Кейс для педагогов по развитию сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений
Автор: Лутикова Светлана Владимировна, Берестова Татьяна Сергеевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №5 «Пчелка», г. Скопин, Рязанская областьМетодическая разработка
Актуальность
Сенсомоторное развитие дошкольников – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающие зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсомоторное развитие способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности к обучению в школе, овладению навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.
Всестороннее развитие дошкольников осуществляется на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируется воображение и происходит познание окружающего мира. Следует также сказать, что дидактические игры являются одним из наиболее важных видов учебных занятий для развития детей младшего дошкольного возраста.
Именно поэтому большинство дидактических игр по сенсомоторному развитию рассчитаны на детей в возрасте от 3 до 5 лет.
Для сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста через игру нами было разработано методическое пособие «Кейс для педагогов по развитию сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений».
Цель использования пособия – формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений в игровой занимательной форме.
Задачи.
- Формировать представления детей об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, части и целом, пространстве и времени;
- Закреплять у детей знания о геометрических фигур, основных цветах;
- Развивать сенсорные навыки и тактильные ощущения, обогащать чувственный опыт;
- Развивать любознательность, воображение и творческую активность, внимание, память, наблюдательность.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игровой деятельности.

В данное методическое пособие входят следующие дидактические игры: «Геометрическое домино», «Цветовое лото», «Сложи предмет из геометрических фигур», «Подбери заплатку», «Веселый паровозик», «Любимый цветок», «Подбери фигуру» и «Сенсорный коврик». Использование дидактических игр и упражнений из этого кейса способствуют развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащению чувственного опыта детей. С его помощью можно не только играть, но и в игровой форме научить ребенка познавать мир с помощью органов чувств.
Описание дидактических игр и игровых пособий
Дидактическая игра «Геометрическое домино»
Возраст. 3-5 лет.
Цель. Закрепление умения детей различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб) и основные цвета, соединять их в цепочку.
Оборудование. Игра состоит из деревянных брусочков. Размер деталей 8х4 см.
Детали разделены линией на две половины. По краям расположены половинки геометрических фигур.
Ход игры. Задача ребенка - собрать единую цепь из фигур, правильно подобрав, их друг к другу.
При желании можно увеличить количество деталей, геометрических фигур и цветов.
Примечание. Играть можно подгруппой или индивидуально.
Дидактическая игра «Цветовое лото»
Возраст. 3-5 лет.
Цель. Закрепление знания основных цветов и их оттенков, развитие памяти, внимания и речи.
Оборудование. Карточки разных цветов с пустыми окошками. Маленькие карточки игровое - поле четырех цветов (желтый, красный, синий, зеленый), разрезные карточки.
Ход игры.
Дети выбирают ведущего с помощью считалочки. Выбирают себе карточки по цвету. Ведущий вытягивает по одной карточке и задает вопросы «Кому?», «Какого цвета?». Выигрывает тот ребенок, кто безошибочно соберет карточки своего цвета. Играть можно подгруппой или индивидуально.
в игре должно участвовать до 10 человек. Каждому участнику воспитатель раздает игровое – поле. По результатам общего голосования выбирается водящий, который должен вынимать карточки разрезные, громко называя их цвет. Обладатели игрового цветного поля заполняют его карточками, проговаривая цвет, и что изображено на карточке.
Таким образом, побеждает ребенок, у которого раньше других будет закрыто игровое поле. Игра станет намного интереснее, если всем победителям подготовить призы или попросить проигравших участников показать, рассказать что-либо интересное.
Дидактическая игра «Сложи предмет из геометрических фигур»
Возраст. 3-5 лет.
Цель. Развитие умения различать геометрические фигуры, определять их цвет;
анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов; умение сравнивать геометрические фигуры по размеру;
развивать внимание, мыслительные операции.
Оборудование: большие карточки с геометрическим узором предметов , набор геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники ,овалы).
Ход игры. В этой игре детям предлагается выложить картинки с таким же рисунком из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом, а затем по памяти.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем, дети определяют, какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и дублирует точно такой же узор. Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур. Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти. Можно предложить ребенку составить свой узор.
Дидактическая игра «Подбери заплатку»
Возраст. 3-5 лет.
Цель. Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия у детей 3 -5 лет.
Закрепление умения находить геометрическую фигуру определенного размера.
Благодаря игре «Подбери заплатку» закрепляются знания геометрических фигур, логическое мышление, а также это отличная тренировка для развития цветовосприятия и усидчивости.
Оборудование. Игровой материал: разноцветные карточки с пустыми «окошками», набор геометрических фигур.
Ход игры.
Разложить перед детьми карточки с пустыми «окошками» и набор геометрических фигур. Предложить детям подобрать "заплатки" к представленным геометрическим фигурам по цветам. Предложить найти нужную недостающую часть по форме и цвету.
Найти две одинаковые фигуры. В случае затруднений следует помочь ребёнку. Играть можно подгруппой или индивидуально.
Дидактическая игра «Веселый паровозик»
Возраст. 3-5 лет.
Цель. Формирование представления детей о геометрических фигурах, цветах.
Оборудование. Картинки паровозика с пустыми окошками в вагончике геометрических фигур. Карточки геометрические фигуры.
Ход игры. Воспитатель объясняет, что паровозик везет в страну "Математики" геометрические фигуры разного цвета и разных эмоций, но на пути встретилась злая колдунья и перепутала все геометрические фигуры. Детям предлагается разложить геометрические фигуры в свои вагончики (в вагончики с соответствующей фигурой), при этом показывать их эмоции. Затем воспитатель показывает пустой вагончик и предлагает каждому участнику игры выбрать свое окно для этого вагончика (любой цвет и любая геометрическая форма). Используется как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми. В игре можно придумывать различные истории, тем самым, развивая творческую активность детей.
Примечание. Играть можно подгруппой или индивидуально.
Дидактическая игра «Любимый цветок»
Возраст. 3-5 лет.
Цель. Закрепление умения находить заданный цвет и соотносить с предметом соответствующего цвета.
Оборудование. Цветы, вязанные разных цветов спектра. Мелкие игрушки разного цвета.
Ход игры. Перед ребёнком цветы разных цветов спектра. Ребёнку нужно найти любимый цветок для каждой игрушки. Например: на красный цветок посадить красную бабочку, на зелёный цветок – лягушку и т. д.
Примечание. Играть можно подгруппой или индивидуально.
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Возраст. 3-5 лет.
Цель. Закрепление представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии, подбирать фигуры по образцу, навыка обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.
Оборудование. Карточки с шаблоном геометрических фигур. Картинки геометрических фигу разного цвета.
Ход игры: на столе перед ребёнком расположены геометрические фигуры разных цветов. Воспитатель просит детей сначала найти жёлтый круг, и приложить на карточку, потом зелёный прямоугольник, синий квадрат, красный треугольник, и так далее. Такая игра может быть использована в совместной игровой деятельности детей, так и на занятиях. Показать круг и, обводя его пальцами, спросить: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показать овал, тоже обвожу его пальцем: «А это какая форма?» То же самое с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник.
«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». В конце игры подводится итог: «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник».
Игровые пособия «Сенсорные коврики»
Возраст. 3-5 лет.
Цель. Развитие мелкой моторики, сенсорики, координации и тактильных ощущений.
Оборудование. Прямоугольные коврики из ткани, на которых нашиты различные предметы.
Ход игры. Действуя с различными предметами коврика, ребенок выполняет следующие действия: закрыть и открыть замочки, намотать и размотать ленточки; зашнуровать и расшнуровать домик; расстегнуть и застегнуть пуговки, достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.
Таким образом, с помощью дидактического многофункционального пособия, формировать элементарные математические и сенсорные представления у детей дошкольного возраста, становится еще легче, интереснее и разнообразнее. Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения.
В дидактические игры и игровые упражнения можно играть с детьми дошкольного возраста в детском саду, как индивидуально, так и небольшими подгруппами.
Литература
1. Поддъякова Н. Н., Аванесова В. Н. «Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
2. Шаграева О. А. «Детская психология» – М.: ВЛАДОС, 2001 – 368 с.
3. Янушко Е. А. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста» М.: мозаика – Синтез, 2009 – 72 с.
Презентация к занятию во вложении
Скачать вложение