Каждый человек узнается в трудностях
Автор: Никишова Надежда Андреевна, воспитатель МДОУ «Детский сад №3» Рязанская область, город Спас-КлепикиКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет (по произведению Л.Н.Толстого «Два товарища»). Технология продуктивного чтения-слушания.
Цель воспитателя | Способствовать развитию умения воспринимать текст на слух, понимать его и пересказывать. | |
Предварительная работа: | Изучение пословиц о выборе в трудных ситуациях; беседа о том, как вести себя при встрече с дикими животными. | |
Оборудования: | Иллюстрации к произведению, MP3 запись фрагмента песни «Когда мои друзья со мной"; портрет Л. Н.Толстого | |
Художественная задача текста | Способствовать пониманию детьми того, что в опасной ситуации все ведут себя по - разному. | |
Этапы деятельности | Задачи | Действия воспитателя и детей |
1.Мотивационный этап (до чтения) | Создать условия для формирования интереса к слушанию басни Л.Н.Толстого «Два товарища». |
Дети сидят полукругом, Воспитатель держит в руках иллюстрации и роняет их. Похвалить того, кто помог, и удивиться, стоило ли смеяться. Отметить и проговорить с детьми кто какой сделал выбор. - Смотрите ситуация одна, а повели Вы себя по-разному. А знаете ли вы, как по-разному ведут себя люди при встрече с медведем? |
2.Ориентировочный этап (до чтения) | Создать условия для формирования желания прочитать басню и получить ответ на вопрос. |
(рассматривание иллюстраций) - Где изображён первый ребенок? - А где мы видим второго мальчика? - Кого мы видим возле лежащего мальчика? - Как вы думаете, что могло произойти с ребятами? - Как бы вы назвали этот рассказ? Почему? Хотите узнать, что на самом деле с ними произошло? (Да) - Как нам это сделать? |
3.Исполнительский этап (во время чтения) 3.1 Чтение - слушание |
- Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание басни, сопереживать героям, оценивать их поступки; |
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. (Представили себе?) Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым. (Молодцы не растерялись!) Медведь подошел к нему и стал нюхать: (Пауза, показать испуг) он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,— говорит,— медведь тебе на ухо говорил?» «А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают». – Согласны? |
3.2. Физкультминутка: | Создать условия для двигательной активности. |
Встаньте, дети, встаньте в круг Я твой друг и ты мой друг. Влево, вправо повернитесь И друг другу улыбнитесь. Руки к солнцу протянули, Лучик поймали и к груди скорей прижали. С этим лучиком в груди Ты на мир ясней гляди. |
3.3. Обобщающая беседа (после чтения) |
Создать условия для понимания детьми того, что в опасной ситуации все ведут себя по - разному. |
Беседа по басне - Правильно ли по иллюстрациям мы догадались, о чем басня? Понравился ли вам тот заголовок, который вы придумали перед тем, как мы читали? Нужно ли его поменять? На какой? А Лев Николаевич Толстой (обратить внимание на портрет)назвал басню «Два товарища». - Как вы думаете, мальчики знали, два варианта спасения? - Могли ли мальчики поступить одинаково? - Помните, в начале занятия мы говорили о том, что каждый делает свой выбор. Вот каждый мальчик в опасной ситуации сделал свой выбор. Один…? А другой….? А как ты бы, Андрей, (спросить 2-3 детей…) поступил? Кому страшнее? Почему? Надо ли было смеяться тому, кто смотрел на медведя издалека? Почему? А ты бы, Андрей, засмеялся? (спросить 2-3 детей) Л.Н.Толстой назвал басню «Два товарища». Можно ли их назвать товарищами? |
3.4. Выражение своего отношения к содержанию текста (После чтения) |
Создать условия для выражения детьми отношения к содержанию текста. |
- Кто из героев тебе больше понравился? Почему? |
3.5.Пересказ | Создать условия для развития связной монологической речи. | - Кто запомнил эту историю? Кто хочет попробовать рассказать её сам? (спросить 2-3 детей) |
4. Рефлексивный этап | - Создать условия для обращения детей к личному опыту. |
- Правильно ли мы догадались в начале, рассматривая иллюстрации, о чем будет произведение? - А вы когда-нибудь попадали в похожую ситуацию? -Понравилась ли вам басня Л.Н. Толстого? |
5. Перспективный этап | - Создать условия для применения полученных знаний на практике. |
- У Л.Н. Толстого есть много интересных произведений. Захотелось ли Вам их прочитать? Если у вас дома есть книги этого автора, приносите в детский сад, мы с удовольствием их почитаем. |
1. Русские писатели - детям. Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф - Пресс», 2016,-128с.
2. Чиндилова О.В.,Баденова А.В. « Наши книжки» учебное пособие. Часть 2. – М.: Баласс, 2016. – 64 с.
3. Песня «Когда мои друзья со мной» Слова М.И. Танича; музыка В.Я. Шаинского.
Скачать вложение