Как растения воду пьют
Автор: Ходакова Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №43», г.РязаньКонспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: Организовать познавательно – исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста, направленную на знакомство с поглощением растениями воды.
Задачи:
Обучающая: организовать самостоятельную деятельность детей, позволяющую пронаблюдать процесс поглощения воды листом капусты.
Развивающая: создать условия для развития внимания, наблюдательности, умение сделать вывод по итогу эксперимента.
Воспитывающая: способствовать пробуждению интереса к познавательно – исследовательской деятельности.
Образовательная область: познавательное развитие.
Форма организации: групповая.
Оборудование: плакат со схемой поглощения воды растением, листья пекинской капусты, емкости с водой, пищевые красители разных цветов, одноразовые ложки, салфетки тканевые, кукла Незнайка, комнатное растение, кружка с водой, памятка о правилах поведения при выполнении опытов.
Предварительная работа: экскурсия к пруду в поселке Голенчино с целью изучения растений водоемов родного края, беседа о строении растений,ознакомление с правилами работы в «лаборатории».
Ход эксперимента
1. Мотивационный этап.
В группе сидит Незнайка, около него цветок в горшке и кружка с водой.
Воспитатель: Незнайка, что это ты задумал?
Незнайка: Вот хочу цветочек напоить, только не пойму где у него рот, куда кружку подносить.
Воспитатель: Смешной ты, Незнайка, это только так говорят, что растения пьют. А ведь действительно, что значит «пьют»? Ведь у цветов и деревьев нет рта? Чем же растения пьют воду?
Дети: Корнями.
Воспитатель: А почему нам не видно?
Ответы детей: Потому что вода бесцветная.
Воспитатель: А хотите увидеть?
Ответы детей: Да.
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы вода имела цвет?
Ответы детей: Покрасить ее красками.
Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию (дети занимают места). Прежде чем начать работу давайте повторим правила безопасности.
Инструктаж по технике безопасности.
Воспитатель: Что же мы задумали выяснить?
Ответы детей:Как растение пьет воду.
Воспитатель: Какие материалы вам нужны?
Ответы детей: Лист капусты, вода, краситель.
Воспитатель: Какое оборудование вам необходимо?
Ответы детей: Стаканчики, ложки и салфетки.
Воспитатель: Как будем проводить опыт.
Ответы детей: Сначала покрасим воду, а затем поместим в эту воду листик капусты и будем наблюдать.
Воспитатель:Возможно, результат будет виден только через некоторое время, так что наберитесь терпения.
Воспитатель: О том, что увидите, расскажите Незнайке. Приступайте к работе, юные исследователи!
3. Исполнительский этап.
Дети самостоятельно готовят рабочее место для экспериментирования,поэтапно проводят необходимые действия, наблюдают, делятся своими наблюдениями с Незнайкой и убирают свое рабочее место.
Воспитатель: Кто хочет рассказать, что же получилось в ходе эксперимента?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на лист пекинской капусты, сколько у него прожилок, которые уже начали окрашиваться в разные цвета - это и есть трубочки-сосуды, по которым поднимается вода.
У всех растений есть эти трубочки, идущие вдоль стебля от корней к листьям. Именно с помощью этих сосудов растения поглощают воду и питательные вещества из почвы. Такое строение у всех растений одинаковое - от огромных деревьев до маленькой петрушки. Поэтому нельзя ломать и портить растения, кору деревьев. Иначе растение может погибнуть. А почему мы должны беречь растения?
Ответы детей: О растениях нужно заботиться, потому что они очищают воздух, которым мы дышим, и украшают наш мир.
Воспитатель: Ребята, какие растения так любят воду, что растут только около водоемов. Некоторые мы с вами видели на экскурсиях и в ходе наблюдений.
Ответы детей: Ива, ольха, рогоз, камыш, ряска, стрелолист, чилим и т.д.
Воспитатель: Теперь ты Незнайка понял, как растение пьет воду?
Незнайка: Понял, спасибо вам большое! Вы настоящие исследователи!
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель:А вам, ребята, понравилось быть исследователями?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: А мене понравилось то, что вы сами открыли сегодня новый секрет растений! Но наш эксперимент еще не закончился, завтра мы посмотрим, что станет с листиками капусты. У вас есть предположения о том, что мы увидим завтра?
Ответы детей: Листики окрасятся больше.
Воспитатель: Давайте наберемся терпения и немного подождем.
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Мы с вами сегодня наблюдали за окрашиванием «цветной» водой листа растения, а как вы думаете, такая часть растения как цветок нуждается в воде?
Ответы детей.
Воспитатель:Кто хочет разгадать и эту загадку растений, приходите завра пораньше в детский сад. Я для вас приготовлю цветы белой хризантемы. А опыт вы сможете провести сами?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Хорошо, тогда завтра я вас жду рано утром в нашей «лаборатории»!
2. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» //М.: Карапуз-Дидактика. – 2005.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет //Воронеж: ЧП Лакоценин СС, 2006г–117с. – 2002.
4. Гризик Т. И. Познаю мир: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» //М.: Просвещение. – 2000.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников //М.: ТЦ Сфера. – 2010.
Скачать вложение