РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Когда нет согласья, удачи не видать

Автор: Степанова Ольга Сергеевна, Дрыкина Ольга Николаевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 121» г. Рязани

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для 4-5 лет (по произведению Братьев Гримм «Соломинка, уголь и боб»). Технология продуктивного чтения-слушания.

Аннотация

Приобщение детей к книге, привитие интереса к чтению и формирование будущего читателя – важные задачи дошкольного образования. Однако современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации, и зачастую знакомство детей со сказками, отечественными и зарубежными, происходит через телевидение и интернет. Ребенок ожидает от увиденной сказки чего-то необычного, чудесного, волшебного. Ему хочется подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но не всегда это удается. В сказке же все возможно.

Зарубежная литература - знакомит маленького читателя с иным миром, образом жизни, национальными особенностями характера, природой. При этом ее ценностные ориентации остаются «вечными»: она учит детей добру, справедливости, уважению к человеку, сохранению его индивидуальности.

Детские писатели Германии Братья Гримм -  одни из самых известных сказочников планеты. Все знают сказки и главных героев этих замечательных авторов "Бременских музыкантов", "Король Дроздобород", "Белоснежка и Краснозорька", "Храбрый портной" и многих других. Их сказки до сих пор переводятся на множество различных языков и переиздаются каждый год огромными тиражами.

По мнению разработчиков технологии продуктивного чтения-слушания (О.В. Чиндиловой и др.), у дошкольников 4-5 лет формируется новая ступень читательской деятельности, такая как сфера воссоздающего и творческого воображения. Прочитав сказку, дети вовлекаются в ее инсценирование, откликаются на иллюстрирование понравившихся эпизодов, способны на творческий пересказ.

Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере знакомства детей с зарубежной авторской сказкой Братьев Гримм «Соломинка, уголь и боб».

Цель: организовать деятельность детей, направленную на знакомство со сказкой Братьев Гримм «Соломинка, уголь и боб»; способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание сказки, определять характер героев; побуждать интерес детей к осознанию и пониманию того, что дружить можно не со всеми.

Задачи:

Создать условия для:

1.    формирования интереса к слушанию сказки Братьев Гримм «Соломинка, уголь и боб»;

2.    знакомства с текстом сказки;

3.    формирования навыка эмоционально воспринимать сказку, понимать ее содержание и смысл;

4.    для уточнения понятий «дружба», «друг», «знакомый»;

5.    для обращения детей к личному опыту.

Оборудование: демонстрационный материал - картинка с изображением печи; блюдо с бобами; настоящие соломинка, уголь, боб; игрушки – соломинка, уголь, боб; раздаточный материал на каждого ребенка – картинка с изображением ручейка, вырезанные картинки соломинки, уголька и боба.

 

Ход деятельности

1. Мотивационный этап (до чтения)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся.

Встаньте, дети, встаньте в круг.                            Дети встают в круг.

Я – твой друг,                                                        Руки прижаты к груди.

И ты – мой друг.                                                    Руки вытянуты вперед.

Влево, вправо повернитесь                                  Повороты влево-вправо.

И друг другу улыбнитесь.                                    Улыбнуться друг другу.

Руки к солнцу протянули                                     Встать на носочки,

                                                                                потянуться вверх.

Лучики поймали                                                    Руки вверху сжать в кулак.

И к груди своей прижали.                                    Руки прижать к груди.

С этим лучиком в груди                                        Руки вытянуть вперед.

Ты на мир ясней гляди.                                         Руки вверх, в стороны.

 

Воспитатель: Ребята, как нас много в группе. Мы стараемся играть вместе как? (дружно).

- Но у каждого из вас есть друг, правда? (да).

- Расскажите ребята о своих друзьях. Как их зовут? (ответы детей). Каждый из вас находит себе друга по интересу для игры. А все ли могут дружить друг с другом? (да, нет). Посмотрите, что у меня есть? /Показ настоящего угля, соломинки и боба/.

- Как вы думаете, что это? (…) Это соломинка – высохший стебель травы, уголь – то, что осталось от сгоревших дров, боб – его варят и используют в пищу. Интересно, а они могут быть друзьями? (нет, да). А где они могут дружить? На самом деле или в сказке? (в сказке).

2. Ориентировочный этап (до чтения)

Воспитатель: Сказку о этих героях написали очень давно братья Гримм, и называется она «Соломинка, уголь и боб». А как же нам проверить, смогут ли подружиться в сказке соломинка, уголь и боб? Как вы думаете, что для этого надо сделать? (прочитать сказку).

3. Исполнительский этап (во время чтения)

3.1. Чтение – слушание.

(Сказку читает воспитатель, опираясь на текст из рабочей тетради)

Жила-была одна старушка, старая-престарая. Восемьдесят лет ей было. Пошла старушка на огород, собрала целое блюдо бобов и решила их сварить. “Вот, - думает, - сварю бобы и пообедаю”.

Растопила она печь и, чтобы огонь разгорелся получше, подбросила в топку пучок соломы. А потом стала сыпать в горшок бобы.

Вот тут-то всё и началось.

Когда сыпала она бобы в горшок, один боб взял да и упал на пол. Упал и лежит рядом с соломинкой. И сюда же, на пол, выскочил из печки раскалённый уголёк.

Вот соломинка и говорит:

- Милые друзья, откуда вы здесь?

- Я, - отвечает уголёк, - из печки. Если бы, - говорит, - я оттуда не выскочил, я бы пропал: пришлось бы мне сгореть и рассыпаться золой. (Зола – это пачкающийся порошок, остающийся после сгоревших поленьев).

А боб говорит:

- И мне посчастливилось, что я сюда упал. (Интересно, а чем бобу посчастливилось?) А то пришлось бы мне, как и другим моим приятелям-бобам, в кашу развариться.

А соломинка говорит:

- И я рада, что в печку не попала, а здесь лежу.

- Ну, а что же мы теперь делать будем? - спрашивает уголёк.

- Я думаю, - сказал боб, - вот что. Пойдёмте-ка путешествовать.

- Пойдём, пойдём! - сказали уголёк и соломинка.

И пошли они вместе - боб, соломинка и уголёк - путешествовать. Долго шли и пришли к ручейку.

Ручеёк маленький, узенький, а перебраться через него трудно - мостика нет. Как тут быть? (Действительно, как же быть? Ответы детей принимаются, но не комментируются).

Подумала соломинка и говорит:

- Мы вот что сделаем: я перекинусь с бережка на бережок, а вы по мне переправитесь, как по мосту. (Вот что они придумали!)

Так они и сделали. Перекинулась соломинка с берега на берег, и первым побежал по ней уголёк. Бежит, как по мосту. Добежал до середины, слышит - плещет внизу вода. Стало ему страшно, остановился он и кричит:

- Боюсь воды (взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить дальше вместе), боюсь воды!

А пока он стоял и кричал, соломинка от него загорелась, распалась на две части и полетела в ручей. Уголёк тоже упал в воду, зашипел:

“Тону, спасите!” - и пошёл ко дну.

А боб осторожней был - он на берегу остался. Остался на берегу и давай смеяться над угольком и соломинкой.

Смеялся он, смеялся да и (взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить вместе) лопнул от смеха.

Плохо бы ему пришлось, но, на его счастье, сидел на берегу бродячий портной. Достал портной нитки и сшил обе половинки боба.

А так как у портного белых ниток с собой не было, зашил он боб чёрной ниткой. С тех пор у всех бобов чёрный шов посредине.

 

3.2. Физкультминутка

Воспитатель: А не пора ли и нам немного отдохнуть? Пойдемте немного погулять по лесу. /Дети встают в круг на ковре/

Дети по лесу гуляли,                                    Дети идут по кругу.

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели                    Остановиться, встать на носочки,

                                                                      поднять голову и руки вверх.

И их лучики согрели.                                  Обнять себя за плечи.

Бабочки кругом летали                               Бег на носочках по кругу,

Крыльями махали.                                       взмахи руками как «бабочки».

Дружно мы похлопаем,                               Похлопать в ладоши.

Ножками потопаем.                                     Потопать ногами.

Хорошо мы здесь гуляли                            Руки вперед, показать «класс».

И нисколько не устали.                               Покачать головой,

                                                                        погрозить пальчиком.

 

3.3. Творческая (практическая) работа (после чтения)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть. /Воспитатель показывает картинку с ручьем, вырезанных героев – соломинку, угля и боба/

Хотите сами, оживить эту картинку? (да). Расположите героев сказки на ней и вспомните, как они переходили через ручей. /Воспитатель комментирует действия детей, объясняя их выбор расположения героев на картинке/.

 

3.4. Обобщающая беседа (после чтения)

Воспитатель:

- Ребята, вспомните, а откуда в сказке появился уголек? (из печки), какой он? (горячий, черный, красный).

- Чего испугался уголек, когда переходил через ручеек? (боялся упасть в воду).

- Какой уголек, как можно сказать про него? (трусливый, боится воды).

- Как вы думаете, для чего соломинка перекинулась с берега на берег? (чтобы уголек и боб могли перейти по ней на другую сторону ручья).

- Соломинка испугалась воды? (нет).

- Что про нее можно сказать, какая она? (добрая, бесстрашная, хочет помочь друзьям).

- Ребята, а почему уголек не смог перейти по соломинке через ручей? (он испугался, остановился, соломинка под ним сгорела, он упал в воду).

- Что делал в это время боб? (смеялся, лопнул от смеха).

- А настоящие друзья так поступают? (нет).

- Ребята, соломинка, уголь и боб стали надежными и верными друзьями? (нет).

- В жизни и в сказках знакомые люди или герои могут общаться, но не дружить друг с другом. Каждый человек или герой сказки для себя ищет настоящего, верного, надежного друга, который не бросит в беде и будет радоваться вместе с ним.

 

4. Рефлексивный этап

Воспитатель: Ребята, вспомните, когда вы увидели настоящих соломинку, угля и боба и предположили, смогут ли они подружиться, то решили это проверить, прочитав сказку. Мы оказались правы или нет. Смогли соломинка, уголь и боб стать друзьями? (нет).

 

5. Перспективный этап

Воспитатель: А вы хотите быть верными и надежными друзьями? (да). Я желаю вам встретить в жизни верных друзей, которые будут с вами и трудные, и в радостные минуты.

 

Литература

1.    Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2014. – 43 с.

2.    Паршина С.В. Технология продуктивного чтения-слушания как средство формирования читательских умений дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.school2100.com(Дата обращения 8.11.2021).

3.    Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х частях. Часть 2. Образовательные программы по разным линиям развития и аспектам воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.:Баласс, 2014. – 240 с.

4.    Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки для детей 4 -5 лет. – М.: Баласс, 2016.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ – 96 с.

5.    Физкультминутка «Дети по лесу гуляли» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://prezentacii.info/wp-content/uploads/2016/07/JUPSikEIMKs7vX26/15.jpg (Дата обращения 8.11.2021).

    Конспект во вложении (pdf 243KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru