Книжки - малышки
Автор: Лукинова Наталья Юрьевна, Кисвянцева Анна Юрьевна, Китун Ирина Сергеевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №116», г. РязаньКонспект НОД по рисованию в группе общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этомвозрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно- продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя красками или мелками, разминая в ладошках пластилин или тесто, разрывая бумагу или водя по листу клеящим карандашом, ребенок приобретает ни с чем не сравнимый опыт. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов. Просто удивительно, как из обычного куска пластилина может получиться все, что угодно, а потом снова исчезнуть, превратившись в бесформенную глыбу. А смешивание красок - это вообще настоящее волшебство. Вот краска желтая, вот синяя... Откуда же взялась зеленая? Для ребенка младшего дошкольного возраста творчество - это и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться, почувствовать себя независимым. Исследования ученых (Л. С. Выготский, Б. М. Теплова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др.) показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей ребенка.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
- во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
- во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
- в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
В. А. Сухомлинский писал: «Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка».
Цель: создание благоприятных условий для индивидуального творческого самовыражения и личностного развития детей.
Задачи:
Обучающие:
Формировать умения детей рисовать предметы четырехугольной формы непрерывными движениями руки слева направо, сверху вниз.
Уточнить прием закрашивания движениями руки сверху вниз или слева направо; правильно держать карандаш; в процессе рисования использовать карандаши разных цветов.
Закрепить названия предметов квадратной формы (квадрат), продолжать формировать умение сравнивать предметы контрастные по размеру.
Развивающие:
Развивать воображение.
Развивать мелкую моторику рук.
Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность при работе с карандашами, формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Демонстрационный материал: Книжки – малышки.
Раздаточный материал: Альбомные листы, фломастеры (карандаши)
Ход занятия
1. Мотивационный этап
Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок.
Дружно за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся.
Улыбнись тому, кто слева, Улыбнись тому, кто справа.
Вот и мы, и ты, и я. Мы- одна большая, дружная семья!
Воспитатель: Ребята, послушайте, я загадаю вам загадку.
- Не куст, а с листочками,
не рубашка, а сшита,
не человек, а рассказывает.
Дети: Книга (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, это книга. А где у нас в группе живут книги?
Дети: На полке, в книжном уголке (ответы детей)
Воспитатель: А у нас здесь не простые книжки, а интересные книжки - малышки!
2. Ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, скажите, а какие бывают книги, по размеру?А, какой они формы?
Дети: Большие, маленькие. Квадратной и прямоугольной формы. (ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые книжки у меня здесь нарисованы.
Воспитатель: А я предлагаю нарисовать свои книжки малышки и сделать выставку, Давайте с вами попробуем нарисовать в воздухе маленькую книжку четырехугольной формы. Хорошо, молодцы!
- Ребята, а сейчас посмотрите на доску, я нарисую четырёхугольник.
Левой рукой я держу край листа, чтобы он не двигался, когда я буду рисовать. Правой рукой беру карандаш и рисую прямую линию. Это верхняя часть книги. Слева, возле начала линии, провожу еще одну, но теперь сверху вниз- это высота книги. Теперь нарисую еще одну линию, нижнюю часть книги, ведя карандаш слева направо, и соединю её конец с концом верхней линии. Вот так. Книга готова.
Воспитатель: Ребята сейчас надо разукрасить нашу книгу.
Закрашиваю слева направо, всё время в одном направлении.
Линии рисую, друг возле друга, так чтобы не было щёлок. Вот так. Вот такая красивая книга получилась.
3. Исполнительный этап
- Давайте с вами попробуем нарисовать в воздухе маленькую книжку, но сначала посмотрите и выберите себе материал для работы.
Хорошо, молодцы!
Воспитатель: Теперь можно приступать к работе. Но сначала я предлагаю подготовить пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.«Семья»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: Вот мы и готовы приступить к работе и нарисовать книжку - малышку. Вспомним, с чего мы начнём.
Дети: мы нарисуем четырёхугольник,левой рукой держим край листа, правой рукой берем карандаш и рисуем прямую линию,закрашиваем слева направо, в одном направлении (ответы детей).
- Дети, посмотрите перед вами лежат карандаши, для рисования книжки - малышки, выберите себе любой карандаш.
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания (Дети приступают к рисованию, педагог индивидуально работает с детьми).
- Дети, что вызвало затруднение при рисовании книжки?
Воспитатель: Кто закончил, не забудьте навести порядок на своем рабочем месте.
Воспитатель: Ребята, скажите, а что мы сегодня рисовали?
Вам нравятся ваши рисунки? (ответы детей)
- Сколько у нас получилось книжек-малышек? (много)
- Какими у вас получились? (красивые, яркими)
- На какую геометрическую фигуру похожи наши книжки?
Воспитатель: Предлагаю вам, сделать выставку в нашем книжном уголке из ваших красивых книжек – малышек.
4. Рефлексивный этап
Воспитатель: Ребята, после нашей работы какое настроение у вас? Если хорошее возьмите себе веселый смайлик, ну а если у кого настроение не очень хорошее, то выберите себе грустный смайлик.
5. Перспективный этап
Воспитатель: Дети, какие красивые и разные у вас получились книжки, яркие, красочные.
Вам понравилось изготавливать книги? (Да, ответы детей)
А скажите, как нужно обращаться с книгой? (аккуратно, бережно, ответы детей) Молодцы, правильно!
Ребята, вы все замечательно справились с заданием и нарисовали красивые книжки. Теперь мы и сами можем придумать сказку и нарисовать или вспомнить ту, которую уже знаем. Мы можем подарить книжки детям из соседней младшей группы. Для того, чтобы они получились совсем хорошими, им не хватает картинок, поэтому возьмите книжки - малышки домой, пофантазируйте с родителями и наклейте разные картинки.
Литература:
1. Комарова Т.С. . Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий: Мозаика-Синтез; Москва; 2011 – 115с.
Скачать вложение