Конспект образовательной деятельности по развитию математических представлений во второй младшей группе, по мотивам сказки «Три медведя»
Автор: Ермачкова Надежда Геннадьевна, Николаева Наталья Васильевна, воспитатели; Рывкина Нина Павловна, учитель логопед МБДОУ «Детский сад № 121», г. Рязань
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей. Математика - уникальная наука.
«Мировоззренческая роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять, описывать и исследовать как внешние связи, так и внутренние связи системы.»
(Ф. Бэкон)
«Эстетическая роль математики (эстетика - наука о прекрасном) состоит, в частности, в том, что она сводит разрозненные элементы и связи системы в целостную композицию, обладающую эстетическими качествами (красота, обаяние, цвет, форма, пропорция, симметрия, гармония, единство частей целого, полезность, удовольствие и др…..» (Г. Х. Харди)
Воспитательная роль математики состоит в том, что изучение и применение математики вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость, терпение и трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений; умение выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на суть проблемы; умение ставить новые задачи и др. Поэтому роль математики в жизни человека очень важна.
«Нигде, как в математике, ясность и точность вывода не позволяет человеку отвертеться от ответа разговорами вокруг вопроса. Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а все это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка. Математика полезна тем, что она трудна». (А. Д. Александров)
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги, например: Я. А. Коменский, Т. И. Ерофеева, Н. Я. Большунова, которые рассматривали математическое развитие детей, начиная с младшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте исследователи выделяли методы и приемы обучения, такие как беседы и занятия, разнообразные игры и занятия, а на современном этапе также использование специальных математических сказок, исследователи говорят, что математическое развитие должно быть связано со всеми деятельностями детей и обучение должно осуществляться без принуждения и давления.
Педагоги - исследователи (Н. Я. Большунова, Т. А. Шорыгина, Т. И. Ерофеева и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили сказку как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста.
Эти исследователи отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить доступно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.
На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Это объясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования, влиянию на развитие личности ребенка. А так же тем, что дети дошкольного возраста весьма восприимчивы к сказкам.
Как мы уже отмечали ранее дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит.
Цель: Развитие математических представлений о счете до 3, посредством сказки.
Задачи:
1. Обучающие:
- Учить сравнивать предметы по величине: большой, поменьше, маленький.
- Формировать понятие итогового числа 3.
- Познакомить с цифрой 3.
2. Развивающие:
- Формировать понимание значения понятия «поровну»
3. Воспитательные:
- Воспитывать навыки взаимодействия детей в группе.
Предварительная работа: - Чтение сказки «Три медведя», наблюдения за осенними изменениями в природе, беседы об осени.
Оборудование: - Картинки (три медведя, три кровати, осенние листья из цветной бумаги, цифра «3» размером А3).
Ход занятия.
Мотивационный этап.
Приветствие:
Солнце светит за окошком
Листья желтые летят,
Детский сад встречает утром
Всех своих ребят.
Ты мой друг, и я твой друг.
Встанем вместе в общий круг
Заходи и ты дружок
Сядем вместе мы в кружок.
(дети и воспитатель садятся по кругу)
Воспитатель:
- Ребята, хотите поиграть?
- Тогда отгадайте загадку.
Загадка:
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки
Три кроватки, три подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(Ответы детей, картинки на доске)
Ориентировочный этап.
Воспитатель:
- Какая сказка? (ответы детей)
- Давайте вместе вспомним эту сказку. Сколько медведей живет в избушке? (Считаем с детьми)
- Какого размера медведи? (рассматриваем медведей, определяем понятия: большой, поменьше, маленький).
- Сколько кроватей? (счет до 3)
- Какого размера кровати? (определяем понятия: большая, поменьше, маленькая).
- Медведи устали, ложатся отдохнуть, но не знают где, чья кровать. Поможем мишкам? (дети рассказывают где, чья кровать, и почему)
- Всем хватило кроватей? (ответы детей)
- Значит кроватей столько, сколько медведей, их поровну. Давайте повторим хором: медведей и кроватей поровну.
- Медведи отдохнули и хотят гулять. Погуляем вместе? (ответы детей)
Физкультминутка:
Три медведя шли домой (шагаем на месте)
Папа был большой, большой (руки вверх, прыжки на месте)
Мама с ним поменьше ростом (полуприседания)
А сынок малютка просто (приседания).
Воспитатель:
- Веселая у нас получилась прогулка. Когда мы с вами гуляем на улице, что шуршит под ногами. Что это? (ответы детей)
- Почему опадают сейчас листья? (ответы детей)
- Что бывает осенью? (ответы детей) Желтеют листья. Идет дождь. Листья опадают. На небе серые тучи. На улице холодно.)
- Давайте мишкам покажем осень.
Речь с движениями.
Осень, осень листопад (движения падающих листьев из положения руки вверх)
Под ногами шелестят (топаем ногами)
Скоро будет голый сад (дыхательное упражнение «ветерок»)
(Воспитатель разбрасывает листья)
Исполнительский этап.
Воспитатель:
- Молодцы, сильный ветер у вас получился. Настоящий листопад. Давайте поиграем с листочками.
У нашей игры есть правило. Собираем листья так, чтобы их было у вас поровну.
Каждый должен взять три листочка. (Дети собирают)
- Сколько у вас листьев? (Считаем)
- У всех по три, значит поровну, скажем хором «поровну».
- Сколько медведей в нашей сказке? (ответы детей)
- Сколько кроватей? (ответы детей)
- Сколько каждый собрал листочков? (ответы детей)
- К нам еще пришла гостья, и это цифра «Три». Но она грустит, ей хочется быть нарядной как осень. Поможем ей все вместе, сделаем для нее нарядное платье. (Ответы детей)
Коллективная аппликация.
Рефлексивный этап.
Воспитатель:
- Посмотрите, что у нас получилось? Какая стала цифра? (ответы детей: нарядная, красивая, разноцветная)
- Какая это цифра? (ответы детей)
- Сколько медведей было в сказке? (ответы детей)
- Сколько листочков каждый приклеил? (ответы детей)
- Вам понравилась наша игра? (ответы детей)
- Что, вам больше всего понравилось? (ответы детей)
- Как, вы помогли медведям? (ответы детей)
Перспективный этап.
Воспитатель:
- Нам пора заканчивать нашу игру. Когда придете домой, вы расскажите, с кем мы сегодня играли, кому помогали, с какой цифрой познакомились. Вам нравиться слушать сказки? (ответы детей)
- В какую сказку мы играли? (ответы детей)
- Дома попросите родителей прочитать вам сказку, где три главных героя. А завтра расскажите всем, какую сказку вы слушали.
Литература:
1. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. с. 20 - 24.
2. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2015. 320 с.
3. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2012. 128 с.
4. Ерофеева Т. И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т. И. Ерофеева. М.: Просвещение, 2016. 112 с.
5. Колесникова Е. В. Математика для детей 3 - 4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. М.: ТЦ Сфера, 2014. 88 с.
6. Новикова В. П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.М.: Мозаика - Синтез, 2018. 104 с.
7. Стожарова М. Ю. Математика - учимся, играя/ М. Ю. Стожарова. Ростов/ Д: Феникс, 2013. 203 с.
Скачать вложение