаса.
4. Продумайте собственный вариант окончания сказки или действия героя:
- а как герой поступил бы в другой ситуации?
- чтобы было, если бы окончилось по-другому?
5. Обсуждать историю героев, их переживания, среду.
Детская литература несет аспекты для личности:
1. Интеллектуальный - информация в книге, должна быть правильной, истинной.
2. Социальный – это общение, дружба.
3. Эмоциональный – чувства, переживания, от грусти до радости.
4. Поведенческий – как поступать.
Когда все это в книге есть, это хорошая книга, она положительно влияет на ребенка. Например, сказки А.С. Пушкина для детей. Они настолько ясные, звонкие, складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть. И хотя эти стихи были написаны давно, на них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели и ничего лучшего в наши дни никто не придумал.
Литература:
1. Рубакин Н.А. Письма к читателям о самообразовании: как начинающие читатели должны приступать к нему и как вести его: цели и способы самообразовательной работы. – Нью-Йорк: Группа читателей русских рабочих в Нью-Йорке, 1923. – 382 с.
Скачать вложение