Компетентный выбор примерной основной образовательной программы – условие успешной реализации ФГОС ДО
Автор: Черникова Елена Евгеньевна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования РИРОМир вокруг нас кардинально изменился. Глобальная информатизация, формирование информационно-коммуникационной среды требуют серьезных перемен в образовательной системе уже на дошкольном уровне. На сегодня в России сложилась определенная система дошкольного образования, которая уже не удовлетворяет потребности современного общества.
1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым дошкольное образование признано обязательным уровнем общего образования, что, в свою очередь, потребовало введение федерального образовательного стандарта дошкольного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты не определяют напрямую содержания образования, не содержат учебных планов с конкретным количеством часов, конкретных правил, законов, произведений или событий, которые обязательно должны быть изучены. Содержание образования каждого уровня общего образования определяется основными образовательными программами. Поскольку основная образовательная программа разрабатываются дошкольными организациями самостоятельно, содержание образования может быть весьма разнообразным, и может различаться в разных образовательных организациях, однако оно должно обеспечивать достижение предписанных федеральным государственным образовательным стандартом результатов.
Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе предусматривает его комплексность и вариативность, в связи с чем на педагогический коллектив дошкольного учреждения возлагается большая ответственность за выбор, разработку и реализацию основной образовательной программы учреждения.
Образовательная программа ДОО рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности.
Согласно п. 9 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «образовательная программа ‒ комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Принципиально важным моментом является то, что, хотя образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения и образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам, эта свобода осуществляется с учетом ряда ограничений – это и права обучающихся, и требования ФГОС, и ограничения по выбору учебников и учебных пособий, и иные ограничения, установленные законом.
Основная образовательная программа разрабатывается дошкольными организациями на основе требований ФГОС и примерной основной образовательной программы. «Примерная основная образовательная программа ‒ учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом уровня и направленности на основе ФГОС».
Основные образовательные программы ДОО должны быть нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, их реализация потребует максимальной эксплуатации инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированного и дифференцированного подхода к организации образовательного процесса и основных видов деятельности детей дошкольного возраста, нацеленного на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и ее заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
Так как в ФГОС дошкольного образования одним из принципов является сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, в котором ведущая деятельность – игра, то многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактической модели на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.
В контексте новых Стандартов перед педагогами стоит задача избежать упрощения образовательной деятельности, при этом обеспечить решение важнейшей задачи ФГОС – разгрузки ребенка-дошкольника. Это возможно не за счет примитивизации содержательной стороны образовательного процесса, а за счет совершенствования формы этого процесса.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» установил, что примерных основных образовательных программ может быть неограниченное количество, и при этом он не содержит никаких механизмов, которые бы гарантировали, что будет разработана хотя бы одна примерная основная образовательная программа по каждому уровню и направленности.
Не решено, каким образом публичная власть будет участвовать в разработке примерных программ, будет ли осуществлена какая-то централизованная разработка, либо органы государственной власти ограничатся функциями организации экспертизы и ведения реестра таких программ.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, пункт 11) предусмотрено создание реестра примерных основных образовательных программ (далее – ПООП).
Реестр примерных основных образовательных программ – государственная информационная система, состоящая из перечня примерных основных образовательных программ, сформированных по уровням общего образования.
Прежде всего следует отметить, что информация реестра, благодаря наличию в нем всех используемых на территории Российской Федерации ПООП, может быть задействована в научных целях для решения проблем развития общего образования всех уровней. Для специалистов увеличится доступность информации о разрабатываемых и реализуемых программах, улучшатся возможности для проведения их сравнительного и иного анализа, выявления тенденций в развитии общего образования всех уровней и разработке перспектив его дальнейшего развития.
Реестр должен оказывать положительное влияние на развитие конкуренции между разработчиками ПООП, что должно в целом повлиять на систему образования. Можно ожидать, что наличие экспертизы, общественного обсуждения и открытый доступ к текстам программ потребует от разработчиков более тщательного отношения к их созданию, учета интересов различных групп населения, практических работников системы образования.
Существует одна проблема, которая волнует всех педагогов – это отсутствие примерных программ, разработанных в соответствии с ФГОС. К 1 сентября 2016 года ДОО необходимо разработать основную образовательную программу, а реестра ПООП еще нет. С введением ФГОС предстоит кропотливая, трудоемкая работа и не только с методической стороны (изучение обновленных программ, корректировка своей образовательной программы, документации, планов).
На данный момент многие ключевые вопросы в отношении примерных образовательных программ не решены. В частности, неясно, как именно должна трактоваться норма закона об «учете» примерной программы в ходе разработки программы образовательного учреждения – до какой степени допускается вариативность и отступление от примерной программы при разработке программы образовательной организации. Вместе с тем, решение этого вопроса является ключевым для понимания сути и роли такого инструмента, как примерные основные образовательные программы в образовательном пространстве Российской Федерации.
При выборе примерных основных образовательных программ дошкольного образования ДОО следует учитывать социальный заказ родителей, особенности контингента воспитанников и имеющуюся материально-техническую базу ДОО.
Для того чтобы подобрать ПООП для реализации в ДОО, следует сделать два основных шага:
1. Проанализировать условия в ДОО:
Отличительным признаком программы «Детство» можно назвать содержательное определение речевых умений в разных видах деятельности. Авторы включают речь не только в коммуникативную, но и всегда в какую-либо другую деятельность (теоретическую, интеллектуальную, практическую).
Серьезное внимание в программе «Детство» уделяется контролю динамики речевого развития дошкольников. Одним из достоинств программы является то, что в конце разделов отмечены уровни овладения речью, которые позволяют строить учебно-воспитательный процесс на диагностической основе и таким образом осуществлять поиск наиболее эффективной образовательной технологии.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что программа «Детство» подходит для реализации коррекционного направления в работе с дошкольниками.
Программа «Мир открытий» – документ нового поколения, разработанный в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, отвечает запросам современного общества и семьи к воспитанию ребенка от младенчества до поступления в школу.
В центре Программы – современный ребенок, его уникальная и творческая личность. Программа задает базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее поддержку индивидуальности каждого ребенка, его социальное, нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие. Системно-деятельностный подход, положенный в основу Программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.
Основные особенности программы «Мир открытий» – это отечественная современная программа, предлагающая конкретный педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с запросом современного социума; базирующаяся на общих законах организации и развития деятельности человека; направленная на объединение образовательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольного образования. Программа, обеспечивающая преемственность между дошкольным и начальным уровнями общего образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на протяжении всей жизни человека, расширяющая возможности педагогов в использовании содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей.
Следовательно, программа «Мир открытий» позволяет реализовать интегративные принципы на уровне общих дидактических принципов, обеспечивающих создание единой образовательной среды.
Программа «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой предусматривает организацию жизни детей в каждой возрастной группе, режим дня в ДОО и дома. Имеет структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков.
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
В последние годы учебная модель организации образовательного процесса подвергается критике за жесткую регламентацию детской деятельности. Однако, на взгляд разработчиков программы, отказаться от нее полностью нецелесообразно. От проведения занятий не отказываются программы – «Радуга», «Развитие», «Детство».
Комплексно-тематическая модель – допускает вариативность позиций взрослого (в какие-то моменты он выполняет роль учителя; в какие-то – роль партнера по деятельности).
Предметно-средовая модель обучения направлена на преодоление стандартного подхода к детям, предоставление им большой самостоятельности, индивидуализацию образовательного процесса. Роль взрослого заключается в организации развивающей предметно-пространственной среды, в готовности его подключиться в любой момент к деятельности ребенка.
Программа «От рождения до школы» - прочная основа воспитания и образования детей младшего возраста, включая хорошее здоровье, правильное питание и благоприятствующую ребенку среду, может помочь обеспечить плавный переход ребенка в начальную школу, дать хорошую возможность для завершения базового образования.
Немаловажное значение имеют материально-технические условия реализации ООП, так как каждая ПООП предполагает наличие определенных требований к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование); помещений для создания развивающей предметно-пространственной среды, поскольку методическое обеспечение некоторых программ требует больших финансовых вложений.
Программа «Детский сад – дом радости» стала первой авторской дошкольной программой в России. Она представлена целой библиотекой книг, в которых прописан для воспитателя сценарий каждого рабочего дня на протяжении четырех лет. Программа впитала все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами, сложившееся на основе взаимообогащения национальных культур разных народов.
Задачами программы являются: забота о здоровье ребенка; содействие обогащению его психического и физического развития; освоению воспитанником разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала; овладению основами духовной культуры.
Автором была продумана программа работы с кадрами по становлению через технологию и инноватику профессионального стиля воспитателя. Вся работа с родителями строится на основе взаимопонимания и тесного сотрудничества.
Программа «Детский сад – дом радости» одна из немногих существующих программ, которая полностью обеспечена методически, разработана технология, где:
Отличительной чертой программы является единство идеологии, методологии и технологии. Умение прежде всего ценить, а не оценивать ребенка, более многогранное и объемное взаимодействие в системе «ребенок – педагог – родитель» – вот в чем проявляется особенность программы на современном этапе – этапе внедрения ФГОС ДО.
Самое главное, при выборе ПООП ДОО должны ориентироваться на реестр программ, прошедших экспертизу и получивших рекомендации Министерства образования РФ.
Рекомендуемая литература
1. Крылова, Н.М. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад – дом радости» http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Dom_radosti.pdf
2. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / под ред.Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf
3. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» / под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Mir-otkrytii.pdf
4. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html).
6. Федеральный закон «Об образовании в РФ». – М. : Проспект, 2013.
1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым дошкольное образование признано обязательным уровнем общего образования, что, в свою очередь, потребовало введение федерального образовательного стандарта дошкольного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты не определяют напрямую содержания образования, не содержат учебных планов с конкретным количеством часов, конкретных правил, законов, произведений или событий, которые обязательно должны быть изучены. Содержание образования каждого уровня общего образования определяется основными образовательными программами. Поскольку основная образовательная программа разрабатываются дошкольными организациями самостоятельно, содержание образования может быть весьма разнообразным, и может различаться в разных образовательных организациях, однако оно должно обеспечивать достижение предписанных федеральным государственным образовательным стандартом результатов.
Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе предусматривает его комплексность и вариативность, в связи с чем на педагогический коллектив дошкольного учреждения возлагается большая ответственность за выбор, разработку и реализацию основной образовательной программы учреждения.
Образовательная программа ДОО рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности.
Согласно п. 9 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «образовательная программа ‒ комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Принципиально важным моментом является то, что, хотя образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения и образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам, эта свобода осуществляется с учетом ряда ограничений – это и права обучающихся, и требования ФГОС, и ограничения по выбору учебников и учебных пособий, и иные ограничения, установленные законом.
Основная образовательная программа разрабатывается дошкольными организациями на основе требований ФГОС и примерной основной образовательной программы. «Примерная основная образовательная программа ‒ учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом уровня и направленности на основе ФГОС».
Основные образовательные программы ДОО должны быть нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, их реализация потребует максимальной эксплуатации инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированного и дифференцированного подхода к организации образовательного процесса и основных видов деятельности детей дошкольного возраста, нацеленного на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и ее заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
Так как в ФГОС дошкольного образования одним из принципов является сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, в котором ведущая деятельность – игра, то многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактической модели на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.
В контексте новых Стандартов перед педагогами стоит задача избежать упрощения образовательной деятельности, при этом обеспечить решение важнейшей задачи ФГОС – разгрузки ребенка-дошкольника. Это возможно не за счет примитивизации содержательной стороны образовательного процесса, а за счет совершенствования формы этого процесса.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» установил, что примерных основных образовательных программ может быть неограниченное количество, и при этом он не содержит никаких механизмов, которые бы гарантировали, что будет разработана хотя бы одна примерная основная образовательная программа по каждому уровню и направленности.
Не решено, каким образом публичная власть будет участвовать в разработке примерных программ, будет ли осуществлена какая-то централизованная разработка, либо органы государственной власти ограничатся функциями организации экспертизы и ведения реестра таких программ.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, пункт 11) предусмотрено создание реестра примерных основных образовательных программ (далее – ПООП).
Реестр примерных основных образовательных программ – государственная информационная система, состоящая из перечня примерных основных образовательных программ, сформированных по уровням общего образования.
Прежде всего следует отметить, что информация реестра, благодаря наличию в нем всех используемых на территории Российской Федерации ПООП, может быть задействована в научных целях для решения проблем развития общего образования всех уровней. Для специалистов увеличится доступность информации о разрабатываемых и реализуемых программах, улучшатся возможности для проведения их сравнительного и иного анализа, выявления тенденций в развитии общего образования всех уровней и разработке перспектив его дальнейшего развития.
Реестр должен оказывать положительное влияние на развитие конкуренции между разработчиками ПООП, что должно в целом повлиять на систему образования. Можно ожидать, что наличие экспертизы, общественного обсуждения и открытый доступ к текстам программ потребует от разработчиков более тщательного отношения к их созданию, учета интересов различных групп населения, практических работников системы образования.
Существует одна проблема, которая волнует всех педагогов – это отсутствие примерных программ, разработанных в соответствии с ФГОС. К 1 сентября 2016 года ДОО необходимо разработать основную образовательную программу, а реестра ПООП еще нет. С введением ФГОС предстоит кропотливая, трудоемкая работа и не только с методической стороны (изучение обновленных программ, корректировка своей образовательной программы, документации, планов).
На данный момент многие ключевые вопросы в отношении примерных образовательных программ не решены. В частности, неясно, как именно должна трактоваться норма закона об «учете» примерной программы в ходе разработки программы образовательного учреждения – до какой степени допускается вариативность и отступление от примерной программы при разработке программы образовательной организации. Вместе с тем, решение этого вопроса является ключевым для понимания сути и роли такого инструмента, как примерные основные образовательные программы в образовательном пространстве Российской Федерации.
При выборе примерных основных образовательных программ дошкольного образования ДОО следует учитывать социальный заказ родителей, особенности контингента воспитанников и имеющуюся материально-техническую базу ДОО.
Для того чтобы подобрать ПООП для реализации в ДОО, следует сделать два основных шага:
1. Проанализировать условия в ДОО:
- изучить запросы родителей и возможности детей;
- кадровые условия;
- материально-техническую базу ДОО.
- цели;
- направленность;
- ожидаемые результаты примерных основных образовательных программ;
Отличительным признаком программы «Детство» можно назвать содержательное определение речевых умений в разных видах деятельности. Авторы включают речь не только в коммуникативную, но и всегда в какую-либо другую деятельность (теоретическую, интеллектуальную, практическую).
Серьезное внимание в программе «Детство» уделяется контролю динамики речевого развития дошкольников. Одним из достоинств программы является то, что в конце разделов отмечены уровни овладения речью, которые позволяют строить учебно-воспитательный процесс на диагностической основе и таким образом осуществлять поиск наиболее эффективной образовательной технологии.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что программа «Детство» подходит для реализации коррекционного направления в работе с дошкольниками.
Программа «Мир открытий» – документ нового поколения, разработанный в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, отвечает запросам современного общества и семьи к воспитанию ребенка от младенчества до поступления в школу.
В центре Программы – современный ребенок, его уникальная и творческая личность. Программа задает базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее поддержку индивидуальности каждого ребенка, его социальное, нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие. Системно-деятельностный подход, положенный в основу Программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.
Основные особенности программы «Мир открытий» – это отечественная современная программа, предлагающая конкретный педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с запросом современного социума; базирующаяся на общих законах организации и развития деятельности человека; направленная на объединение образовательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольного образования. Программа, обеспечивающая преемственность между дошкольным и начальным уровнями общего образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на протяжении всей жизни человека, расширяющая возможности педагогов в использовании содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей.
Следовательно, программа «Мир открытий» позволяет реализовать интегративные принципы на уровне общих дидактических принципов, обеспечивающих создание единой образовательной среды.
Программа «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой предусматривает организацию жизни детей в каждой возрастной группе, режим дня в ДОО и дома. Имеет структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков.
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
В последние годы учебная модель организации образовательного процесса подвергается критике за жесткую регламентацию детской деятельности. Однако, на взгляд разработчиков программы, отказаться от нее полностью нецелесообразно. От проведения занятий не отказываются программы – «Радуга», «Развитие», «Детство».
Комплексно-тематическая модель – допускает вариативность позиций взрослого (в какие-то моменты он выполняет роль учителя; в какие-то – роль партнера по деятельности).
Предметно-средовая модель обучения направлена на преодоление стандартного подхода к детям, предоставление им большой самостоятельности, индивидуализацию образовательного процесса. Роль взрослого заключается в организации развивающей предметно-пространственной среды, в готовности его подключиться в любой момент к деятельности ребенка.
Программа «От рождения до школы» - прочная основа воспитания и образования детей младшего возраста, включая хорошее здоровье, правильное питание и благоприятствующую ребенку среду, может помочь обеспечить плавный переход ребенка в начальную школу, дать хорошую возможность для завершения базового образования.
Немаловажное значение имеют материально-технические условия реализации ООП, так как каждая ПООП предполагает наличие определенных требований к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование); помещений для создания развивающей предметно-пространственной среды, поскольку методическое обеспечение некоторых программ требует больших финансовых вложений.
Программа «Детский сад – дом радости» стала первой авторской дошкольной программой в России. Она представлена целой библиотекой книг, в которых прописан для воспитателя сценарий каждого рабочего дня на протяжении четырех лет. Программа впитала все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами, сложившееся на основе взаимообогащения национальных культур разных народов.
Задачами программы являются: забота о здоровье ребенка; содействие обогащению его психического и физического развития; освоению воспитанником разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала; овладению основами духовной культуры.
Автором была продумана программа работы с кадрами по становлению через технологию и инноватику профессионального стиля воспитателя. Вся работа с родителями строится на основе взаимопонимания и тесного сотрудничества.
Программа «Детский сад – дом радости» одна из немногих существующих программ, которая полностью обеспечена методически, разработана технология, где:
- а) прописана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
- б) определены формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
- в) представлены способы и направления поддержки детской инициативы;
- г) раскрыты особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Отличительной чертой программы является единство идеологии, методологии и технологии. Умение прежде всего ценить, а не оценивать ребенка, более многогранное и объемное взаимодействие в системе «ребенок – педагог – родитель» – вот в чем проявляется особенность программы на современном этапе – этапе внедрения ФГОС ДО.
Самое главное, при выборе ПООП ДОО должны ориентироваться на реестр программ, прошедших экспертизу и получивших рекомендации Министерства образования РФ.
Рекомендуемая литература
1. Крылова, Н.М. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад – дом радости» http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Dom_radosti.pdf
2. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / под ред.Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf
3. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» / под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Mir-otkrytii.pdf
4. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html).
6. Федеральный закон «Об образовании в РФ». – М. : Проспект, 2013.
Скачать вложение